Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация и структура семинара




Содержание каждого практического занятия (семинара), будучи по преимуществу обобщением опыта самостоятельной подготовки студентов по конкретной теме курса философии, структурировано следующими элементами и этапами работы:

1. Каждый семинар имеет порядковый номер, дату и тему. При этом, в связи с праздничными днями, семинарские занятия по данной теме на следующую неделю не переносятся. Иными словами, каждую неделю необходимо готовить семинарскую тему, соответствующую своей дате.

Таким образом, в тетради для практических занятий (тетрадь № 2) должна быть зафиксирована постановка задачи и подготовка к 9 семинарским занятиям. Во 2-м семестре – 18 рабочих недель, семинар – через неделю.

2. В начале семинара преподаватель производит уточнение постановки задачи на следующее практическое занятие (при этом, студенты имеют возможность задать частные вопросы по теме и структуре будущего семинара);

3. После постановки задачи начинается работа по теме доклада. Выбор тем осуществляется студентами в начале семестра.

3.1. Общие сведения о подготовке доклада:

К началу семинара № 3 старосты академических групп должны предоставить преподавателю список докладчиков на семестр.

Источники, исследовательская литература, выписки и материалы для подготовки доклада могут быть любыми и подбираются докладчиком самостоятельно.

Длительность устного сообщения по теме доклада – 15 минут.

Во время же самого сообщения по теме доклада в аудитории можно пользоваться: a) оригинальными текстами и исследовательской литературой; б) ксерокопиями с оригинальных и исследовательских текстов; в) собственными выписками и конспектами. Пользоваться же учебной литературой (учебниками и учебными пособиями), а также ксерокопиями с учебных текстов во время сообщения запрещается.

Если устное сообщение по теме доклада состоялось на семинаре в отведенный для этого срок, то оформление текста доклада и сдача его преподавателю не требуется.

Если же докладчик, выбрав тему, не является на семинар, где он должен был сделать доклад, то ему выставляется неудовлетворительная оценка. Имея в виду пропуски докладов, можно напомнить, что такой феномен, как «уважительная причина» имеет к реальности не большее отношение, чем кентавр. Иными словами, следуя известному философско-этическому принципу, не нужно умножать сущности без нужды. В философской и университетской аудитории должны конвертироваться аргументы, обращенные к логике, а, отнюдь, не к чувствам.

Сообщение по теме доклада, претендующее на положительную оценку, должно иметь четкую структуру.

3.2. Структура сообщения по теме доклада:

1) Название темы;

2) Характеристика литературы, использованной при подготовке доклада;

3) Краткая характеристика основных вопросов, предваряющая само сообщение по теме доклада.

4) Изложение основных вопросов темы (при этом, целесообразно рассмотреть три-четыре вопроса, изложение которых должно раскрывать тему доклада в целом);

5) Самостоятельные выводы по итогам работы с темой.

Все указанные элементы доклада должны быть соответствующим образом охарактеризованы в устном сообщении. Нужно помнить о том, что сообщение по теме доклада не должно сводиться к зачитыванию выписок и подготовленных материалов. Необходимо владеть вниманием аудитории, акцентировать наиболее значимые элементы сообщения и т. п. Зачитывать целесообразно лишь отдельные фрагменты, наиболее значимые места, цитаты и т. п. Таким образом, доклад – это действительно сообщение, т. е. устная речь, обращенная к аудитории.

3.3. Обсуждение доклада:

По окончании сообщения по теме доклада, слушатели должны задать докладчику несколько вопросов. Данные вопросы должны отличаться собственно философским характером, т. е. улавливать сущность тех или иных аспектов темы доклада.

Нужно помнить о том, что философский вопрос не имеет ничего общего с фразами обыденной речи, произносимыми с вопросительной интонацией.

Философский вопрос исключает простое повторение информации, прозвучавшей в докладе. Например, фраза «Скажите, пожалуйста, который сейчас час?» есть не что иное, как попытка получить некую информацию; тогда как известный «гамлетовский» вопрос «Быть или не быть?» претендует на выявление сущности и природы вещей, связанных с существованием человека.

Таким образом, философский вопрос, задаваемый человеком, есть не что иное, как вопрошание, выражающее стремление установить смысл собственного бытия или смысл бытия тех или иных вещей.

Задавая докладчику вопрос нужно иметь в виду собственную «интуицию сущности». Известно, например, что Аристотель определял сущность как «то, ради чего все вещи обладают бытием».

Иными словами, сущность, схватываемая в философском вопрошании, – это глубинная и далее неделимая причина существования всякой вещи, как, например, смысл жизни – это неделимая «причина» нашего собственного существования.

Каждому студенту, задавшему вопрос по теме доклада, выставляется оценка в журнал.

Также оценки в журнал выставляются за все виды работы на семинаре, т. е. доклады, ответы на вопросы для самостоятельной подготовки, работу со словарем и т. п. Тем самым, в опыте изучения философии поддерживается обычный школьный принцип оценки ответов.

4. Каждый семинар предполагает ответ по двум-трем основным вопросам для самостоятельной подготовки. При подготовке данных вопросов необходимо делать выписки в тетради №2, которыми можно пользоваться во время ответа на семинаре. Ответ не должен сводиться лишь к зачитыванию подготовленного материала. При ответе, обращаясь к слушателям, нужно уметь объяснять наиболее трудные для восприятия моменты, формулировать основные выводы и т. п.

5. Каждый семинар предполагает работу с текстом. В этом смысле, нужно иметь в виду, что в истории философии (которая и служит преобладающей предметной областью при работе на семинарах) основным объектом изучения являются оригинальные философские тексты (т. е. тексты, когда-то написанные самими философами).

Что же касается исследовательской литературы, например, монографий или статей в философских журналах, не говоря уже об учебниках и учебных пособиях, то они, как правило, имеют к философии весьма отдаленное отношение.

Помимо выписок в тетради № 2 по результатам домашней работы с текстом, во время семинара необходимо иметь и сам текст изучаемой работы (либо в виде книги, либо в виде ксерокса соответствующих страниц хрестоматии «Путь в философию»).

При подготовке к работе с текстом на очередном семинаре задача состоит в том, чтобы проработать текст, заданный преподавателем, сделать выписки в тетрадь № 2, сформулировав в сжатой форме основную мысль автора. Иными словами, необходимо попытаться реконструировать авторский замысел и, основываясь на своем мыслительном опыте, сформулировать самостоятельные обобщения и выводы.

При этом необходимо изучить материал, касающийся характеристики философского творчества автора данного текста, используя словарь «Современная западная философия»[20]: например, если задан текст М. Хайдеггера «Что такое философия?», то нужно не только изучить данный текст, но также и статью под названием «М. Хайдеггер» в Словаре и сделать краткие выписки с описанием философской биографии данного мыслителя по схеме: годы жизни, основные события биографии, основные философские сочинения и идеи, принадлежность к философской школе или направлению, значение в рамках философской традиции.

6. Непременной составляющей подготовки к семинарам является самостоятельная работа студентов с терминологией философии и знакомство с ее концептуальным языком. Говоря школьными словами – это работа со словарем.

Всякая наука начинается с терминологии. Прежде всего, это справедливо для философии, давшей жизнь всем современным научным дисциплинам и методологиям.

В течение семестра студент должен самостоятельно и регулярно работать со справочной философской литературой, конспективно выписывая значение понятий и терминов в тетрадь № 3. Тематика и объем выписок определяется самостоятельно, но они должны быть достаточны, чтобы слушатель умел свободно оперировать понятиями и терминами, а при необходимости – мог сформулировать их собственно философский смысл, не подменяя его значениями, которыми данные понятия наделяются в обыденном словоупотреблении или иных предметных контекстах.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

СЕМИНАР 1

Тема:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...