Рекомендации по оформлению конспектов
Конспект не должен превращаться в переписывание исходного материала. В замысле, конспект – это инструмент ориентации автора в материале лекции или семинара, или же в справочном материале. Конспект предполагает сохранение сути и технически выполняется как своеобразная локализация исходного материала, часто – в тезисной форме. Основой же должен служить некий опыт изучения предмета, опыт чтения соответствующей литературы. Именно при выполнении данных предпосылочных условий конспект как рабочий инструмент становится эффективным способом запоминания и понимания. Целесообразно иметь три тетради: № 1 – «Лекции»; № 2 – «Практические занятия»; № 3 – «Справочник» (словарь понятий и терминов; характеристика персоналий, направлений и школ; текущие замечания преподавателя, связанные текстами, учебниками, спецификой предмета и метода философии, и т. п.). В конспектах, каждая лекция и подготовка к очередному семинару должны начинаться с новой страницы. В справочнике все определения начинаются с красной строки. В случае необходимости вклейки в конспект, но только рукописных материалов, возможны. Не вклеенные рукописные листки и листы с ксероксами запрещаются. Постановка задачи к каждому семинару (начиная с семинара № 1) полностью переписывается в тетрадь № 2; только после этого делаются выписки по материалам самостоятельной подготовки по конкретным заданиям и вопросам, и работе с текстом. Непосредственно при ответе на вопросы преподавателя у доски во время лекций и семинаров студент может пользоваться только собственным конспектом; возможность пользоваться книгами и ксероксами исключается.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
И УСЛОВИЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА 1) По результатам работы в течение семестра (семинары и лекции) выставляется итоговая оценка. Данная оценка учитывает результаты аттестации в середине семестра и является определяющей как при получении возможного «автомата», так и при определении оценки за ответ на экзамене. Студенты, получившие по результатам текущей работы в семестре «автомат», освобождаются от подготовки к экзамену. Однако, независимо от этого, все студенты, претендующие на получение экзаменационной оценки «4» и «5», в том числе и имеющие право на автомат, должны иметь полный конспект лекций, семинаров и тетрадь-справочник (соответственно, тетради №1, 2, 3). Таким образом, полный конспект рассматривается как условие получения оценки «4» и «5». 2) Экзамен проходит в соответствии с расписанием. Начало экзамена в 9.00, окончание экзамена – не позднее 14.00. Во время экзамена, в аудитории находятся 6 студентов; каждый – за своим рабочим столом. 3) Во время экзамена, на рабочем столе студента разрешается иметь: экзаменационный билет, ручку и стандартный лист формата А 4, который подписывается преподавателем и выдается вместе с экзаменационным билетом. На лицевой стороне данного листа необходимо разместить выписки по вопросам экзамена, которыми можно пользоваться во время ответа. Попытки использовать «шпаргалки», конспекты и т. п. при подготовке ответа и при ответе на вопросы расцениваются как неудовлетворительный ответ, т. е. ответ с оценкой «2»; 4) Абсолютно необходимым условием ответа на положительную оценку на экзамене по философии служит умение студента локализовать, обобщить и сформулировать содержание ответа, используя принятую в философии терминологию. Отвечающий должен избегать попыток пересказывать содержание ответа «своими словами» или только зачитывать выписки, сделанные во время подготовки к ответу. Зачитывать можно лишь отдельные, наиболее трудные и важные моменты, цитаты и т. п. Тотальное зачитывание ответа рассматривается, как неспособность формулировать ответы на основные вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, и оценивается не более чем на «3» балла даже в случае содержательно точного ответа.
Абсолютно необходимым условием ответа на положительную оценку за экзамене является способность свободно оперировать содержанием вопроса. Данное содержание должно соответствовать реалиям историко-философской традиции и должно быть признано профессиональным сообществом философов в качестве легитимного. Иными словами, запрещено подменять содержания традиции плодами собственного воображения. Ответ на вопрос экзаменационного билета считается законченным, если сделаны грамотные, самостоятельные выводы, содержание которых соответствует реалиям традиции и учебным текстам. В период текущей семестровой работы и при ответе во время экзамена ссылка на содержание оригинального философского или авторитетного учебного текста расценивается как аргумент, но при одном непременном условии: отвечающий должен указать автора, точное название работы или сочинения и при необходимости дать общую характеристику сочинения в целом; 5) В экзаменационном билете – три вопроса. Общее время подготовки – 40 минут. Как правило, вопрос № 1 – по материалам семинарских занятий; вопрос № 2 – по материалам лекций; вопрос № 3 посвящен месту философии в рамках университетской традиции и в жизни современного общества или проблемам философии экономики (в списке вопросов к экзамену это, соответственно, предпоследний и последний вопросы); 6) Преподавателю, который вел курс в течение семестра, экзамен может быть сдан не более двух раз; после чего студент, не сдавший экзамен в первый и во второй раз на положительную оценку («3» балла и более), направляется для сдачи экзамена на предметную комиссию. В состав комиссии входят: зав. кафедрой философии; преподаватель, читавший данный курс в течение семестра; представитель факультета.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Первые и вторые вопросы билетов: 1. Определить: а) предмет (содержательно-смысловое единство), объект и метод философии и науки; б) предметное и методологическое сходство / различие философии и науки, т. е. их общие и специфические черты. Сформулировать критерии истинности философского и научного познания.
2. Дать определение философии как феномену культуры и дисциплине. Определить место философии в системе социально-гуманитарного знания. Определить содержание и объем понятия «философия». Объяснить феномен плюрализма в его понимании. 3. Охарактеризовать основные этапы истории философии (античная философия; средневековая философия; философия Нового времени; современная философия), учитывая их предметно-методологическую специфику как элементов единой схемы мирового историко-философского процесса. 4. Охарактеризовать философию как феномен греко-европейской культуры. Сформулировать понятие, цель и фундаментальный методологический принцип античной философии. Проанализировать проблему источников античной философии. 5. Охарактеризовать раннюю античную философию (натуралисты-досократики). Проанализировать генезис проблемы начала всех вещей (проблемы физиса или arche) и специфику ее «решений» у Гераклита, Пифагора и Демокрита. 6. Сформулировать специфику понятия «апейрон», предложенного Анаксимандром, в контексте основных решений проблемы arche. Определить историко-философское и научное значение понятия «апейрон» как философского открытия. 7. Охарактеризовать историко-философское значение идей Парменида в свете исторического призвания философии как «онтологии по преимуществу» (определение М. Хайдеггера). 8. Дать философскую и культурологическую характеристику движению софистов. Проанализировать феномен переориентации предмета философского поиска (космос – душа как сущность человека), имевший место в рамках классического периода античной философии. Охарактеризовать майевтический метод, определить его цель и основные структурные элементы. 9. Охарактеризовать философско-культурное значение Платона и античной Академии. Проанализировать: а) содержательные принципы платоновской метафизики; б) проблему философского метода и критериев знания (в частности, «миф о пещере» и его значение для античного понимания природы знания).
10. Охарактеризовать: а) философское / культурное значение Аристотеля и перипатетиков для последующей истории мысли; б) основные содержательные принципы метафизической доктрины Аристотеля (в частности, учение о чувственной и сверхчувственной субстанции); в) предметно-методологические основания критики Аристотелем метафизических представлений Платона. 11. Дать характеристику философских школ поздней античности. Проанализировать философскую и культурную роль движения киников (персоналии, основные идеи и этические принципы). 12. Дать характеристику философских школ поздней античности. Проанализировать философскую и культурную роль движения эпикурейцев (персоналии, идеи и этические принципы). 13. Дать характеристику философских школ поздней античности. Проанализировать философскую и культурную роль движения скептиков (персоналии, идеи и этические принципы). 14. Дать характеристику философских школ поздней античности. Проанализировать философскую и культурную роль движения стоиков (персоналии, основные идеи и этические принципы). 15. Охарактеризовать генезис и структуру философской системы Плотина. Проанализировать специфику метафизики Плотина в сравнении с метафизикой Платона. Оценить роль неоплатонизма в формировании доктрины и канона христианства. 16. Дать общую характеристику истории средневековой философии (периодизация, персоналии, основные сочинения и идеи). Проанализировать содержательную специфику периодов апологетики и патристики (персоналии, основные сочинения и идеи), различая, при этом, раннюю патристику [II–III вв.]; зрелую патристику [IV–V вв.]; позднюю патристику [кон. V–VIII вв.]. 17. Дать характеристику средневековой философии (периодизация, персоналии, сочинения, идеи). Проанализировать проблемы: а) соотношения веры и разума в средневековой схоластике; б) универсалий. 18. Дать характеристику истории средневековой философии (периодизация, персоналии, сочинения и идеи). Проанализировать схоластический метод анализа философских проблем. 19. Дать характеристику истории средневековой философии (периодизация, персоналии, основные сочинения и идеи). Проанализировать понятие бытия и проблему сущности и существования (эссенции и экзистенции) в средневековой схоластике. 20. Охарактеризовать философию Нового времени (XVII – первая пол. XVIII вв.): персоналии, сочинения и идеи. Сформулировать значение философии Ф. Бэкона для критики традиционной философии и эмпиризма как методологической доктрины.
21. Охарактеризовать философию Нового времени (XVII – первая пол. XVIII вв.): персоналии, сочинения и идеи. Сформулировать значение Р. Декарта как основателя современной философии. Проанализировать гносеологический смысл картезианского принципа «Cogito ergo sum». Охарактеризовать четыре основных правила научного метода, предложенные Р. Декартом. 22. Охарактеризовать философию Просвещения: персоналии, сочинения и идеи. Проанализировать движение «Просветительского разума» против метафизических систем. Охарактеризовать дискуссии о специфике философского мышления. 23. Охарактеризовать философию Просвещения: персоналии, сочинения и идеи. Проанализировать представления просветителей о человеке и обществе, в частности, теорию разумного эгоизма и концепцию общественного договора. Сформулировать культурное значение социально-философских идей просветителей[24]. 24. Охарактеризовать немецкую классическую философию: персоналии, сочинения и идеи. Дать характеристику основных работ И. Канта («докритический» / «критический» периоды). 25. Охарактеризовать немецкую классическую философию: персоналии, сочинения и идеи. Дать содержательную характеристику основных идей «Критики чистого разума» И. Канта, определить их методологическое и мировоззренческое значение. 26. Охарактеризовать немецкую классическую философию: персоналии, основные сочинения и идеи. Дать характеристику наиболее важных сочинений и идей Г. Гегеля. Проанализировать гегелевскую философию Духа и ее метафизический характер. 27. Охарактеризовать постклассическую философию XIX в.: персоналии, основные сочинения и идеи. Проанализировать основные идеи сочинения А. Шопенгауэра «Мир как воля и представление» и оценить их историко-философское значение. 28. Охарактеризовать постклассическую философию XIX в.: персоналии, сочинения, идеи. Проанализировать понятия экзистенциальной философии С. Кьеркегора: «экзистенция», «выбор», «Бог»; и ее влияние на формирование экзистенциализма. 29. Охарактеризовать проблемы и дискуссии в русской философии кон. XIX – нач. XX вв.; проанализировать культурно-мировоззренческие основания ее религиозной ориентации. 30. Проанализировать процесс становления и парадигмальные рамки современной западной философии. 31. Проанализировать базовые ориентации и методологическую «слабость» классической западной философии. 32. Дать общую характеристику базовых ориентаций современной западной философии как методологической и предметной «альтернативы» классической философии. 33. Охарактеризовать отрицание метафизики как предметно-методологическую доминанту современной западной философии. 34. Охарактеризовать отказ от априоризма и трансцендентализма, а также иррационализм как предметно-методологические доминанты современной западной философии. 35. Проанализировать феномен плюрализма в качестве методологического принципа современной западной философии. 36. Охарактеризовать предметно-методологическую специфику неокантианства: Марбургская школа (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер); Фрейбургская школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт). 37. Охарактеризовать предметно-методологическую специфику учений основных представителей неогегельянства (Р. Кронер, Б. Кроче, Р.Дж. Коллингвуд, А. Кожев). 38. Проанализировать понятие «интенциональность» в философии Ф. Брентано. Охарактеризовать феноменологию Э. Гуссерля и ее методологическую роль для техник мышления XX в. 39. Охарактеризовать культурфилософское значение идей экзистенциализма и его философскую программу на примере работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм». 40. Проанализировать культурфилософское значение психоанализа как клинического метода и «философии человека». Охарактеризовать концепцию бессознательного З. Фрейда. 41. Проанализировать аналитическую программу в философии XX в. как основание «лингвистического поворота» (на примере концепций «логического атомизма» Б. Рассела и «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна). 42. Охарактеризовать основоположения философской герменевтики XX в. Проанализировать концепцию Х.-Г. Гадамера и ее отличия от традиционной герменевтики. 43. Проанализировать концепции философии науки XX в., дав анализ предметно-методологических отличий, имевших место в рамках учений К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. 44. Проанализировать основные альтернативные концепции философии науки XX в. (С. Александер, А. Уайтхед, Г. Башляр) и их отличия от концепций «классической» философии науки.
Третьи вопросы билетов [25]: 1. Философия экономики: характеристика основных концептов и картин экономической реальности. Типология форм хозяйствования и философский анализ их сущностных различий. 2. Философия и наука: университет как форма жизни. Генезис университета как идеи и социального института. Место университета в рамках современной культуры и системы образования (философско-культурологический анализ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|