ОТ АВТОРА
Стр 1 из 44Следующая ⇒
ПРАКТИКУМ ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ
СМОЛЬЯННИКОВА Н. В. ОТ АВТОРА.. 5 ВВЕДЕНИЕ.. 6 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГРУДИ». 11 1. 1 ФОРМЫ, ЛИНИИ, ГРАНИЦЫ, ОРИЕНТИРЫ ГРУДИ.. 13 1. 2 ПРОЕКЦИИ СЕРДЦА И ЛЕГКИХ НА ГРУДНУЮ СТЕНКУ.. 15 1. 3 ПЕРЕДНЯЯ ГРУДНАЯ СТЕНКА.. 16 1. 3. 1 Зоны кровоснабжения, иннервации. 17 1. 3. 2 Области передней грудной стенки. 17 1. 4 СПИНА.. 20 1. 4. 1 Границы, ориентиры, слои спины.. 20 1. 4. 2 Кровоснабжение, иннервация спины.. 21 1. 4. 3 Области спины. 22 1. 5 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 27 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 2: «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЖИВОТА». 30 2. 1 ПОЛОСТИ ЖИВОТА, БРЮШИНЫ, ЗАБРЮШИННОЕ ПРОСТРАНСТВО.. 32 2. 2 ПЕРЕДНЯЯ БРЮШНАЯ СТЕНКА.. 33 2. 2. 1 Границы, линии, области, ориентиры.. 33 2. 2. 2 Проекции органов брюшной полости. 33 2. 2. 3 Слои передней брюшной стенки. 34 2. 2. 4 Зоны кровоснабжения, иннервации передней брюшной стенки. 35 2. 3 ПОЯСНИЧНАЯ ОБЛАСТЬ. 36 2. 3. 1 Границы, ориентиры, линии, области, проекции. 36 2. 3. 2 Слои мягких тканей, кровоснабжение, иннервация. 36 2. 4 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 38 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 3 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ» 41 3. 1 ЯГОДИЧНАЯ ОБЛАСТЬ. 43 3. 1. 1 Границы, ориентиры, слои. 43 3. 1. 2 Кровоснабжение, иннервация. 45 3. 1. 3 Тазобедренный сустав. 45 3. 2 ПЕРЕДНЯЯ ОБЛАСТЬ БЕДРА.. 46 3. 2. 1 Границы, ориентиры, проекции, топографические образования. 46 3. 2. 2 Слои мягких тканей. 48 3. 3 ЗАДНЯЯ ОБЛАСТЬ БЕДРА.. 49 3. 4 КОЛЕНО.. 49 3. 4. 1 Передняя область колена. 50 3. 4. 2 Коленный сустав. 50 3. 4. 3 Подколенная ямка. 51 3. 5 ГОЛЕНЬ. 52 3. 5. 1 Передняя область голени. 52 3. 5. 2 Задняя область голени. 53 3. 6 ГОЛЕНОСТОПНАЯ ОБЛАСТЬ. 55 3. 6. 1 Передняя область. 55
3. 6. 2 Задняя область. 56 3. 6. 3 Голеностопный сустав. 56 3. 7 ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ СТОПЫ... 57 3. 7. 1 Подошва. 58 3. 7. 2 Тыл стопы.. 59 3. 8 ПАЛЬЦЫ... 59 3. 9 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 60 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 4 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ» 63 4. 1 ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС.. 66 4. 1. 1 Подключичная область. 66 4. 1. 2 Подкрыльцовая область. 66 4. 1. 3 Лопаточная область. 68 4. 1. 4 Дельтовидная область. 68 4. 1. 5 Плечевой сустав. 69 4. 2 ПЛЕЧО.. 70 4. 2. 1 Передняя область плеча. 70 4. 2. 2 Задняя область плеча. 71 4. 3 ЛОКОТЬ. 71 4. 3. 1 Передняя локтевая область. 72 4. 3. 2 Задняя локтевая область. 73 4. 3. 3 Локтевой сустав. 73 4. 4 ПРЕДПЛЕЧЬЕ.. 74 4. 4. 1 Передняя область предплечья. 74 4. 4. 2 Задняя область предплечья. 75 4. 5 ЛУЧЕЗАПЯСТНАЯ ОБЛАСТЬ. 76 4. 5. 1 Передняя область запястья. 76 4. 5. 2 Задняя область запястья. 77 4. 5. 3 Лучезапястный сустав. 77 4. 6 КИСТЬ. 78 4. 6. 1 Ладонная область кисти. 78 4. 6. 2 Тыльная область кисти. 79 4. 7 ПАЛЬЦЫ... 80 4. 7. 1 Ладонная поверхность пальцев. 81 4. 7. 2 Тыльная поверхность пальцев, слои. 81 4. 8 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 82 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 5 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ». 85 5. 1 ГРАНИЦЫ, РАЗМЕРЫ, ФОРМА ГОЛОВЫ... 87 5. 2 МОЗГОВОЙ ОТДЕЛ ГОЛОВЫ... 87 5. 2. 1 Области мозгового отдела головы.. 88 5. 3 ЛИЦЕВОЙ ОТДЕЛ ГОЛОВЫ... 91 5. 3. 1 Границы, ориентиры, формы, слои мягких тканей лица. 91 5. 3. 2 Зоны кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока лица. 93 5. 3. 3 Зоны иннервации. 93 5. 3. 4 Области лица. 94 5. 4 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 98 УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 6 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ШЕИ». 101 6. 1 ГРАНИЦЫ, ОБЛАСТИ, ФОРМА ШЕИ.. 103 6. 2 ЗАДНЯЯ ОБЛАСТЬ ШЕИ.. 104 6. 3 ПЕРЕДНЯЯ ОБЛАСТЬ ШЕИ.. 106 6. 3. 1 Треугольники, прямоугольники шеи. 106 6. 3. 2 Слои мягких тканей, фасции шеи. 108 6. 3. 3 Кровоснабжение, иннервация передней области шеи. 110 6. 4 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 111 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.. 115
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 118 ГЛОССАРИЙ.. 119
ОТ АВТОРА Учебное пособие - «Практикум по топографической анатомии для медсестер по массажу» предназначен в первую очередь для студентов с ограниченными зрительными возможностями, которые избрали массаж своей будущей профессией. Его также могут использовать студенты и преподаватели тех медицинских училищ и колледжей, где имеется специализация по массажу, слушатели курсов усовершенствования среднего медицинского персонала по массажу и все изучающие массаж. В Кисловодском медицинском колледже накоплен более чем двадцатилетний опыт преподавания топографической анатомии на отделении медицинских сестер по массажу из числа инвалидов по зрению 1-3 групп. Краткий курс топографической анатомии – 70 учебных часов – адаптирован для обучения этой категории учащихся и предлагается в качестве учебного пособия для подготовки к практическим занятиям. В изложении учебного материала применен модульный подход. Учебное пособие состоит из введения и шести учебных модулей, в которых последовательно и по возможности кратко изложены по региональному принципу теоретические основы топографической анатомии, рекомендации по овладению практическими навыками, необходимыми для усвоения теоретического материала студентами с ограниченными зрительными возможностями, предлагаются тестовые задания и типовые задачи для самоконтроля знаний. Работая над пособием, автор ставил перед собой следующие задачи: 1) изучение студентами с ограниченными зрительными возможностями топографической анатомии в объеме, необходимом и достаточным для массажистов широкого профиля со средним медицинским образованием; 2) развитие у незрячих и слабовидящих студентов двигательной и смысловой памяти, пространственных представлений, необходимых для идентификации анатомических (массажных) областей, особенностей их рельефа, послойного строения, зон кровоснабжения, иннервации; 3) формирование практических знаний и умений, актуальных в деятельности будущих массажистов. Автор стремился к максимальному соответствию «Практикума» требованиям Государственного образовательного стандарта, типовым программам по «Анатомии и физиологии», «Основам патологии». Учтены были и разработанные в Кисловодском медицинском колледже основные разделы рабочих программ по массажу и лечебной физической культуре.
Главное внимание уделяется вопросам, имеющим принципиальное значение для практики будущих массажистов: изучению границ анатомических областей, особенностей их рельефа и послойного строения мягких тканей, зон иннервации и кровоснабжения, направлений венозного и лимфатического оттока, проекций на кожу и скелет внутренних органов, регионарных лимфатических узлов и сосудисто-нервных магистралей. Для повышения интереса студентов к анатомии, которая традиционно считается сухим и трудным для усвоения предметом, в пособии приводятся примеры, демонстрирующие тесные межпредметные связи топографической анатомии с клиническими дисциплинами, практикой медицинской сестры по уходу за больными и деятельностью массажиста. Автор заранее благодарит за замечания и пожелания по усовершенствованию данного учебного пособия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|