Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ОТ АВТОРА




 

 

ПРАКТИКУМ ПО

ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

 

СМОЛЬЯННИКОВА Н. В.
содержание

ОТ АВТОРА.. 5

ВВЕДЕНИЕ.. 6

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 1 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГРУДИ». 11

1. 1  ФОРМЫ, ЛИНИИ, ГРАНИЦЫ, ОРИЕНТИРЫ ГРУДИ.. 13

1. 2  ПРОЕКЦИИ СЕРДЦА И ЛЕГКИХ НА ГРУДНУЮ СТЕНКУ.. 15

1. 3  ПЕРЕДНЯЯ ГРУДНАЯ СТЕНКА.. 16

1. 3. 1   Зоны кровоснабжения, иннервации. 17

1. 3. 2   Области передней грудной стенки. 17

1. 4  СПИНА.. 20

1. 4. 1   Границы, ориентиры, слои спины.. 20

1. 4. 2   Кровоснабжение, иннервация спины.. 21

1. 4. 3   Области спины. 22

1. 5  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 27

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 2: «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЖИВОТА». 30

2. 1  ПОЛОСТИ ЖИВОТА, БРЮШИНЫ, ЗАБРЮШИННОЕ ПРОСТРАНСТВО.. 32

2. 2  ПЕРЕДНЯЯ БРЮШНАЯ СТЕНКА.. 33

2. 2. 1   Границы, линии, области, ориентиры.. 33

2. 2. 2   Проекции органов брюшной полости. 33

2. 2. 3   Слои передней брюшной стенки. 34

2. 2. 4   Зоны кровоснабжения, иннервации передней брюшной стенки. 35

2. 3  ПОЯСНИЧНАЯ ОБЛАСТЬ. 36

2. 3. 1   Границы, ориентиры, линии, области, проекции. 36

2. 3. 2   Слои мягких тканей, кровоснабжение, иннервация. 36

2. 4  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 38

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 3 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ НИЖНЕЙ КОНЕЧНОСТИ» 41

3. 1  ЯГОДИЧНАЯ ОБЛАСТЬ. 43

3. 1. 1   Границы, ориентиры, слои. 43

3. 1. 2   Кровоснабжение, иннервация. 45

3. 1. 3   Тазобедренный сустав. 45

3. 2  ПЕРЕДНЯЯ ОБЛАСТЬ БЕДРА.. 46

3. 2. 1   Границы, ориентиры, проекции, топографические образования. 46

3. 2. 2   Слои мягких тканей. 48

3. 3  ЗАДНЯЯ ОБЛАСТЬ БЕДРА.. 49

3. 4  КОЛЕНО.. 49

3. 4. 1   Передняя область колена. 50

3. 4. 2   Коленный сустав. 50

3. 4. 3   Подколенная ямка. 51

3. 5  ГОЛЕНЬ. 52

3. 5. 1   Передняя область голени. 52

3. 5. 2   Задняя область голени. 53

3. 6  ГОЛЕНОСТОПНАЯ ОБЛАСТЬ. 55

3. 6. 1   Передняя область. 55

3. 6. 2   Задняя область. 56

3. 6. 3   Голеностопный сустав. 56

3. 7  ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ СТОПЫ... 57

3. 7. 1   Подошва. 58

3. 7. 2   Тыл стопы.. 59

3. 8  ПАЛЬЦЫ... 59

3. 9  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 60

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 4 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ВЕРХНЕЙ КОНЕЧНОСТИ» 63

4. 1  ПЛЕЧЕВОЙ ПОЯС.. 66

4. 1. 1   Подключичная область. 66

4. 1. 2   Подкрыльцовая область. 66

4. 1. 3   Лопаточная область. 68

4. 1. 4   Дельтовидная область. 68

4. 1. 5   Плечевой сустав. 69

4. 2  ПЛЕЧО.. 70

4. 2. 1   Передняя область плеча. 70

4. 2. 2   Задняя область плеча. 71

4. 3  ЛОКОТЬ. 71

4. 3. 1   Передняя локтевая область. 72

4. 3. 2   Задняя локтевая область. 73

4. 3. 3   Локтевой сустав. 73

4. 4  ПРЕДПЛЕЧЬЕ.. 74

4. 4. 1   Передняя область предплечья. 74

4. 4. 2   Задняя область предплечья. 75

4. 5  ЛУЧЕЗАПЯСТНАЯ ОБЛАСТЬ. 76

4. 5. 1   Передняя область запястья. 76

4. 5. 2   Задняя область запястья. 77

4. 5. 3   Лучезапястный сустав. 77

4. 6  КИСТЬ. 78

4. 6. 1   Ладонная область кисти. 78

4. 6. 2   Тыльная область кисти. 79

4. 7  ПАЛЬЦЫ... 80

4. 7. 1   Ладонная поверхность пальцев. 81

4. 7. 2   Тыльная поверхность пальцев, слои. 81

4. 8  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 82

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 5 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ГОЛОВЫ». 85

5. 1  ГРАНИЦЫ, РАЗМЕРЫ, ФОРМА ГОЛОВЫ... 87

5. 2  МОЗГОВОЙ ОТДЕЛ ГОЛОВЫ... 87

5. 2. 1   Области мозгового отдела головы.. 88

5. 3  ЛИЦЕВОЙ ОТДЕЛ ГОЛОВЫ... 91

5. 3. 1   Границы, ориентиры, формы, слои мягких тканей лица. 91

5. 3. 2   Зоны кровоснабжения, венозного и лимфатического оттока лица. 93

5. 3. 3   Зоны иннервации. 93

5. 3. 4   Области лица. 94

5. 4  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 98

УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ 6 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ШЕИ». 101

6. 1  ГРАНИЦЫ, ОБЛАСТИ, ФОРМА ШЕИ.. 103

6. 2  ЗАДНЯЯ ОБЛАСТЬ ШЕИ.. 104

6. 3  ПЕРЕДНЯЯ ОБЛАСТЬ ШЕИ.. 106

6. 3. 1   Треугольники, прямоугольники шеи. 106

6. 3. 2   Слои мягких тканей, фасции шеи. 108

6. 3. 3   Кровоснабжение, иннервация передней области шеи. 110

6. 4  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.. 111

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ.. 115

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 118

ГЛОССАРИЙ.. 119


 

ОТ АВТОРА

Учебное пособие - «Практикум по топографической анатомии для медсестер по массажу» предназначен в первую очередь для студентов с ограниченными зрительными возможностями, которые избрали массаж своей будущей профессией. Его также могут использовать студенты и преподаватели тех медицинских училищ и колледжей, где имеется специализация по массажу, слушатели курсов усовершенствования среднего медицинского персонала по массажу и все изучающие массаж.

В Кисловодском медицинском колледже накоплен более чем двадцатилетний опыт преподавания топографической анатомии на отделении медицинских сестер по массажу из числа инвалидов по зрению 1-3 групп. Краткий курс топографической анатомии – 70 учебных часов – адаптирован для обучения этой категории учащихся и предлагается в качестве учебного пособия для подготовки к практическим занятиям.

В изложении учебного материала применен модульный подход. Учебное пособие состоит из введения и шести учебных модулей, в которых последовательно и по возможности кратко изложены по региональному принципу теоретические основы топографической анатомии, рекомендации по овладению практическими навыками, необходимыми для усвоения теоретического материала студентами с ограниченными зрительными возможностями, предлагаются тестовые задания и типовые задачи для самоконтроля знаний.

Работая над пособием, автор ставил перед собой следующие задачи:

1) изучение студентами с ограниченными зрительными возможностями топографической анатомии в объеме, необходимом и достаточным для массажистов широкого профиля со средним медицинским образованием;

2) развитие у незрячих и слабовидящих студентов двигательной и смысловой памяти, пространственных представлений, необходимых для идентификации анатомических (массажных) областей, особенностей их рельефа, послойного строения, зон кровоснабжения, иннервации;

3) формирование практических знаний и умений, актуальных в деятельности будущих массажистов.

Автор стремился к максимальному соответствию «Практикума» требованиям Государственного образовательного стандарта, типовым программам по «Анатомии и физиологии», «Основам патологии». Учтены были и разработанные в Кисловодском медицинском колледже основные разделы рабочих программ по массажу и лечебной физической культуре.

Главное внимание уделяется вопросам, имеющим принципиальное значение для практики будущих массажистов: изучению границ анатомических областей, особенностей их рельефа и послойного строения мягких тканей, зон иннервации и кровоснабжения, направлений венозного и лимфатического оттока, проекций на кожу и скелет внутренних органов, регионарных лимфатических узлов и сосудисто-нервных магистралей.

Для повышения интереса студентов к анатомии, которая традиционно считается сухим и трудным для усвоения предметом, в пособии приводятся примеры, демонстрирующие тесные межпредметные связи топографической анатомии с клиническими дисциплинами, практикой медицинской сестры по уходу за больными и деятельностью массажиста.

Автор заранее благодарит за замечания и пожелания по усовершенствованию данного учебного пособия.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...