Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Из альбома афиш и программ




28 июня 1909 г. Владикавказ. Театр-цирк Яралова. Владикавказский художественный драматический кружок. «Зиночка» С. А. Недолина. Магницкий — Е. Б. Вахтангов. Режиссер Е. Б. Вахтангов.

«Работали много. Играли с настроением. Было приятно» [ Е. Б. Вахтангов ].

29 июня 1909 г. Владикавказ. Театр-цирк Яралова. Владикавказский художественный драматический кружок. «Грех» Д. Пшибышевской. Леонид — Е. Б. Вахтангов; «Забава» А. Шницлера. Франц — Вахтангов. Режиссер Е. Б. Вахтангов.

{145} 9 июля 1909 г. Владикавказ. Театр-цирк Яралова. Владикавказский художественный драматический кружок. «Зиночка» С. А. Недолина. Магницкий — Е. Б. Вахтангов. Режиссер Е. Б. Вахтангов.

19 июля 1909 г. Владикавказ. Театр Яралова. Студенческий художественно-драматический кружок. «У царских врат» К. Гамсуна. Ивар Карено — Е. Б. Вахтангов. Режиссер Е. Б. Вахтангов.

30 июля 1909 г. Владикавказ. Театр Яралова. Студенческий художественный драматический кружок. «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Астров — Е. Б. Вахтангов. Режиссер Е. Б. Вахтангов.

6 августа 1909 г. Владикавказ. Театр-цирк Яралова. Владикавказский художественный драматический кружок. «Зиночка» С. А. Недолина. Магницкий — Е. Б. Вахтангов. Режиссер Е. Б. Вахтангов.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова.

ИЗ РЕЖИССЕРСКОЙ ТЕТРАДИ

«Забава» в 3 д.
А. Шницлера

1. Москва (в Романовке) — Христина — Данилова

2. Клин — Христина — Стерлигова

3. Вязьма — Христина — Смирнова

4. Владикавказ — Христина — Щербина

5. Сычевка —

 

Свет

I акт — Рампа, софиты.

II акт — 1/2 рампы, 1/2 боковых софитов. Реостат. Зажигают лампу.

III акт — Рампа, софиты.

 

{146} I акт
Мебель

1. Chaise-longe.

2. Диван.

3. 3 кресла.

4. Письменный стол.

5. Раскрытый ломберный стол.

6. 6 стульев.

7. Этажерка с безделушками.

8. Пианино.

9. Козетка (ее заменяют 2 кресла).

10. Буфет.

11. Зеркало на стену.

12. Пальма.

13. 2 дверных портьеры.

14. Занавес на окно с маркизой.

15. Круглый столик.

Ковер

 

II и III акты
Мебель

1. Столик (не круглый).

2. 6 стульев.

3. Туалет.

4. Пианино.

5. Этажерка с книгами.

6. Колонка с бюстом (или портрет Шуберта).

7. Диван.

8. 2 кресла.

9. Круглый стол (овальный) со скатертью.

 

«Грех» в 3 д.
Д. Пшибышевской

Реквизит

I акт — 1. Пепельницу на стол (лево).

2. Спички с пепельницей на стол (право).

3. Бутылку шампанского (без салфетки).

4. Поднос и 3 шампанских бокала.

5. Портсигар с папиросами Мариаму.

6. Манто Гадасе.

7. Кольцо.

 

II акт — 1. Портфель Мариаму.

2. Книгу Гадасе.

 

III акт — 1. Поднос и 2 шампанских бокала.

2. Бутылку шампанского.

{147}

 

Мебель

1. Кушетку (с ковром или без).

2. Столик (не круглый).

3. Пуф.

4. Козетку (ее заменяют 2 кресла).

5. Столик не круглый.

6. 3 полукресла (или 3 стильных стула).

7. 2 кресла.

8. Пианино.

9. «Музыкальный» пуф (или стул).

10. Этажерку.

11. 3 пальмы.

12. 2 дверных портьеры.

13. 2 оконных шторы.

14. Штора на венецианское окно.

15. Лампа высокая.

16. Фонарик будуарный.

Ковер

 

Свет

I акт — Рампа, софиты, фонарик, люстра.

II акт — Взять на реостат все (затемнить фонарик).

III акт — Потушить фонарик. Рампа, софиты.

{148} «У врат царства»

Обстановка

1. Кушетка.

2. Столик (не круглый).

3. 2 глубоких кресла.

4. Диван.

5. Круглый стол.

6. 2 колонки.

7. Коврик.

8. Половик.

9. Картина на средний выступ.

10. Буфет без верха.

11. Этажерка.

12. Письменный стол.

13. Кресло у стола.

14. Стул.

15. Вешалка на стену.

16. Штора на окно.

17. Занавес на дверь.

18. Пуф.

19. Фонарик с потолка.

20. Стол в саду (на стол — книги, лампу).

21. Стул у него.

22. Подсвечник.

23. 2 лампы (одну на письменный стол).

 

Реквизит
I

Крюк.

Веревка для белья.

3 полотенца.

3 носовых платка.

2 корзины (одну закрыть).

{149} Платок Ингеборг.

Книги на этажерку. (Между ними 2 брошюры).

4 книги Карено (связать).

4 тетради из писчей бумаги (рукопись).

На стол: письменный прибор (весь).

Ножницы. Карандаш. Ручкау. Бумаги. Спички. Пепельница.

Выписку профессору.

 

II

Булавка в галстук Бандезену.

Портфель. Чучело.

Маленький поднос. Кофейник. (Белые.)

6 чашек (блюдца и ложки). Одну для [нрзб.].

Бумажник Иервену с деньгами.

Брошюра Иервену.

Жестянка с керосином.

 

III

(Конверт.) Письмо на стол. Деньги. Чучело.

Журналы Бондезену.

«Около жизни»
И. А. Новикова

I акт

{150}

Софиты и рампу потушить. Сверху дать лунный свет (взять его на реостат). Свет только в доме.

«Всех скорбящих»
Г. Гейерманса

«Сильные и слабые»
Н. И. Тимковского

{151} «Праздник мира»
Г. Гауптмана

Характер нежилой комнаты. Семья случайно собралась здесь. В комнате неуютно, странно. Не то гостиная, не то столовая, не то большая кладовая.

 

Мебель

1. Столик (накрыт белой скатертью). Свеча.

2. 2 глубоких кресла.

3. 12 стульев.

4. Диван.

5. 2 кресла к нему.

6. Каменная тумба для печи (высота — табурет).

7. Маленькая чугунная печь (труба).

8. Ведро для антрацита (совок, каменный уголь).

9. Круглый столик.

10. Лампа на него.

11. Стол (покрыть ковровой скатертью) для елки.

12. Елка (с подставкой крестом).

13. 2 оконных шторы (подобрать).

14. Портьера на дверь.

15. Занавес на дверь.

16. Сундук.

17. Перила и лестницу наверх.

18. Решетка у люка (лестница в люк).

19. Ковер.

20. Пианино за кулисы (если можно).

21. Зеленых веток.

{152} «Привидения»
Г. Ибсена

«Дядя Ваня»
А. П. Чехова
I акт

 

I акт

Обстановка

1. Садовый стол.

2. Скамья буквой П.

3. Кресло садовое.

4. Стеклянная рама теплицы.

5. Качели.

6. Лейка.

8. 3 воза песку.

9. Брезент.

10. Терраса.

11. Цветов в горшках.

12. Поднос. Самовар. Чайник.

13. Хлебница. 5 копеечных хлебов.

14. 4 стакана, 2 чашки.

15. Сахарница, молочник.

16. Скатерть.

 

Реквизит

1. Вязанье няне.

2. Брошюра Марье Васильевне. Карандаш.

3. Зонт Елене Андреевне.

4. Папиросы Астрову.

5. Гитара Телегину.

{153} 6. Графинчик и рюмку работнику.

7. Калоши, пальто, перчатки, зонт профессору.

 

Свет

 

Рампу усилить. Все софиты. Сверху рефлектор (солнце). } День, жарко.

 

II и III акты

Обстановка

1. Буфет. (Посуда. Вино. Рюмки. Сыр. Нож.)

2. Столовый стол. Скатерть.

3. Вокруг него 4 стула, 1 кресло.

4. Самовар. Поднос. Чайник.

5. Чашки. Стаканы, сахарница, хлеб.

6. Пузырьки с рецептами (штук 5-6).

7. Вино.

8. Висячая лампа.

9. Часы столовые.

10. Ломберный стол. Стул.

11. Диван.

12. 2 оконных шторы.

13. 2 дверных портьеры.

14. Стулья. Круглый столик. Графин.

15. Скатерть на столик.

16. Свечу на стол (зажечь).

 

II акт

Реквизит

Собаки.

Трещотка.

Ветер.

Молния.

Дождь.

1. Свеча дяде Ване.

{154} 2. Свеча Марине.

3. Плед Войницкому.

4. Гитара Телегину.

 

Свет

Уменьшить рампу. Убрать софиты. Свеча. } Темно. Ночь.

 

III акт

Реквизит

1. Картограмма Астрову (последний монолог).

2. Букет роз дяде.

3. Звонок.

4. Револьвер.

5. 2 холостых заряда.

6. Воду в графин.

 

Свет

Рампа. Софиты. } Час дня.

 

IV акт

Обстановка

1. Конторский стол дяди. Кресло. Стул.

2. Стол Астрова. Стул.

3. Карта Африки.

4. Лестница у двери.

5. Хомут.

6. Печь (кафельная).

7. Стул и кресло у печи.

8. Диван. Стол. 2 кресла.

9. Стол. Гитара на нем.

10. Половик русский.

11. Лампа дяде Ване.

{155} 12. Лампа Астрову.

13. Лампа Марье Васильевне.

14. Скатерть бархатную на стол.

15. Шкафчик (там чернила).

16. Клетка со скворцом.

17. Брошюра Марье Васильевне.

 

Реквизит

Бубенцы

1. Клубок шерсти чулочной.

2. В столе баночка с морфием.

3. Аптечка дорожная Астрову ([физические аппараты]).

4. Ручной чемоданчик.

5. Папка с картограммами.

6. Карандаш на стол Астрова.

7. Счеты.

8. Конторские книги.

9. Бумага. Письменный прибор.

10. Спички Соне.

11. Поднос, рюмка водки. Кусочек хлеба.

12. Халат дяде.

 

Свет

Рампа. Софиты. } Уменьшать. Потом лампы.

 

«Благодетели человечества»
I и II акты

Ковров побольше!!

Павильон красный (театр Яралова)

 

Свет

I акт — полный. К концу уменьшить.

II акт — начало: солнце через занавес и штору, потом усилить.

III акт — свет полный.

 

{156} III акт

Ковров побольше!!

Павильон голубой (театр Яралова)

Окна приходится ставить по условиям нашего павильона. Их, собственно, не нужно совсем. Предполагаю их на публику.

 

Обстановка. I и II акты

1. Письменный стол.

2. 2 кресла у него.

3. 3 этажерки с книгами.

4. Мольберт (обязательно!)

5. Кушетка.

6. 3 пуфа.

7. Курительный столик (сигары).

8. Зеркало на подставке.

9. Столик (не круглый).

10. 2 полукреслица у него.

11. Стул и кресло.

12. 3 кисейных занавеси, 1 белая штора.

13. 2 дверных портьеры.

14. Картина.

15. Пианино за кулисами (лево).

 

Обстановка. III акт

1. 7 золотых кресел.

2. Столик (не круглый).

3. Ширмы (будуарные).

4. 3 пальмы (или что-нибудь в этом роде).

5. Козетку (2 глубоких кресла).

6. Табурет (за ширмы — для каски).

7. 2 подставки для канделябров.

8. Пара канделябров.

9. Люстра на подставке.

10. Chaise-longe.

{157} 11. 2 картины в хороших рамах.

12. 3 оконных занавеси (если нельзя избежать окон).

13. 3 дверных портьеры.

14. Ковер.

 

NB. Вне сцены

1. Выработать постоянный цвет, формат и шрифт афиши. Исполнителей на афишу не ставить. Обозначать только, чья постановка, и фамилию помощника режиссера. На афише с левой стороны должен быть значок театра.

2. Программа с постоянным форматом, шрифтом и уменьшенным значком. Вместо действующие лица — роли исполняют.

3. Точно обозначить, как на афише, так и в программе, час начала.

4. Постоянный формат и шрифт. Цвет (постоянный) для каждого разряда мест. Поставить уменьшенный значок. Бумагу — хорошую и плотную.

5. Пьесу начинать вовремя. В афише указать, что опоздавшая публика в зал допускаться не будет.

6. Опоздавшую публику ни в коем случае не допускать. Контролер штрафует капельдинера, нарушившего это правило. Двери в зал запираются на 3‑й звонок. 3‑й звонок дается за 2 минуты до поднятия занавеса.

7. Свет в зрительном зале гасится на 3‑й звонок.

8. Исполнители на аплодисменты не выходят. Как компромисс допускаю возможным на первых спектаклях выходить после последнего акта.

9. Напечатать плакаты с объяснением значения звонков. Предлагаю сюда же поместить следующее: «Аплодисменты публики — знак выражения своего отношения к исполнителям пьесы. Исполнителю дорого это внимание, и общение со зрителем ему необходимо. Но в видах сохранения художественной цельности пьесы исполнители не будут выходить на вызовы ранее последнего акта».

 

На сцене
Раздача ролей

1. Роли раздаются режиссером. Если почему-либо он отказывается назначить на данную роль исполнителя, то дело решается конкурсом. Получившие роль от режиссера в конкурсе участвовать не могут.

2. Члены кружка по большинству голосов оценивают конкурирующих.

3. В случае, если и конкурс не дает никаких результатов, режиссер обязан указать исполнителя.

4. Жюри (наличность присутствующих членов кружка) не обязано «выбирать из худшего лучшее», они могут подать голос «никого».

5. В голосовании на определенную роль не принимают участия конкурирующие на эту роль.

 

Репетиции

I. Первая — чтение пьесы режиссером.

2‑я — считка за столом по ролям. Тон.

3‑я — указание мест. Исполнители с ролями.

4‑я — разучивание пьесы по сценкам. Без ролей.

Остальные — отделка пьесы.

{158} Последняя — Генеральная при полной обстановке, гриме, световых эффектах и пр.

II. На всех репетициях присутствуют суфлер и помощник. Отсутствующий штрафуется режиссером. Штраф утверждается или снимается только собранием кружка.

III. Во время репетиций исполнитель, не принимающий участия в данной сцене и не приглашенный помощником на выход, не может находиться на сцене.

Курить во время репетирования роли, если это не требуется по пьесе, исполнитель не может. За режиссером остается право курить до момента выхода, если он занят в пьесе.

Репетиции начинаются в назначенный час. Опоздание допускается не более 15 минут. Это опоздание, как и более продолжительное, по заявлению режиссера так или иначе отмечается собранием кружка.

Я бы предложил штрафовать опоздавших, разумеется, если опоздание не имеет очень уважительных причин. Штрафы идут только в кассу землячества и ни на что другое использованы быть не могут.

VI. Опоздание режиссера штрафуется постоянной и заранее определенной цифрой. Никакие уважительные причины режиссера от штрафа не освобождают. Единственная его льгота — 15 минут, для прочих штрафуемые так или иначе, ему в зачет не ставятся.

VII. Maximum времени окончания репетиций определяется учредительным собранием кружка. В каждом отдельном случае репетиция может быть продолжена только с согласия большинства репетирующих. Меньшинство подчиняется.

VIII. Перерывы на репетициях и их продолжительность объявляются режиссером.

 

Спектакль

I. Первый звонок дается за 20 минут до начала. К этому времени должен быть готов грим и полная обстановка сцены.

II. Посторонняя публика со вторым звонком каждого акта удаляется из-за кулис помощником.

III. Исполнители по первому требованию помощника становятся на выход. Режиссер, если он занят в пьесе, в этом отношении всецело подчиняется помощнику.

Переменой декораций и обстановки руководят режиссер с помощником. В момент перемены никто из исполнителей находиться на сцене не может и беспрекословно подчиняется требованию режиссера или его помощника уйти.

Для того, чтобы исполнители могли ознакомиться со сценой, им вменяется в обязанность осмотреть обстановку ее, но не ранее, как на это пригласит их помощник.

 

Рабочие

I. Рабочие беспрекословно подчиняются режиссеру и помощнику. Всякие неудовольствия на исполнителей заявляются ими только режиссеру, и ни в какие препирательства с исполнителями они входить не могут. Все инциденты разбираются собранием членов кружка с обязательной его резолюцией.

II. Каждый рабочий обязан иметь сумочку с гвоздями и молоток за поясом вплоть до окончания спектакля. За отсутствие этого требования штрафуется помощник, который в свою очередь может оштрафовать рабочего.

III. О всяком штрафе объявляется старшему рабочему, и штраф удерживается с него. С оштрафованным считается он.

{159} Штраф с рабочих поступает через администратора в благотворительный фонд, указанный самими рабочими, и ни на что другое использован быть не может. [Это последнее устанавливается для того, чтобы рабочие не могли заподозрить режиссера и его помощника в. — Зачеркнуто. ]

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 8/Р.

ФЕНОМЕНЫ

Новость XX века…

Феномены…

Единственные в мире…

Одному ребенку десять лет, другому — девять.

Так рекламирует своих детей «первый в мире» трансформатор Уччелини.

Почти теми же словами мать девочки-композитора Энери оповещала Москву о талантах своей десятилетней дочери.

Москвичи переполняли зал Благородного собрания. Слушали старца-скрипача Ауэра под аккомпанемент маленькой, худенькой Энери.

Умилялись москвичи.

Своим бесталанным ребятам на ушко шептали:

— Вот, Шура, будешь хорошо учиться — и ты в таком беленьком платьице перед публикой выступишь.

— Слушайся маму, Олечка, и тебе вот так в ладоши хлопать будут. Умилились даже музыкальные критики:

— Слышали мы многих вундеркиндов, но такого, как Энери, нам приходится отмечать в первый раз.

Творчество Энери носит в себе зачатки великого будущего.

Богом отмеченный ребенок, — писал Энгель. А закулисная сторона «творчества» этой Энери и подобных ей слишком очевидна.

Целый день — учителя.

Целый день — рояль.

Целый день — сольфеджио, арпеджио, гармония… И грустно становится за маленькую Энери.

Грустно за детство ее.

Грустно за детскую душу.

Слишком рано знакомят ее с блеском огней эстрады, с развивающими честолюбие аплодисментами.

Что же остается сказать не о «богом отмеченном ребенке», а о выдрессированных детях, наряженных в цирковую мишуру и с грацией кафешантанных артистов распевающих «Китаянку» и танцующих матчиш…

С видом заправской кокотки десятилетняя девочка «делает глазки» в публику, высоко поднимает ножку и вертит юбочкой по всем правилам шантанного искусства.

Прикладывает ручку к углу рта и игриво-куплетным говорком сообщает публике скабрезные места шансонеток. И не верится, что всем этим премудростям обучала ее мать…

{160} Не верится, что под руководством отца отделывается каждый жест… Правда, мысль о хлебе насущном на многое вынуждает идти. Но разве не достаточно г‑ну Уччелини его собственных талантов? Разве программу своего вечера он не может заполнить один? Разве его виртуозная способность переодеваться недостаточно привлекает публику, и требуется еще соблазнять ее «феноменальными» способностями к матчишу своих собственных детей?..

Г‑н Уччелини может надевать на себя хоть шестьдесят костюмов в одну минуту, но имеет ли он право рядить своего ребенка в костюм кокотки — на это пусть ответят своим «феноменальным детям» их «феноменальные родители».

В.

Местонахождение подлинника не установлено.

Печатается по первой публикации:

Терек. Владикавказ, 1909. № 3477. 10 июля. С. 2 – 3.

{162} ОТ КУРСОВ ДРАМЫ А. И. АДАШЕВА К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕАТРУ И ПЕРВОЙ СТУДИИ

«РУБИКОН Я ПЕРЕШЕЛ»
Георгий Казаров:

Немного раньше, в начале осени, при встрече в Москве Женя мне сказал: «Ну, Рубикон я перешел…» Несколько лет он не решался перейти этот Рубикон — стать профессиональным актером. Но вот, оказывается, Женя решился. Он поступил в театральную школу Адашева.

И хотя театральный Рубикон был перейден, однако, какие-то экзамены в университете Женя сдавал. Сразу сжечь за собой мосты ему было трудно. Не помню, в 1909 или 1910 году Женя по какому-то поводу показывал мне свою студенческую книжку (матрикул), где он имел отметку о двух сданных зачетах — это за несколько лет пребывания на факультете! Думаю, что к этим двум зачетам прибавилось не много…

Беседы о Вахтангове. С. 202 – 203.

ЭКЗАМЕН В ШКОЛЕ АДАШЕВА
Лидия Дейкун:

В начале сентября 1909 года шли приемные экзамены. В приемной комиссии были все преподаватели школы. Александр Иванович разрешил присутствовать нам — 3 курсу. Рядом в комнате, которая вела в зал, ожидали экзаменующиеся. У дверей следить за тишиной Александр Иванович назначил меня и Жанну Лесли. Экзамены шли обычным порядком. После чтения экзаменующимся педагоги обсуждали его кандидатуру и через нас сообщали о результате, принят или нет. Некоторых вызывали и беседовали дополнительно. И вот на сцену стремительной походкой выходит среднего роста, кудрявый, с большими, голубыми, прозрачными глазами, с тонкими чертами лица молодой человек. В нем есть что-то от кавказца. Он приблизился к авансцене, уверенно склонил голову и сказал: «Я — Евгений Вахтангов». Александр Иванович спросил: «Что Вы будете читать?» — «“Сакья-Муни”, стихотворение Мережковского». И начал: театрально, с ложным пафосом, жестикулируя. Словом, нам он не понравился. За два года мы уже привыкли к стилю Художественного театра. Он очень не понравился нам всем своим развязным поведением. Но, все же, он, как нам показалось, произвел впечатление на комиссию. Они сравнительно долго обсуждали его кандидатуру, и наконец, Александр Иванович сказал нам, чтобы мы его вызвали в комиссию. Мы поняли, что он принят. Когда мы вызывали его, то какая-то экзаменующаяся девушка {163} сказала: «Он убежал по черной лестнице». Мы ринулись за ним и увидали его на нижней площадке прижавшегося лицом к стене. Он плакал. Жанна, со свойственной ей решимостью, повернула его к себе лицом, велела вытереть слезы и идти к Александру Ивановичу. Он упирался, говорил, что провалился и т. п., но мы его взяли под руки и подтолкнули в зал.

В. И. Качалов, со свойственной ему обворожительной улыбкой, успокоил его, сказав, что все будет хорошо и не надо так волноваться. Александр Иванович объявил ему, что он принят и чтобы назавтра он приходил к 9 часам утра на занятия. Женя прошептал «Спасибо» и сияющий ушел уже через главный вход.

Когда мы его ближе узнали, мы поняли, что у него очень сложный характер. Он весь в контрастах и неожиданностях. <…>

Наряду с ласковым и нежным, порой даже сентиментальным — он был иногда резким, даже грубоватым. Очень самоуверенный, но при малейшем намеке на неудачу приходивший в отчаяние. В творчестве — неутомимый.

Публикуется впервые.

Дейкун Л. И. Незабываемое. Воспоминания.

Маш. текст.

Музей МХАТ. Архив Дейкун. Без номера.

КОММЕНТАРИИ:

Хотя на машинописном тексте воспоминаний стоят фамилии Л. И. Дейкун и А. И. Благонравова, авторство последнего остается неопределенным. Повествование ведется от лица Дейкун («я», «мне» и т. д.). К тому же воспоминания о Вахтангове — это личные воспоминания актрисы. Благонравов пришел в Первую студию в 1919 г. Возможно, он причастен к написанию той части воспоминаний, которая относится к его периоду. В 1906 г. открыл свою трехгодичную школу драматического искусства артист Художественного театра Александр Иванович Адашев (Курсы драмы Адашева). В ней преподавали артисты Художественного театра: В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, И. М. Москвин, В. В. Лужский, Н. Г. Александров, В. Л. Мчеделов. Дикции учила С. В. Халютина, пением занималась С. И. Лаврентьева, танцами — артист Большого театра М. М. Мордкин и А. М. Шаломытова, фехтованию обучал мсье Понс, эстетику читал С. С. Глаголь.

В МОСКВЕ ВИДЕЛ И СЛЫШАЛ
1909/10 г.

«Родина» — 30 к.

«Нора» — 30 к.

«Юдифь» (сотрудн.)

«Праматерь» — 30 к.

Публикуется впервые.

Записная книжка 1903 – 1915 гг.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 28/Р.

КОММЕНТАРИИ:

«Родина» Г. Зудермана, «Нора» Г. Ибсена, «Юдифь» Г. Геббеля, «Праматерь» Ф. Грильпарцера — репертуар Театра В. Ф. Комиссаржевской во время гастролей в Москве (8 – 20 сентября 1909 г.). Во всех пьесах актриса играла главные роли. Вахтангов принимал участие в спектаклях в качестве сотрудника. Воспоминания Вахтангова о встрече с В. Ф. Комиссаржевской см.: наст. изд., т. 1, с. 476.

{164} ИЗ АЛЬБОМА АФИШ И ПРОГРАММ

4 октября 1909 г. Москва. Сухаревский Народный дом. Товарищество драматических артистов под управлением Е. П. Полянской. «В новой семье» В. А. Александрова. Юматов, фабрикант — Е. Б. Вахтангов.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова.

18 ноября 1909 г.

Его Превосходительству

Господину Ректору

Императорского Московского Университета

Студента-юриста Евгения Багратионовича Вахтангова

ПРОШЕНИЕ

В настоящем осеннем семестре я уволен за невзнос платы в университет. До сего времени я не мог достать нужных для взноса 25 руб. и принужден обратиться с просьбой о взносе за меня означенной суммы из благотворительных. Я на VIII семестре, все предметы мною прослушаны.

Евг. Вахтангов

 

Публикуется впервые.

Автограф.

ЦИАМ. Ф. 418. Оп. 317. Ед. хр. 163.

ИЗ РЕЖИССЕРСКОЙ ТЕТРАДИ

«Голос крови» Я. Бергстрема

1 февраля 1910 г.
Сычевка. У Синягиных

{165} Сцены: I акт.

1. Горничная и Гансина.

2. Борнеман и Гансина.

3. Фру Борнеман и профессор.

4. Карен.

«Ню» О. Дымова

В зале убрать свет совершенно. Рампу погасить. За окном дать возможно больше ламп.

Раму — светло-зеленую.

Занавес — тоже.

Окно 1‑й картины.

Музыку.

 

Нужно:

1. Подобрать материю для рамы.

2. Тон обоев.

3. Сделать занавес (кольца). Дать большой просцениум, чтобы публика могла видеть обе части сцены, иначе перегородка будет мешать то правой, то левой половине зрителей. Так как сцену Вяземского собрания нельзя разделить на 3 (достаточных для пьесы) уголка, то приходится ограничиваться двумя. Чтобы не делать больших антрактов, нужно павильон оставить один для всех картин. Цвет обоев нужно сделать в тон раме и занавеси. Вообще, стилизовать внешнюю сторону постановки. Из мебели дать только самое необходимое.

Световые эффекты поставить возможно лучше.

Убрать суфлерскую будку.

Убрать рампу.

{166} Все освещение давать боковыми софитами, скрытыми за рамой.

 

Прихожая

«Росмунда»

Барабан.

Две фанфары. Выходят на середину. (Сходятся.) Сигнал 7 тактов (без 3/4). Расходятся. Тот же сигнал. Уходят.

Увертюра. Пауза (дать занавес).

8 тактов до поклонов (темп maestoso).

Поклоны (8 тактов). (Кивок на 1 такт.)

1. Король ей — она ему (2).

2. Король налево гостю. Королева вправо гостю. } (2)
3. Король направо. Королева налево. } (2)
4. Раб преклоняется. Раб занимает прежнюю [позу]. } (2)
         

8 тактов в миноре.

Гости пьют (8 тактов).

Пей, это череп твоего отца (Ре)

А!

{167} 4 такта.

Я требую.

4 такта (Королева в ужасе).

Пауза. (Пьет. За кулисами — вода.)

3 такта (Королева идет к авансцене.)

(Скрестила руки.)

Горе тебе.

4 (убегая)

А-А-А-А-А.

Финал

 

II акт

Опахала: на каждое движение вверх или вниз 1 такт.

Антракт
Занавес

16 тактов.

[Король] А‑а.

Дудочка.

Свистюлька.

[Королева] А‑а.

Дудочка.

Свистюлька.

8 тактов.

Печальна?

Как мне не быть печальной?

8 тактов.

А‑а.

Дудочка.

Свистюлька.

Аа.

Дудочка.

Свистюлька.

8 тактов (на 5 такте поворот).

Забудь.

Оставь меня.

8 тактов.

А‑а.

Дудочка.

Свистюлька.

А‑а.

Дудочка.

Свистюлька.

8 тактов (на 5 такте все).

Ты ненавидишь меня.

Как могу я ненавидеть тебя?

8 тактов.

А‑а.

Дудочка.

{168} Свистюлька.

Аа.

Дудочка.

Свистюлька.

8 тактов.

Финал

 

III

Антракт

Занавес

6 тактов.

Раб.

Поклон раба 4 такта.

Королева (ложится на 2 такте).

4 такта страсти. «Я люблю тебя».

Поцелуй 4 такта.

«О, Боже» (2 такта).

С криком страсти бросается к ногам, обнимает их — 8 тактов.

«Идем».

Финал

 

IV

Антракт

Занавес

8 тактов.

«Иди и убей его».

4 такта (А поза).

Короля.

4 такта.

Соперника.

8 тактов (о.о.о.) 3 «о».

«Он должен умереть».

4 такта. Занавес.

«Иду, убить» (4). «Убить» (на последний такт).

Danse macabre

 

V

Danse macabre продолжается.

Занавес

 

Мимодрама[32] и danse.

(В оркестре тремоло.)

Толкает Короля. Король в ужасе.

«Спасите» (4).

Раб заставляет Короля лечь и прокалывает его. Ноги Короля чуть-чуть приподнимаются и опускаются.

Занавес

Финал

 

{169} VI

16 тактов.

Антракт

Занавес

8 тактов.

Входит раб. Преклоняет колени. Держит меч.

«Он мертв».

8 тактов.

«Теперь пей ты, отец».

4 такта.

Занавес

Финал

I
Весел пир короля,
Альбоина царя.
Гости пьют и едят,
Обо всем говорят.
Но не весел король,
Сам король Альбоин,
Король сам Альбоин,
Альбоин сам король.
Он бесстрастно глядит
И велит он испить
Королеве своей
Из той чаши главы,
Из главы-головы,
Из той чаши-главы.
В смертном страхе она
Пьет из чаши главы
И грозит отомстить
Альбоину царю.

II
Ночь настала давно,
Но не спит сам король.
Королева грустна,
Очень грустен король.
И не спит сам король,
И не спит и она,
Оба грустны они,
На душе их тоска.

III
И позвала она,
Королева сама,
И позвала она
Молодого раба.
Отомстить королю
{170} Захотела она,
И любовью своей
Подарила раба.

IV и V
И позвала раба,
И велела рабу
Проколоть короля,
Альбоина царя.
Сильной страстью палим,
Дал согласие раб
И тихонько, как вор,
Подошел к королю.
Король в страхе встает
И «Спасите!» орет.
Но злой раб
По плечу его властно так бьет.
И ложится король
К рабу вверх животом,
И тяжелым мечом
Раб пронзил короля.
В дикой пляске кружит,
И земля вся дрожит.
Раб убил короля,
Альбоина царя.

VI
Страстью страстной горит,
Раб с мечом к ней бежит,
И к ногам ее меч
Он со страстью кладет.
Так отмстила она,
Королева сама.
Так погиб сам король,
Сам король Альбоин,
Повелев ей испить
Из той чаши главы,
Сам своей головой
Заплатил за главу.

 

Репертуар

Северная литература

Ибсен — Норвежская

Бергстрем — Датская

Седерберг — Шведская

Немецкая

Гауптман

Французская

{171} Метерлинк

Английская

Шекспир

Русская

Чехов

Тургенев

Итальянская

Аннунцио

Польская

Пшибышевский

Публикуется впервые.

Автограф.

Музей Театра им. Евг. Вахтангова. № 8/Р.

КОММЕНТАРИИ:


ТЕАТРАЛЬНАЯ «СЕМЬЯ» И «ОДИНОКИЙ ЖЕНЬКА»
Лидия Дейкун:

У нас была «семья». Я была отец — глава «семьи». У меня была жена — Вальда. У нас были дети. Бирман была невестой какого-то моего сына. Сын — Петров…

— А кем был Вахтангов?

Не был ни сыном, ни дочерью. Вы видите, он написал: «несчастный одинокий Женька». Он любил что-то печоринское. Он увлекался одним из членов нашей «семьи» и вносил такой романтизм.

Публикуется впервые.

Стенограмма беседы с Л. И. Дейкун. 18 мая 1939 г.

Правленый маш. текст.

РГАЛИ. Ф. 2740. Оп. 1. Ед. хр. 56. Л. 18.

«КАПУСТНИКИ» АДАШЕВЦЕВ

Лидия Дейкун :

Сближение с нами, «стариками» школы, началось у Евгения Богратионовича в начале октября 1909 г., когда организовали первое «Кабаре». Инициатором и устроителем «Кабаре» был Н. В. Петров. До этого времени Вахтангов держался замкнуто, уединенно и одиноко. А с момента, когда у нас началось «Кабаре», в начале октября 1909 г., началось сближение с нашей «инициативной группой». «Кабаре» мы устраивали для того, чтобы заработать деньги и платить за учение. В программе «Кабаре» Вахтангов был вначале только исполнителем.

У нас был номер — экзамен в драматическую школу. Вахтангов в этом номере показывал, как он сам держал экзамен при поступлении в школу: молодой грузин выскакивал без вызова на сцену и говорил: «Уважаемые товарищи!» — потом {172} читал с кавказским темпераментом «По горам, среди ущелий темных» и так же внезапно убегал, как и появлялся.

Затем он изображал очень рассеянного профессора, про которого ходили анекдоты. Вахтангов был с ним лично знаком, когда учился в университете, и составил очень комичный разговор профессора по телефону. Но еще до этого второго своего номера Вахтангов поразил всех присутствующих способностью к имитации.

В пародийной сцене «Экзамен в драматическую школу» у нас было устроено так, что экзаменаторов не было видно, они были как бы за кулисами. Экзаменаторы задавали нам вопросы. Я играла девушку из Шуи, шепелявила и картавила. Один из невидимых экзаменаторов меня спрашивал: «С кем вы занимались по дикции?» Я говорила: «С Качаловым». И вот в это время из-за кулис раздается неожиданно голос Качалова: «Нет, я никогда ее в жизни не видел». А настоящий В. И. Качалов находился в зрительном зале. Он был так поражен сходством со своим голосом, что встал и попросил: «Покажите мне его». На аплодисменты вышел Е. Б. Вахтангов.

Позже второе «Кабаре» уже было приготовлено Вахтанговым по его тексту, в виде обозрения. Евгений Богратионович изображал В. И. Качалова в роли Анатэмы. У него был настоящий грим, и В. И. Качалов пришел в восторг, потому что Вахтангов не только внешне верно его изображал, но и необычайно внутренне передавал сущность <…> вообще, у Вахтангова было замечательное свойство: он передавал сущность человека.

Публикуется впервые.

Стенограмма беседы с Л. И. Дейкун. 18 мая 1939 г.

Правленый маш. текст.

РГАЛИ. Ф. 2740. Оп. 1. Ед. хр. 56. Л. 1 – 2.

Ирина Строганская (Алексеева) :

Часто Вахтангов садился к роялю и, не включая света, начинал импровизировать. Он был превосходным музыкантом. Нас всегда поражала легкость, с которой он переключался от одного настроения к другому. Лирическая мелодия неожиданно переходила в стремительный, бравурный марш, который в свою очередь сменялся грустной, задушевной «Песнью без слов». <…>

Большой успех имели и шуточные пародии Вахтангова, например, сцена «У телефона», где он изображал известного своей рассеянностью московского профессора И. А. Каблукова, которого его ученик, студент Московского университета Вахтангов, знал очень хорошо.

Разговаривая по телефону, Каблуков узнает от своего собеседника, что их общий знакомый заболел брюшным тифом: «Да, да. Это очень серьезная болезнь! От нее либо умирают, либо сходят с ума. Я сам болел брюшным тифом». Сколько бы раз мы ни слышали эту реплику Вахтангова — Каблукова, она неизменно заканчивалась под наш дружный хохот, и мы награждали своего талантливого, остроумного товарища бурными аплодисментами. <…>

Никто из публики не подозревал, что все Кабаре — создание ученика Вахтангова. По свойственной ему скромности он не указал в программе, что является автором большинства текстов и режиссером всех номеров.

Публикуется впервые.

Подписанный маш. текст. 1970‑е гг.

РГАЛИ. Ф. 2620. Оп. 3. Ед. хр. 563. Л. 3 – 5.

{173} Николай Петров:

Пришел он в школу, когда мы уже были на втором курсе. Но за успеваемость и одаренность на полугодовом экзамене его сразу же перевели с первого курса к нам, на второй.

В это время мы готовили программу типа «Летучей мыши», организуя в школе вечер под названием «Чтобы смеяться», и новый ученик Вахтангов был привлечен как исполнитель. К режиссуре в этом вечере мы его не подпускали и всю программу ставили вместе с Сергеем Вороновым. Одновременно с учебой в школе Адашева мы с Вороновым были зачислены и в школу Художественного театра на так называемый «режиссерский класс». Эту работу в школе мы рассматривали как первую пробу своих режиссерских способностей и потому, вероятно, так ревностно относились

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...