Особенности набора и отбора кадров в Отделе социальной защиты населения Калининского района г. Санкт-Петербурга
«Исходный этап в процессе управления персоналом - набор и отбор кадров. От того, как проведен набор и какие люди отобраны для работы в организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами, а так же эффективность работы как персонала, так и организации в целом». В предыдущем параграфе были проанализированы должностные обязанности специалиста Отдела социальной защиты населения, которые и являются первым этапом в процессе набора и отбора кадров. Следующим этапом этой работы является составления требований к исполнителю. Остановимся на духовно-нравственном портрете работника ОСЗН. Кроме соответствующего профессионального образования специалисту Отдела социальной защиты населения необходима личная готовность соблюдать определенные профессионально-этические нормы и принципы. Особенно такие личностные качества, как интеллектуальность, общекультурный и нравственный потенциал. Благодаря формированию и закреплению этих качеств работник ОСЗН может более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это дает ему возможность быть информированным о различных социальных группах населения и их особенностях, предвидеть последствия своих действий, контактировать с разными категориями людей (инвалидами, престарелыми и т.д.), вызывать симпатию у клиентов, их доверие, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и эмоциональную устойчивость при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы, добросовестно исполнять свой долг, сохраняя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам. Все это требует действительно неординарных личностных качеств. Необходимо отметить такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострение чувства добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, сопереживание, готовность понять другого и прийти к нему на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
Личностные качества специалиста ОСЗН можно подразделить на три группы: психологические характеристики, которые являются составной частью способности к данному виде деятельности; психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование специалиста как личности; психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния. К первой группе личностных качеств относятся требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятие, память, воображение, мышление); психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия); вниманию как состоянию сознания; эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Ко второй группе относятся самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества: физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями. К третьей группе относятся коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми), эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам), визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и т.д. Работа органов социальной защиты населения является универсальным видом деятельности, в связи с этим от специалистов ОСЗН требуются знания в различных областях и умение применять их на практике.
Подобрать кандидата, обладающего всеми перечисленными выше качествами практически невозможно, да и проявляются они в процессе работы. В связи с этим, устанавливается минимум требований, которым должен удовлетворять претендент. Основными источниками найма персонала для Отдела социальной защиты населения Калининского района являются: ) выпускники Санкт-Петербургского социального техникума, который готовит юристов по пенсионному и трудовому законодательству; ) Государственная служба занятости, направляющая граждан в органы социальной защиты населения для выполнения общественных работ; ) случайные претенденты, самостоятельно обратившиеся по поводу работы; ) граждане, рекомендованные сотрудниками ОСЗН. При отборе претендентов предпочтение отдается первым двум категориям граждан. Это вызвано тем, что выпускники техникума направляются в ОСЗН для прохождения производственной практики и сотрудники Отдела имеют возможность в течение длительного времени (4-5 месяцев) наблюдать за их работой и в итоге составить наиболее полное представление о возможном кандидате. О гражданах, направляемых Центром занятости на общественные работы (продолжительность общественных работ - 2 месяца) также складывается определенное мнение, позволяющее рассматривать их как претендентов на вакантные должности. Рекомендации кандидатам, из указанных групп, дают начальники секторов, в которых они работали или проходили практику. Основным методом отбора кандидатов является собеседование, которое проводится начальником ОСЗН и одним из заместителей по специализации. В ходе отборочного собеседования руководитель стремится получить ответы на три основных вопроса: . сможет ли кандидат выполнять данную работу? . будет ли он ее выполнять? . подойдет ли кандидат для данной работы (будет ли он наилучшим)? Отобранные кандидаты направляются в сектор ОСЗН. При отборе кандидата, необходимо помнить, что люди ищут не просто какую-либо работу, а именно ту, которая их устраивает. Кроме этого претендент должен вписаться в существующую рабочую обстановку, в коллектив, где ему предстоит работать. Для того чтобы кандидат имел более полное представление о предстоящей работе (это, в основном, относится к третьей и четвертой группе претендентов), ему предлагается в течение 5-10 дней присутствовать на приеме населения и наблюдать за работой специалиста ОСЗН. В ряде случаев, кандидат, оценив свои возможности, отказывается от устройства на данную работу.
Необходимо отметить, что при отборе кандидатов учитываются предложения и мнения линейных руководителей (руководителей и начальников секторов). Все вышеизложенное относится к набору и отбору кандидатов на должность специалистов первой категории. При появлении вакантных должностей ведущих и главных специалистов, начальников секторов, заместителей начальника Отдела, главным источником набора является внутренний (из работников ОСЗН). Преимуществами этого источника являются: организация знает достоинства и недостатки работника; реализуются возможности работника; на должность назначается специалист уже адаптированный к условиям работы Отдела. В таблице 3.2.1. показаны источники и методы набора специалистов на вакантные должности в Отдел социальной защиты населения Калининского района:
Таблица 3.2.1. Источники и методы набора персонала в ОСЗН Калининского района
Новый человек, пришедший в организацию, обладает приобретенным опытом и знаниями, взглядами, которые могут вписываться или не вписываться в нормы функционирующей организации. В связи с тем, что ожидания работника не всегда совпадают с реальностью, нужен некоторый период притирки и адаптации. В результате этого человек лучше понимает, что ожидает от него организация, а руководитель - стремления и надежды работника. По определению Кибанова А.Я.: «адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда». Для того, чтобы процесс адаптации был менее болезненным, принятый в ОСЗН сотрудник (на должность специалиста первой категории) прикрепляется на две недели к опытному специалисту, который знакомит вновь принятого с основными приемами работы, необходимыми для выполнения возложенных на него функций. Только после этого новый сотрудник приступает к работе на закрепленном за ним участке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|