Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование численности персонала




Персонал - это полный личный состав наемных работников организации (за исключением руководства). Он обладает определенными качественными и количественными характеристиками (структура, опыт, стаж и пр.) и выполняет различные функции. Та часть персонала, которая официально числится в ее штатах, называется кадрами.

Правила учета персонала определены «Инструкцией по статистике персонала и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной Госкомстатом СССР 17.09.87 г., с внесенными изменениями 13.12.90; 31.05.93; 14.09.93. Инструкция регламентирует методы определения списочного состава, среднесписочной численности работников, категории персоналии и ряд других вопросов,

Обычно персонал формируется целенаправленно. Это позволяет установить его оптимальную профессиональную и квалификационную структуру, обеспечить рациональное распределение трудовых функций и загрузку работников.

Численность определяется содержанием, масштабами, сложностью, трудоемкостью производственных процессов, степенью их механизации, автоматизации, компьютеризации.

Эти факторы задают ее нормативную (плановую) величину, которую на практике почти никогда не удается обеспечить. Поэтому персонал более объективно характеризуется списочной (фактической) численностью, то есть количеством сотрудников, которые официально работают в организации на данный момент.

В списочный состав работников на каждый календарный день включаются как фактически работающие, так и отсутствующие по каким-либо причинам.

В реальных условиях при расстановке персонала по подразделениям и службам организации необходимо учитывать различия в численности явочного, списочного и среднесписочного состава работающих.

В явочный состав персонала включаются все работники, явившиеся на работу.

Списочный состав персонала превышает по численности явочный состав примерно на 5-10 %. Величина этого превышения устанавливается исходя из фактически сложившихся данных за предыдущие периоды и зависит от ряда факторов, прежде всего от демографического состава персонала и условий труда. Так, в организациях, где преобладает женский труд, где значительный удельный вес в общей численности занимают лица пожилого возраста, где неблагоприятны условия труда, различия в численности между списочным и явочным составами неизбежно возрастают.

Списочная численность персонала в связи с приемом и увольнением постоянно меняется и может быть дана только на определенную дату. Поэтому для характеристики численности персонала за месяц, квартал, год при планировании и учете определяют среднесписочную численность.

Среднесписочная численность за месяц определяется путем суммирования списочного состава персонала за все дни месяца (включая праздничные и выходные дни) и деления результата на число календарных дней в месяце. При этом списочная численность в выходные и праздничные дни берется по предшествующему рабочему дню. Среднесписочная численность персонала за квартал (год) рассчитывается как сумма среднемесячной численности за этот период, деленная на соответствующее число месяцев.

Нормирование численности работающих является ключевым опорным звеном всей системы управления персоналом. Грамотное, научно обоснованное решение возникающих здесь проблем позволяет не только рассчитать потребную численность работающих по профессиям, квалификации, осуществить расстановку людей по подразделениям и тем самым заложить количественную базу для формирования системы управления персоналом. Оно в значительной мере предопределяет успешность всей производственной деятельности коллектива организации. Расчеты численности потребуются уже на стадии заключения договоров на поставку, при определении сроков выполнения заказов, допустимых предельных издержек на рабочую силу, цены выпускаемой продукции. Без расчетов численности работающих невозможно правильно организовать само производство, определить производственные мощности подразделений, осуществить взаимоувязку в их работе.

Вместе с тем расчеты численности работающих имеют не только экономическое, но и важное социальное значение. Практика убедительно показала, что большинство конфликтов в организациях возникают именно из-за ошибок в нормировании труда, в расстановке людей, из-за существования так называемых «выгодных» и «невыгодных» норм и расценок.

В российских организациях для расчета численности работников применяются следующие виды норм: норма времени, норма выработки, норма обслуживания, норма времени обслуживания, нормы численности.

В практике работы организаций наиболее часто применяются нормы времени, так как рабочее время является всеобщим измерителем количества затраченного труда. Кроме того, затраты рабочего времени закладываются и в основу расчетов норм выработки, норм обслуживания и норм численности персонала.

Под нормой времени понимаются общественно необходимые затраты времени на выполнение единицы работы одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации. Расчет численности работающих производится по следующей формуле:

 

=

 

где Q - объем работ данного вида и сложности;

к - коэффициент, учитывающий уровень выполнения нормы;

 - продолжительность смены.

Норма выработки применяется для расчета численности работающих, планирования производительности труда, организации заработной платы в таких видах производств, где продукт труда является однородным и может быть измерен в натуральных величинах, - штуках, литрах, тоннах и т.д.

Численность работающих рассчитывается по формуле:

 

=

 

где  - норма выработки.

Нормы обслуживания применяются для нормирования труда и расчета численности основных рабочих-многостаночников, а также ряда профессий вспомогательных рабочих. При этом под нормой обслуживания понимается количество единиц оборудования, производственных площадей, число рабочих мест или других объектов, которые должны обслуживаться одним рабочим или группой рабочих соответствующей квалификации.

В общем случае явочная численность работающих рассчитывается с помощью норм обслуживания по такой формуле:

 

=

 

где  - норма обслуживания,

 - коэффициент сменности работы на обслуживаемом оборудовании.

Нормы времени обслуживания позволяют учитывать трудоемкость работ по обслуживанию единицы оборудования, производственных площадей и других объектов в течение определенного периода времени.

Явочную численность можно рассчитать по следующей формуле:

 

=

 

где  - количество ремонтных единиц,

 - норма времени обслуживания на ремонтную единицу в смену,  - коэффициент сменности работы оборудования.

Под нормой численности понимается число рабочих или других категорий работающих определенного профессионально-квалификационного состава, необходимых для обслуживания крупных агрегатов, складов и других объектов или выполнения определенного круга работ.

Особую сложность представляют нормирование труда и расчеты численности управленческого персонала. При этом чем выше удельный вес творческого труда в общих затратах рабочего времени, тем сложнее устанавливать нормы для управленцев. Основным объектом нормирования труда управленцев является выполняемая ими функция - определенный состав работ, объединенных общностью факторов целевого направления в системе управления.

По характеру, сложности и ответственности выполняемых работ управленческий персонал делится на три группы: руководители, специалисты и другие служащие. Их трудовые функции и содержание труда существенно различаются, прежде всего, по таким признакам, как удельный вес творческого труда, степень повторяемости отдельных элементов работы, неравномерность загрузки в течение рабочего дня. Так, для руководителей и специалистов характерной особенностью трудовых процессов является значительный удельный вес элементов творческого труда, отсутствие многократной повторяемости работ и операций. Содержание трудовых процессов других служащих характеризуется регулярной повторяемостью рутинных работ и таких операций, например, как прием и выдача документов, работа операторов на вычислительных машинах, машинописные работы и т.п. Все это требует применения различных методов нормирования труда и расчета численности для различных категорий управленцев.

Для нормирования повторяющихся работ, выполняемых другими служащими и расчетов потребной их численности могут применяться нормы времени и нормы выработки.

В тех случаях, когда другие служащие выполняют работы, не стабильные по объему, но с наличием периодически повторяющихся элементов, для нормирования труда и расчета численности персонала следует использовать нормы обслуживания.

Нормирование труда линейных и функциональных руководителей осуществляется с помощью нормы управляемости (под такой нормой понимается число работников или подразделений, которыми должен руководить один руководитель).

Внутри служб и подразделений организации в целях рациональной организации труда и расстановки людей применяются нормы соотношений, которые являются разновидностью норм управляемости. Под нормой соотношения понимается число работников той или иной квалификации или должности, которое должно приходиться на одного работника другой должности или квалификации. С помощью норм соотношений устанавливаются, прежде всего, оптимальное соотношение между отдельными должностными группами внутри этих категорий. Нормы соотношений выражаются отношением, приведенным к единице, либо в виде размерных цепочек.

Штат Отдела социальной защиты населения Калининского административного района - 95 человек: 1 начальник ОСЗН; 2 заместителя начальника ОСЗН; 6 начальников секторов (филиалов); 20 главных специалистов; 17 ведущих специалистов; 43 специалиста 1 категории; 1 сотрудник аппарата отдела, 3 сотрудника бухгалтерии, 2 сотрудника кадровой службы.

Штатная численность сотрудников секторов (филиалов) определена в зависимости от численности обслуживаемого населения.

Численность сотрудников ОСЗН и их распределение по секторам (филиалам) показана в таблице 3.3.1:

 

Таблица 3.3.1. распределение сотрудников по секторам ОСЗН

Количество обслуживаемого населения Общий штат сотрудников, включая начальника сектора Главные специалисты Ведущие специалисты Спец. 1 кат.
1 34695 13 3 3 6
2 53936 19 4 3 11
3 20258 9 2 2 4
4 42740 16 4 3 8
5 35354 13 3 1 8
6 3914 16 4 5 6
Итого 190897 86 20 17 43

 

Численность главных специалистов определена с помощью норм соотношений 1: 3 или 1: 1: 2, то есть на одного главного специалиста должно приходится в среднем три специалиста первой категории или один ведущий специалист и два специалиста первой категории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...