НОУ ВПО «Ставропольский финансово-экономический институт»
Стр 1 из 17Следующая ⇒ НОУ ВПО «Ставропольский финансово-экономический институт» Н. Н. Куницына, С. М. Мартышевская Ценообразование Учебное пособие Ставрополь
Куницына Н. Н., Мартышевская С. М. Ценообразование: Учебное пособие. – Ставрополь: 2011.
Учебное пособие предназначено для использования в учебном процессе при подготовке студентов по специальностей 080105. 65 «Финансы и кредит» и 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Учебное пособие содержит краткое изложение основных подходов к выбору ценовой политики и ценовой стратегии фирмы, а также методику расчета отдельных видов цен на продукцию.
Содержание Введение
Тема 1. ПОНЯТИЕ И функции ЦЕНЫ…………………………………6 1. Система стоимостных экономических категорий (СЭК) и характеристика ее составляющих. Место цены в системе СЭК……………………………………….. 6 2. Понятие и экономическая природа цены……………………………………. 7 3. Функции цены…………………………………………………………………. 8
Тема 2. Ценовая политика…………………………………. ………. 11 1. Ценовая политика………………………………………………………….. 11 2. Ценовая стратегия…………………………………………………………. 13 Тема 3. Разновидности цен…………………………………………. 16
Тема 4. Методы ценообразования……………………………….. 20 1. Классификация методов ценообразования………………………………. 20 2. Затратные методы ценообразования………………………………………21 3. Рыночные методы ценообразования………………………………………28 4. Параметрические методы ценообразования………………………………33
Тема 5. ЦенообРазование при ОСУЩЕСТВЛЕНИИ маpкетинговой деятельности……………………………………………. 40
1. Выбор метода ценообразования в зависимости от рыночной ситуации... 40 2. Активная и пассивная ценовая политика….. ………………………….... 42
Тема 6. НАДБАВКИ И СКИДКИ К ЦЕНАМ………………………………46 1. Надбавки к цене……………………………………………………………. 46 2. Скидки с цены………………………………………………………………. 47
Тема 7. Ценообразование на миpовых pынках……………... 52 1. Понятие миpовых цен. Фактоpы, влияющие на них………………………52 2. Фактоpы, опpеделяющие движение цен в междунаpодной тоpговле…... 53
Тема 8. Формирование внешнеторговых цен в зависимости от условий поставки……………………………………57
Тема 9. Лимитные, договорные и прейскурантные цены………………………………………………………………………………….. 62 1. Лимитные цены……………………………………………………………... 62 2. Договорные цены……………………………………………………………65 3. Прейскурантные цены………………………………………………………. 65
Тема 10. Трансфертное ценообразование………………………66 1. Понятие и цели трансфертного ценообразования……………. …………. 66 2. Центры ответственности…….. ……………………………………………. 68
Глоссарий ………………………………………………………………….. 71
Список рекомендуемой литературы
Введение
Цены и ценовая политика – одна из главных составляющих деятельности маркетинговой службы предприятия. Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка. Суть целенаправленной ценовой политики – установить на товары такие цены и так варьировать ими в зависимости от положения на рынке, чтобы овладеть определенной долей рынка, обеспечив намеченный объем прибыли и решить ряд других оперативных и стратегических задач.
Основная цель дисциплины – приобретение теоретических и практических навыков процесса установления цен, применения ценовых механизмов в различных рыночных ситуациях. Учебное пособие содержит краткое изложение основных подходов к выбору ценовой политики и ценовой стратегии фирмы, а также методику расчета отдельных видов цен на продукцию. Целью лекционных занятий является усвоение теоретических вопросов порядка формирования цен, методов установления цен и моделей ценообразования, методов экономического анализа в ценообразовании, разновидностей цен, направлений ценовой политики и ценовой стратегии. Тема 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЦЕНЫ 1. Система стоимостных экономических категорий (СЭК) и характеристика ее составляющих. Место цены в системе СЭК 2. Понятие и экономическая природа цены 3. Функции цены 1. Система стоимостных экономических категорий (СЭК) и характеристика ее составляющих. Место цены в системе СЭК Цена и рынок - категории, обусловленные товарным производством, при котором экономические отношения проявляются не в самом процессе производства, а через рынок. Рынок выступает основной формой реализации товарно-денежных отношений и стоимостных категорий. Выделяют следующие СЭК: - финансы - экономические отношения, связанные с формированием фондов денежных средств и их движением; - кредит - экономические отношения, обусловленные формированием и использованием временно свободных денежных средств; - заработная плата - экономические отношения по поводу присвоения части стоимости общественного продукта непосредственно участникам воспроизводственного процесса; - себестоимость - экономические отношения по поводу формирования средств, используемых на простое воспроизводство; - прибыль - экономические отношения, связанные с формированием средств, направленных на расширенное воспроизводство; - цена. Все СЭК взаимосвязаны. В системе СЭК цена занимает центральное место. Представляя денежное выражение стоимости, она отражает всю совокупность экономических отношений. 2. Понятие и экономическая природа цены Цена – это
- экономическая категория, обусловленная товарным производством, при котором экономические отношения проявляются, главным образом, через рынок; - денежное выражение стоимости; - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги (Ф. Котлер); - не только индивидуальная, личная, но и общественная, социальная категория: регулирует как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг; - комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию, т. е. под ценой понимается множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования. Цены применяются в любой экономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования рынка. Цена - рыночный фактор, находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения, конкуренции, монополизации. По классической схеме возможны следующие варианты: 1) если спрос превышает предложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена; 2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации на определенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызывает рост цены; 3) монополизация оборачивается установлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных на покупаемые ее товары. Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует как ценовой механизм, который состоит из 2 частей: - цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;
При формирований цены существует: - нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств; - верхний предел, обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар. Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов. Экономическая природа цены проявляется в двойной роли, которую она играет на рынке: - цена как индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, экономический риск и т. п. ); - цена как маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|