Упражнение «назови и сделай».
Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании приставочных глаголов. 2. Учить понимать и различать лексическое значение приставочных глаголов. 3. Расширять и активизировать глагольный словарный запас. 4. 4.Развивать слуховое внимание.
Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения.
Ребенок произносит приставку, а логопед договаривает слово. Затем ребенок называет слово полностью, выполняет действие или имитирует движение.
Ребенок: Логопед: Ребенок: Ребенок: Логопед: Ребенок:
бегать забегать бегать выбегать носить заносить носить выносить ЗА ходить заходить ВЫ ходить выходить водить заводить водить выводить катить закатить катить выкатить
бегать убегать ходить находить носить уносить ехать наехать У ходить уходить НА ливать наливать водить уводить мылить намылить катить укатить сыпать насыпать
(На одном занятии целесообразно отработать глаголы с одной приставкой и обобщить ее лексическое значение).
Упражнение «ПОДСКАЖИ СЛОВО». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при употреблении приставочных глаголов. 2. Учить понимать и различать семантическое значение глаголов с разными приставками 3. Расширять и активизировать глагольный словарный запас.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игрового упражнения. Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и предлагает заканчивать предложения словами, подходящими по смыслу.
Логопед: Ребенок:
Утята по поляне (что делают?) … ходят. Утята в речку (что делают?) … заходят. Утята из речки (что делают?) … выходят.
Утята корм себе (что делают?) … находят. Утята вечером с поляны (что делают?) … уходят.
Саня в солонку соль (что сделал?) … насыпал. Дворник дорожки песком (что сделал?) … посыпал. Малыш из ведра песок (что сделал?) … высыпал. Снег весь город зимой (что сделал?) … засыпал.
Червей для рыбалки надо (что сделать?) … накопать. Буратино на Поле Чудес свои деньги (что сделал?) … закопал. Для посадки дерева надо яму (что сделать?) … выкопать.
(Аналогичная работа проводится с глаголами «летать», «катать»).
Упражнение «ОБРАЗУЙ СЛОВА». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании имен прилагательных от имен существительных с помощью различных суффиксов. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед произносит словосочетание и дает образец образования относительного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
а) с суффиксом – ОВ - и окончанием - ЫЙ.
Логопед: Ребенок:
Мед из липы – липовый мед. Пол из дуба – дубовый пол. Лес из елей – еловый лес. Жакет из пуха – пуховый жакет. Напиток из меда – медовый напиток. Пирог из мака – маковый пирог.*
б) с разными суффиксами и разными окончаниями.
Василек с поля – полевой василек. Тулуп из меха – меховой тулуп. Ботинок из кожи – кожаный ботинок. Домик изо льда – ледяной домик. Поток воды – водяной поток. Суп из курицы – куриный суп.*
Упражнение «ЧТО КАК ЕДИМ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании отглагольных прилагательных. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед произносит словосочетание и дает образец образования отглагольного прилагательного. Затем просит ребенка изменить словосочетания по предложенному образцу.
Логопед: Ребенок:
Кабачок жарили - жареный кабачок.* Патиссон тушили – тушеный патиссон. Огурец солили – соленый огурец.* Кабачок пели - печеный кабачок. Патиссон парили - пареный патиссон. Кабачок вялили - вяленый кабачок. Помидор варили - вареный помидор.*
7.13. Упражнение «ЧЕЙ ХВОСТ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при образовании притяжательных прилагательных. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: картинки.
Ход игрового упражнения.
Логопед, показывая ребенку картинки, произносит предложение и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные
Логопед: Ребенок:
Это хвост зайца. Он чей? Заячий. Это хвост собаки. Он чей? Собачий. Это хвост овцы. Он чей? Овечий. Это хвост белки. Он чей? Беличий. Это хвост кошки. Он чей? Кошачий. Рог лося. Лосиный. Клюв вороны Вороний.* Хвост мыши Мышиный. Клюв гуся Гусиный. Рог барана Бараний.* Клюв утки Утиный (Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.) Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа при подборе антонимов к разным частям речи. 2. Расширять и активизировать словарный запас.
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением. а) подбор антонимов к именам прилагательным
Логопед: Ребенок:
Легкий чемодан - тяжелый чемодан. Дешевый подарок - дорогой подарок.* Грустный человек - веселый человек. Сырой помидор - вареный помидор.* Близкий путь - далекий путь. Низкий дом - высокий дом. Трудолюбивый человек - ленивый человек.
б) подбор антонимов к глаголам
Помогают - мешают. Выздоровел - заболел. Насыпать - высыпать. Выкопать - закопать. Найти - потерять.* Терять - находить. Молчать - говорить.* Входит - выходит. Вспоминать - забывать. Взять - положить.
(Упражнение можно проводить в виде игры с мячом. Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.) Упражнение «СЛОЖНЫЕ СЛОВА». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 7-го типа.
2. Упражнять в образовании сложных слов путем сложения основ по данному образцу. 3. Расширять и активизировать словарный запас. Ход игрового упражнения. Логопед дает образец правильного ответа, затем предлагает ребенку закончить предложения
Логопед: Ребенок:
Воду носит … водонос. Воду возит … водовоз. С высоты вода падает … водопад. Работает под водой … водолаз. Место, куда животные приходят пить … водопой. Сказочное существо, которое живет в воде… водяной. Воду льет … водолей.
Сам катит… самокат. Сам летит … самолет. Сам варит … самовар. Сам ходит… самоход.
Лес разводит… лесовод. Лес возит… лесовоз. Лес рубит лесоруб.
(Материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|