Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рациональная и эмпирическая психология Хр. Вольфа, её критика И. Кантом. Психологические идеи И. Канта.




 

Эмпирическая философия и психология, возникшие в Англии, проникли в Германию не сразу. Только во второй половине XVIII в. появились переводы локковских «Опытов», трудов Юма, в 70-х гг.— Гартли и затем французов — Боннэ, Гельвеция, Кондильяка. До этого здесь господствовали Декарт, Лейбниц и его последователь X. Вольф (1679—1754). Вольф «систематизировал и популяризировал Лейбница и установил в Германии психологию, под влиянием которой развивался Кант и которую Кант, потом отверг». Система X. Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении X. Вольфом психологии на две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732) и рациональную («Рациональная психология», 1734). Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии, однако его эмпирия «о жизни души» была скудна. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить. Однако дальнейшие шаги в этом направлении были подавлены отрицательным отношением к ним И. Канта. Предметом рациональной психологии были рассуждения о сущности, месте пребывания, свободе и бессмертии души. Именно в рациональной психологии X. Вольф выдвинул теорию способностей (Vermogen), продолжив различение в душе познавательных и производных от них желательных способностей, которое проводилось в средние века. Из познавательного акта сначала возникает удовольствие (или страдание), потом суждение о достоинстве объекта и, наконец, аппетит — стремление к объекту. Оно возникает из сознания его доброкачественности (или отвращения от объекта, в котором мы открываем зло). Более сильные проявления чувственного аппетита назывались аффектами.

Психологию Вольфа суровой критике подверг И. Кант (1724—1804). В контексте обоснования возможности теоретического знания и самой науки Кант ставит вопрос, при каких условиях возможна психология как наука: «...эмпирическое учение о душе должно всегда оставаться далеким от ранга науки о природе в собственном смысле, прежде всего потому, что математика неприложима к явлениям внутреннего чувства и к их законам», а также потому, что в психологии невозможен эксперимент:

· наблюдение искажает наблюдаемый объект

· внутреннее наблюдение не м.б. расчленено и сохранено в новом произвольном соединении

· еще менее подвержен опытам другой мыслящий субъект

 

Учение о душе никогда не может поэтому стать чем-то большим, чем историческое учение, описание природы души, но не наукой о душе. Впрочем, эмпирическая психология полезна для воспитания, но не стоит называть её наукой. Кант оказался не прав, считая невозможным в психологии эксперимент и математику, но он проницательно указал на их необходимость для психологии как науки. Но и рациональная психология неправильна, т.к. «душа», «бог», «свобода воли» - объекты веры, они трансценденты нашему познанию.

В психологии получили развитие следующие идеи И. Канта. Его считают основателем трихотомии души (до него немецкий философ И. Тетенс впервые сделал это, но открытие осталось за Кантом):

· познавательная способность души

· способность чувствовать удовольствие

· желательная сила

Критика способности суждения» (1790), «Антропология с прагматической точки зрения» (1798)). Другие произведения: «Критика чистого разума», «Критика практического разума»

Кант о желаний и воли: разница между ними в том, что воля побуждается разумом, тогда как желание имеет источником чувствования, удовольствия и страдания. Классификация Канта перешла в XIX в. и стала господствующей.

Априоризм Канта в учении о познании оказал большое влияние на немецкую психологию и психофизиологию восприятия. Эмпирический характер познания по Канту:

воздействия предметов на нас à получение содержания познания.

Необходимая предпосылка познания - формы. Они априорны и происходят из самой способности познания. Различаются априорные формы восприятия и мышления.

Формы восприятия - пространство и время: все внешние явления мы представляем как существующие в пространстве: пространство есть форма внешнего чувства; все представления нас самих существуют во времени: время есть форма внутреннего чувства (но косвенным образом оно является условием и внешнего восприятия). Пространство и время как формы чувственности обладают трансцендентальной идеальностью: таких объектов, как время и пространство, нет; и эмпирической реальностью: как способы, посредством которых осуществляются представления о предметах и обо мне самом. Эти формы могут быть, по Канту, только априорными: они абсолютно необходимые формы всего существующего, опыт же никогда не может дать всеобщего и необходимого, а только имеющее значение и смысл в определенных условиях.

Формы мышления - категории рассудка и идеи чистого разума. Они присоединяются к содержаниям, полученным эмпирическим путем, и устанавливают отношения между ними для получения из них знания. В связи с этим, апперцепция — это активная сила, синтезирующая хаотические представления. Она имеет две формы: трансцендентальное единство самосознания (необходимое для познания) и объективная апперцепция (направленная на объект, синтезирующая отдельные впечатления в целостное знание).

Кант о трансцендентальных схемах: разрешение вопроса о применении категорий в эмпирии. Схемы — новый элемент сознания, соединяющий в себе разнородные познавательные способности. Они - продукт деятельности воображения. Представления Канта о схемах подтверждаются эмпирическими исследованиями в современной психологии. Так, встречающийся в практике обучения вербализм, неспособность увидеть за словесной формулировкой какого-либо правила, закона, стоящую за ним реальность, преодолевается обращением к схематическим изображениям.

 

Основные вопросы Канта:

· Что я могу знать?

· Что я должен знать?

· На что я могу надеяться?

· Что такое человек?

Последний вопрос включает в себя предыдущие (человек в центре). Признавал моральное чувство в качестве единственного нравственного основания свободного поведения. Сформулировал правила «искусства жизни». С одной стороны, человек – часть природы, поэтому должен следовать её законам, а с другой стороны, он живёт в мире сверхчувственной реальности, где он свободен. Моральное поведение возможно только в соответствии с долгом. Категорический императив: поступай так, чтобы максима твоей воли в любое время могла стать принципом всеобщего законодательства.

Под влиянием Канта находились Челпанов и многие другие отечественные психологи.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...