Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Естественнонаучные предпосылки превращения психологии в самостоятельную науку




 

В XIX в. поменялись приоритеты: перевернулось соотношение философии и естествознания (теперь давала метод и формировала мировоззрение последняя). Мысль о том, что одним из условий достижения психологией самостоятельности является ее отделение от философии, выразил Г. И. Челпанов в докладе на I Всероссийском съезде по психоневрологии (1923) «О предпосылках современной эмпирической психологии»: «Стремление внести в психологию философские элементы противоречит понятию эмпирической психологии.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х- гг. XIX в. Оно ознаменовалось появлением первых программ (В. Вундт, И. М. Сеченов), созданием специальных психологических лабораторий, кафедр в ВУЗах, выходом специальных психологических журналов, образованием психологических обществ и ассоциаций, проведением международных конгрессов по психологии.

 

· Психология заимствовала из естествознания методы исследования и, прежде всего, эксперимент. Вспомним экспериментальные модели Вундта, его аппаратуру и лаборатории.

· Внутри естествознания были накоплены собственно психологические факты и некоторые частные теории.

 

Имели значение следующие открытия в области физиологии органов чувств:

Идея обратной связи и мышечной афферентации англичанина Белла и француза Мажанди (различие по функциям между задним и передним корешком спинного мозга, нервное кольцо, реципрокная иннервация мышц-антагонистов),физиолог Маршал Холл о том же.

Закон специфических энергий органов чувств (физиолог Иоганнес Мюллер, развивавший также идею о рефлекторном кольце и связывающий ощущение с изменением состояния нерва, а не характеристиками внешнего объекта) – качество ощущений зависит от природы нерва, на который воздействует причина, орган чувств реагирует на каждое внешнее воздействие, а не только на адекватное (видит искры при ударе по глазу). Т.е. ясно, что глаз воспринимает цвет, а не давление. Он может воспринимать и давление, но тогда он воспринимает его как свет. Поэтому мы воспринимаем действительно объект, в случае же действия на нас неадекватного стимула мы имеем иллюзию. Этот закон разделялся естественниками до введения эволюционного принципа (на самом деле в органе чувств нет своей специфической энергии).

Томас Юнг: трехкомпонентная теория светового зрения (три типа рецепторов, которые отвечают на красный, зеленый или фиолетовый цвета; работала до фотохимической теории цветового зрения Э. Геринга.

Эрнст Вебер изучал осязание (эстезиометром), показал возможность объективного измерения в психологии, открыл закон зависимости ощущения от прироста раздражения. Различает три рода кожных ощущений: давления, температуры и локализации. Главный вывод: для того чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находиться в известном постоянном отношении к исходному.

+ 1849 – физиолог Дюбуа-Реймон доказал, что нервный процесс — это электрическая волна.

Герман Гельмгольц описал и исследовал органы зрения и слуха, установил, что скорость распространения возбуждения по нерву составляет примерно 120 м/сек, изобрел офтальмоскоп для исследования глазного дна. Теория бессознательных умозаключений: восприятие - продукт опыта. Процесс соединения данных ощущений с прошлым опытом бессознателен и напоминает умозаключение в процессе мышления. Бессознательные умозаключения действуют принудительно, формируются путем многократного повторения, основаны на механизме сенсомоторных связей между собственно зрительными ощущениями и ощущениями от движений глаза в процессе восприятия. Объективно все это выявляет принципиальную недостаточность самонаблюдения как метода психологии.

 

Клад Бернар: понятие внутренней среды организма (1865), Уолтер Кеннон: понятие гомеостаза (1932) à (Гомеостатические теории в психологии (Фрейд, Левин, Пиаже). Их критиковал Олпорт)

 

Психофизика и психометрия. 1860 г. – Фехнер поставил проблему соотношения, что важно, количественного, психического и физического и превратил в реальность мечту Вольфа – измерение соотношения физического и психического. Появилось 3 классических фехноровских метода (минимальных изменений, средней ошибки и констант) + его логарифмический закон. Тогда психофизика была отдельной областью знания, независимо от психологии, которой не было. Значение психофизики: измерение, эксперимент, причем в лабораторной форме.

1869 г. – Дондерс (офтальмолог) – психометрию создал, предметом которой было время протекания психических процессов во время решения когнитивных задач. Затем Экснер ввел понятие «время реакций». Затем Карл Людвиг: значение субъективного фактора, а не только объективного в процессе опознания объекта (объяснял это «установкой»: если испытуемый нацелен на быстрое реагирование, то время его реакции сокращается).

Анатомия и физиология головного мозга. Изучение мозговых дисфункций (медицина).

Были открыты железы внутренней секреции и показана связь эндокринной системы с психическими процессами.

Проблема соотношения психологического и физиологического (дуализма духа и материи): теория параллелизма (психическое – эпифеномен, тогда нужна ли психология? и эмпирия против этого) и теория взаимодействия (трудно объяснить процесс влияния психики на тело). Наибольшее распространение среди психологов получила теория параллелизма.

Энергетизм В. Оствальда (1853-1932) как попытка устранить трудности в решении проблемы соотношения сознания и материи. Энергетические концепции в психологии (В.М. Бехтерев, К.Н. Корнилов).

 

Взгляды на локализацию функций в мозге:

1. Локализационизм.

Ф. А. Галль отличил серое вещество от белого. Френология – мозг как совокупность органов 27 способностей, каждая из которых связывалась с определенной группой клеток в коре. Эти участки, разрастаясь, придают черепу выпуклую форму, по которой можно определить способность человека. Неудачная попытка дифференцированного подхода к пониманию мозга, который до этого казался однородной массой.

Анатом Брока (центр моторных образов слов (1861)).

Психиатр Вернике (центр сенсорных образов слов) + исследования по разрушению и разражению мозга (Гитциг, Фритч, Ферьер – двигательные центры, связь интеллекта со лбом, Мунк – связь затылка и виска со зрением и слухом, Бец)

НО: Гольц: экстирпация отдельных участков мозга у собаки приводит к нарушению поведения в целом => к мозгу нужно подходить как к целостному образованию

 

2. Эквипотенциализм.

Пьер Флуранс, основатель экспериментальной физиологии мозга: через некоторое время у птиц восстанавливается поведение, независимо от того, какая часть мозга была им разрушена => идея о полной функциональной однородности мозговой массы (на самом деле, это говорит о пластичности мозга)

Карл Спенсер Лешли (то же на примере повреждения участков коры, ответственных за определенные функции механизмов органов чувств)

3. Эклектические концепции – низшие функции жестко локализованы в моторной коре, а ВПФ – весь мозг (Гольдштейн).

Выход из порочного круга – невролог Х. Джексон и его ученик Г. Хэд (уровневое строение психических функций). На основе джексоновского учения, современных данных нейроанатомии и нейрофизиологии, а также на базе культурно-исторической психологии Выготского, в 1930-60 гг. А.Р. Лурия создает ТСДЛ ВПФ!

Развитие медицины (неврологи и психиатрии). Работы Шарко (гипноз как соматическое явление), Жане, Рибо (Франция). Изучение гипноза (Месмер).

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...