Основные, базовые подходы
| Формы их реализации
|
и концепции
| и результаты
|
Классическая школа
|
1. Принципы разделения труда.
| 1. Дисциплина.
|
2. Единство цели и руководства.
| 2. Порядок.
|
3. Власть и ответственность.
| 3. Справедливость и вознаграждение.
|
4. Соотношение централизации и децентрализации.
| 4. Эффективность.
|
5. Вертикальная цепь менеджмента.
| 5. Подчинение главной цели компании.
|
Поведенческая школа
|
1.В центре внимания человеческий ресурс.
| 1. Наиболее эффективное ис-пользование потенциала работника.
|
2. Формирование организации с учетом специфики межличностных отношений.
| 2. Повышение производитель-ности.
|
3. Регулирование поведения персо- нала через потребности, интересы, ценности.
| 3. Повышение удовлетворенности работника.
|
4. Мотивация персонала.
| 4. Гибкая система вознаграждений и поощрений.
|
Научная школа
|
1.Использование научного анализа деятельности и задач менеджмента.
| 1. Создание предпосылок для оптимального функционирования
|
2. Отбор, обучение и оптимальная расстановка кадров.
| 2. Увеличение производительности труда.
|
3. Значение планирования и прогно- зирования.
| 3. Повышение эффективности и стабильности производства.
|
4. Значение обеспечения ресурсами.
| 4. Обеспечение бесперебойности хозяйственной деятельности.
|
5. Моральное и материальное стимулирование труда
| 5. Справедливость вознаграждения и повышение производительности.
|
Основные, базовые подходы
| Формы их реализации
|
и концепции
| и результаты
|
Процессный подход
подход
|
1.Понимание менеджмента как процесса.
| 1. Гибкость, непрерывность и ин- тенсивность управления.
|
2. Анализ факторов воздействия на процесс.
| 2. Разработка и оптимизация функций управления.
|
3. Процесс управления как система взаимосвязанных функций.
| 3. Взаимосвязь и взаимообусловленность методов управления.
|
4. Роль координирующих распорядительских и контролирующих функций.
| 4. Повышение эффективности управленческих решений.
|
Системный подход
подход
|
Основные, базовые и концепции подходы
| Формы их реализациии результаты
|
1. Рассмотрение менеджмента как сложной иерархической социально-экономической и научно- технической системы.
| 1.Логичность приемов и методов воздействия, оптимальность функций менеджера.
|
2. Анализ внешней и внутренней среды системы
| 2. На основании анализа применение синтетических и обоснованных решений.
|
3. Расчленение системы на управляющую, управляемую, обеспечивающую и обслуживающую подсистемы.
| 3. Повышение эффективности управленческих решений, их результативности.
|
4. Вычленение из системы научно-технической и "человеческой" составляющих.
| 4. Применение технических, социально-психологических, эконометрических, эргономических и других методов.
|
5. Учет прямых, обратных связей, эффектов взаимодействия и взаимообусловленности.
| 5. Гибкость, адаптивность и приспособляемость к требованиям и целям организации.
|
6. Функциональное единство эле-
ментов и подсистем.
.
| 6. Оптимальное функционирование всех подсистем с высокой экономической эффективностью.
|
Социально-психологический подход
|
1.В центре внимания личность работника.
| 1. Оптимальное воздействие на работника.
|
2. Исследование межличностных отношений.
| 2. Оптимальная расстановка кадров и оптимальное управление.
|
3. Исследование групповой динамики.
| 3. Использование неформальных методов координации, руководства и организации.
|
4. Использование конфликтологии.
| 4. Повышение эффективности управления.
|
5. Мотивация как единство экономи ческих, социальных и духовных потребностей.
| 5. Единство морального и материального вознаграждений работника.
|
6. Применение теории ожиданий.
| 6. Глубокое удовлетворение работой и достижение самовыражения и самореализации.
|
Жизнециклический подход
|
1. Рассмотрение жизненного цикла организации как социального организма.
| 1. Четкое планирование, координация и руководство.
|
2. Изучение стадий жизненных циклов.
| 2. Повышение информированности и компетентности менеджера..
|
3. Определение критических точек развития.
| 3. Принятие более точных и оптимальных решений.
|
4. Прогнозирование и планирование на основании жизненных циклов.
| 4. Возможность разработки эффективной стратегии.
|
5. Выявление тенденций роста.
| 5. Прогнозирование роста развития фирмы и нахождение путей диверсификации и экспансии на новые рынки.
|
Количественные математические подходы
|
1. Применение эконометрических моделей.
| 1. Высокая точность, эффективность и качество управленческих решений.
|
2. Применение аппарата производственных функций.
| 2. Выбор приоритетных направлений развития фирмы.
|
3. Применение методов множественной регрессии по методу "затраты — эффективность".
| 3. Точность расчетов экономической эффективности производственной деятельности.
|
4. Применение стохастических (ве роятностных) моделей.
| 4. Устранение неопределенности результатов, снижение рисков.
|
Проектный подход
|
1. Организация разработки, внедрения и коммерциализации новшества в виде инновационного проекта.
| 1. Особый тип стратегического планирования, подбор необходимых производственно-технических и маркетинговых мероприятий.
|
| | |
Маркетинговый подход
|
Основные, базовые подходы и концепции
| Формы их реализации и результаты
|
1. Ориентация инновационной фирмы на стратегию маркетинга
| 1. Направленность деятельности фирмы, ее подсистем, структур и персонала на коммерциализацию новшеств с учетом запросов потенциального потребителя
|
2. Разработка конкретных стратегий инновационного маркетинга: стратегии конкретных преимуществ, замещение импорта, лидерства в издержках, экспансии на новые рынки и т.д..
| 2. Комплексное исследование рынка. Анализ и прогноз коньюктуры. Исследование емкости, структуры, сегментации рынка. Исследование и прогноз спроса, поведение конкурентов, видов и форм конкуренции.
|
3. Разработка стратегии. проникновения на рынок.
| 3. Установление цели, выбор варианта и времени выхода новшества на рынок. Разработка мероприятий и этапов позиционирования новшества.
|
4. Оперативный тактический инновационный маркетинг. Выбор вида маркетинга
| 4. Разработка конкретных мероприятий проникновения новшества на рынок. Мероприятия креативного, конверсионного, стимулирующего и других видов маркетинга. Формирование каналов сбыта. Организация рекламной компании, выставок, презентаций, пробных и прямых продаж, сервисного и гарантийного обслуживания.
|
5. Прогнозирование и планирование издержек и доходов маркетинга.
| 5. Анализ и прогноз объёма продаж новшества, оценка доходов маркетинга. Определение ценовой эластичности по доходам. Изучение ценовой политики конкурентов, Разработка ценовой политики инноваций. Анализ издержек маркетинга. Формирование издержек продвижения новшества на рынок.
|
Как следует из данных табл., значение различных концепций и подходов к инновационному менеджменту неравнозначно. Наибольшее место как в стратегическом, так и в оперативном инновационном менеджменте занимают системный, маркетинговый, жизнециклический и проектный подходы. Они выявляют главные закономерности развития инновационной деятельности и формируют особый тип инновационного управления. Социально-психологические и количественные эконометрические методы применяются в анализе, прогнозе и выработке управленческого решения.