Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизмы инновационной деятельности




В первую очередь необходимо приспособиться к происходящим изменениям в самом механизме инновационного процесса – процесса, начинающегося идеей и завершающегося рыночным продуктом. Эти изменения, в свою очередь, характеризуются рядом принципиальных сдвигов.

Прежде Теперь
От производства продукции К производству знаний, разработке продукции
Диверсификация «сверху вниз» Диверсификация «снизу вверх»
Конкуренция по схеме доминирующей конструкции, периодические инвестиции в НИОКР Хищническая конкуренция, постоянные инвестиции в НИОКР
Решения, принимаемые на уровне фирмы Решения, принимаемые на уровне национальной технической политики
Инновации через технологический прорыв Инновации через «сплав» различных технологий
Распространение технологии в обществе посредством личных контактов Распространение технологии посредством совместной эволюции с общественными институтами

Производство

Влияние происходящих в сфере высоких технологий перемен на производство таково, что меняется само понятие предприятия, корпорации, фирмы.

Традиционное определение предприятия Новое определение предприятия
Группа людей, которая производит высококачественную продукцию при наименьших возможных издержках, используя самое современное оборудование Группа людей, нацеленная в первую очередь на производство новых знаний, разработку новой продукции
Традиционная функция производства Новая функция производства
Производство = f(капитал + труд) Производство = f(капитал + НИОКР)

Затраты на НИОКР в современной обстановке должны превышать инвестиции в новое оборудование.

Особенности предприятия – производителя знаний:

· быстрое реагирование на запросы потребителей;

· способность создавать новые рынки;

· способность создавать новую продукцию;

· способность удерживать лидирующие позиции в данной технологической сфере.

Современное предприятие уже не следует рассматривать в качестве «машины для переработки информации». Скорее – это живой организм, обладающий коллективным самосознанием и фундаментальным предназначением.

Диверсификация

Традиционная схема диверсификации:

1. Создание новой (корневой) технологии.

2. Внедрение технологии в сфере сложной, высокотехнологической продукции.

3. Внедрение в менее сложной сфере.

4. Производство дешевой массовой продукции.

Традиционная схема диверсификации иллюстрируется рисунком.

 

 

Рисунок. Традиционная схема диверсификации продукции.

Мировой опыт, при котором новая продукция разрабатывается одновременно с технологией ее производства и полностью зависит от наличия такой технологии, свидетельствует о том, что в сфере высоких технологий диверсификация идет обратным, по отношению к традиционной схеме, (приведено ниже на рисунке).

Рисунок. Современная схема диверсификации продукции

Например, углеволокно сначала использовалось для изготовления клюшек, лыжных палок, удилищ и др.. По мере своей отработки, технология постепенно перемещалась в более высокие сферы, где применялась, в частности, для изготовления хвостового оперения самолетов. Таким образом, в сфере высоких технологий диверсификация идет снизу вверх, по принципу фонтана.

НИОКР и конкуренция

Диверсификация – надежная защита от насыщения рынка и технических сюрпризов со стороны конкурентов. Поскольку она прямо зависит от НИОКР, то сегодня корпорации уделяют большое внимание конкурентоспособности НИОКР и управлению ими.

Традиционная схема конкуренции в сфере НИОКР   Новая схема конкуренции в сфере НИОКР
Схема «доминирующей конструкции», когда из нескольких вариантов новой технологии (изделия) выживает один (несколько), подвергаемый стандартизации. Далее конкуренция идет: · по затратам; · объему производства; · характеристикам продукции. Схема «хищника». Новые технологии появляются не реже одного раза в три года. В течение шести и менее лет со дня внедрения, новые технологии полностью «пожирают» своих рыночных предшественников.
Традиционная схема инвестиций Новая схема инвестиций
Периодические инвестиции, исходя из коэффициента окупаемости капиталовложений. Постоянные инвестиции. Принцип «серфера», у которого нет иного выбора, кроме как держаться на гребнях последовательно накатывающихся инновационных волн.
Традиционная конкуренция Новая конкуренция
Внутриотраслевая «Невидимые враги» из других отраслей. Междисциплинарная конкуренция.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...