Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕР: Инновационная политика ВУЗа




Инновационная политика ВУЗа должна быть направлена на укрепление его конкурентных позиций на имеющихся и новых рынках, обеспечение монопольного и конкурентного положения в разработке наукоемких товаров и услуг в определенных областях науки и техники путем приобретения патентных и других исключительных прав, создания и сохранения ноу-хау, а также умелого управления этой интеллектуальной собственностью в целях ее эффективного использования.

Маркетинговая деятельность ВУЗа должна стать одним из организующих и стимулирующих факторов более оптимального формирования тематики прикладных исследований с их ориентацией на конечный коммерческий результат.

Институт должен обеспечить развитие инновационного цикла от стадии фундаментальных исследований до организации выпуска и реализации наукоемкой продукции и технологий, осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих в инновационной сфере.

Форма организации службы маркетинга института независимо от его отраслевой принадлежности на сегодняшний день должна обеспечивать конкурентоспособность предлагаемых образовательных, научно-технических и производственных услуг в долгосрочной перспективе на региональном, республиканском, российском и международном рынках на основе анализа и удовлетворения требований потребителей, единства образовательного, научного, научно-технического и инновационного процессов и формирования основы для инновационного развития региона.

Миссия инновационной деятельности: использование научно-технического и инновационного потенциала ВУЗа для развития экономики и решения социальных задач региона.

Стратегические цели:

1. Создание и продвижение наукоемких продуктов и услуг, качество которых соответствует требованиям отечественных и международных стандартов и установленным требованиям потребителей.

2. Развитие научного потенциала ВУЗа за счет привлечения и эффективного использования внешних и внутренних инвестиций.

3. Формирование рынка наукоемких разработок и технологий в территориальном и отраслевом направлениях, создание условий для предпринимательства и коммерциализации разработанных научно-технических и образовательных продуктов.

4. Получение стабильного дохода от инновационной деятельности.

5. Формирование и развитие инновационного цикла ВУЗа в образовательной и научно-технической сферах на базе интеграции образовательного, научного, научно-технического и инновационного процессов.

6. Вовлечение сотрудников и студентов ВУЗа в инновационный процесс, проведение политики, направленной на повышение качества жизни сотрудников и студентов.

Основные принципы инновационной деятельности:

1. Единство учебного, научного и инновационного процессов в университете и его связь с экономикой и социальной сферой города и региона в целом.

2. Наличие эффективной системы управления инновациями, включая коммерциализацию (сбыт, трансфер) учебной, научной и инновационной продукции, как части общей системы управления ВУЗом.

3. Интеграция с учреждениями образования и науки, промышленным комплексом региона для решения стратегических задач развития инновационной среды и экономики региона в целом.

4. Вовлечение в инновационный процесс подавляющего большинства преподавателей, сотрудников, аспирантов, студентов.

Задачиинновационной деятельности:

Для достижения поставленных стратегических целей необходимо решение следующих основных задач:

1. Создание условий для вовлечения ученых, преподавателей, студентов в инновационный процесс, усиление роли ВУЗа как регионального центра развития инновационной деятельности.

2. Внедрение в учебный процесс результатов инновационной деятельности института.

3. Создание системы комплексной поддержки образовательных и научно-технических инноваций с привлечением бизнес-инкубаторов, технопарков и других инновационных структур.

4. Концентрация научного и научно-технического потенциала на исследованиях и разработках в приоритетных направлениях развития науки и техники на основе реализации непрерывного инновационного цикла – от фундаментальных и прикладных исследований до создания и продажи мелкосерийной наукоемкой продукции.

5. Создание системы распространения разработанных в ВУЗе новых технологий на базе коммерциализации научных знаний и изобретений в условиях эффективной защиты интеллектуальной собственности и трансфера этих технологий в экономику и социальную сферу региона и страны. Проведение необходимых мероприятий по капитализации нематериальных активов университета.

6. Создание единого информационного пространства ВУЗа, объединяющего учебный, научный и инновационный блоки института с поддержкой автоматизированного документооборота.

7. Обеспечение необходимых условий для сертификации, разработанной в ВУЗе региона наукоемкой продукции, увеличение объема консалтинговых и экспертных услуг при подготовке и выполнении инновационных проектов.

8. Обеспечение тесного сотрудничества института с представительствами в крае международных организаций, поддерживающих предпринимательскую и инновационную деятельность в регионе в интересах реализации поставленных перед ВУЗом целей и задач.

9. Апробация в рамках ВУЗа новых финансово-экономических механизмов поддержки инновационной деятельности в ВУЗе (венчурное финансирование, лизинг, кредитование, страхование, привлечение средств международных организаций, благотворительных фондов).

10. Развитие методической базы, обеспечивающей продвижение разработок на рынок, включающей их оценку, пути финансирования, поиск потенциального инвестора, оценка емкости рынка сбыта.

Направления работ, которые будут содействовать превращению института в активного субъекта государственной научно-технической и инновационной политики Алтайского края и Сибирского региона в целом, способствовать повышению эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности, а также развитию процессов межрегиональной интеграции ВУЗа в научно-инновационную сферу:

1. Создание и ведение базы данных по научным разработкам ВУЗа. Создание системы учета и обеспечение доступа к информации о результатах научных исследований и технологических разработок ученых института. Отслеживание движения разработок и владение оперативной информацией на определенный момент времени, т.е. отслеживание результатов инновационной деятельности в режиме реального времени.

2. Обмен информацией по разработкам с государственными структурами исполнительной власти, научными организациями, центрами, фондами научного, научно-технического и инновационного развития. Создание системы учета и обеспечения доступа к информации о результатах научных исследований и технологических разработок ученых института;

3. Поиск информации в сети Интернет, периодической литературе о потенциальных инвесторах, заинтересованных лицах.

4. Обеспечение рекламно-издательской и выставочной деятельности. Рекламное обеспечение разработок посредством:

- интернета;

- изготовления и рассылки рекламных листков;

- участия в выставках.

5. Мониторинг и оценка разработок, определение наиболее перспективных инновационных бизнес-проектов и их обсуждение:

- отбор проектов;

- оценка эффективности и уровня риска реализуемости разработок;

- формирование портфеля разработок;

- написание бизнес-планов для наиболее перспективных разработок и поиск потенциальных инвесторов.

6. Повышение профессионального уровня работников, участвующих в коммерциализации интеллектуальной собственности института:

- участие в семинарах конференциях, посвященных инновационной деятельности;

- сотрудничество и обмен опытом с организациями, занимающимися аналогичными вопросами;

- проведение семинаров на базе ВУЗа.

7. Активизация взаимодействия науки и производства с целью:

- тесного партнерства с отраслями, регионами, ассоциациями экономического сотрудничества, концернами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами республики для выявления их потребностей в научных разработках и информирование разработчиков (обратная связь);

- широкого воплощения разработок в конечный производственный результат - новые конкурентоспособные, высоколиквидные виды продукции, новые технологические процессы, организационные решения;

- реализации целостной программы импортозамещения путем развитии внутреннего рынка наукоемкой продукции с высокой долей добавленной стоимости и глубокой степенью переработки;

- сбережения энергетических и природных ресурсов;

- передачи нового конкурентоспособного изделия, материала или технологии в серийное промышленное производство.

8. Проведение маркетинговых исследований с целью отслеживания тенденций изменения рынка, оценка емкости рынка. Проведение конъюнктурных исследований рынка научно-технической продукции, оценка потребительского спроса и поиск потенциальных заказчиков научной продукции университета.

9. Оказание услуг разработчикам:

Консультирование разработчиков по юридическим аспектам продвижения их разработок на рынок:

- стимулирование процессов создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно-технической деятельности;

- нормативно-правовое обеспечение механизмов передачи предприятиям, организациям, инвесторам либо иным хозяйствующим субъектам прав на результаты научной и научно-технической деятельности для введения их в хозяйственный оборот;

Информационные, патентно-лицензионные работы, услуги в области метрологии, сертификации, дизайна, информатики.

Получение профессиональной консультации по вопросам коммерциализации результатов научной деятельности, маркетинговая оценка потенциального рынка для реализации научных идей.

Помощь ученому в определении пути, по которому целесообразно развивать новую идею, чтобы сделать ее коммерчески привлекательной, оформление идеи в бизнес-предложение.

Поиск инвесторов и партнеров для реализации комплексных корпоративных инновационных проектов. Формирование единых творческих коллективов под реализацию конкретных инновационных проектов.

Оказание помощи в бизнес-планировании инновационных проектов: написании бизнес-планов и выполнении финансово-экономических расчетов.

Контрольные вопросы

1. Что такое инновация и инновационная деятельность?

2. Охарактеризуйте жизненный цикл инноваций.

3. Какова главная функция инновационной деятельности? Назови­те ее основные стадии.

4. Дайте определение понятия инновационного процесса и охарак­теризуйте его составляющие. Перечислите факторы, влияющие на ин­новационный процесс.

5. Дайте определение инновационного проекта.

6. Что такое дифференциация и диверсификация товара?

7. Перечислите этапы и используемые методы планирования ново­го товара.

8.Какие особенности имеет каждая стадия жизненного цикла товара?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...