Индивидуальная психология А. Адлера
Работал сначала главным врачом, потом психиатром. Индивидуальная психология – одна из ветвей классического психоанализа. Как и во Фрейдовском психоанализе движущие силы предполагаются врожденными и бессознательными. Однако Адлер (1870 – 1937) расходится с Фрейдом именно в понимании сути этих сил (в 1911 году они разошлись, а ранее Фрейд предложил Адлеру работать с ним, когда тот в печати выступил в защиту Фрейда после массовой критики «Толкования сновидений»). Движущей силой Адлер считает не сексуальность вовсе, а чувство неполноценности, которое появляется из врожденного стремления к кооперации с другими (в профессиональной сфере, в социальных контактах, в любви), на его формирование влияют органические недостатки органов (морфологические и функциональные) и субъективные факторы – переживание затруднений в социальных отношениях (в детстве – из-за неправильного воспитания: у изнеженных детей не возникает чувство собственной ценности → они затрудняются при установлении взаимопонимания с другими людьми, а бессердечные дети видят в окружающих только врагов → не могут кооперироваться). При этом чувство неполноценности – нормальное чувство, т.к. является стимулом психического развития индивида Другое важное понятие, связанное с чувством неполноценности – «стиль жизни», который формируется к 4-5 годам и ведет весь поток душевной жизни в определенном направлении. Его формирование во многом зависит от семейной ситуации, особенно от отношений с матерью. (Человек вообще не может рассматриваться вне общества, он социальное существо и обладает социальным чувством, с помощью которого решает три главных проблемы:
· Выбор профессии · Умение общаться с людьми · Разрешение чувства неполноценности
Стиль жизни фактически приравнивается Адлером к личности. Если некто не может преодолеть чувство неполноценности (путем кооперации с другими), у него развивается комплекс неполноценности. При сверхкомпенсации чувства неполноценности возникает стремление к превосходству и власти любой ценой. Теория Адлера хороша на практике, особенно для воспитания трудных детей. Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверждение сохраняет свою значимость и сегодня. Согласно Адлеру, дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания. Это утверждение сохраняет свою значимость и сегодня. В то же время еще Л. С. Выготский указал на абстрактность теории Адлера, по существу снимающей разницу между воспитанием аномального, например глухого, и нормального ребенка и поставил задачу разработки путей и средств воспитания аномальных детей. Личность выступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращивают свою мощь сами по себе, они стоят как бы за личностью. Подчеркивание Адлером роли общества в развитии личности явилось основанием для квалификации его в зарубежной психологии как родоначальника социального направления в развитии психоанализа. Он сохранил глубокую связь с психоанализом, в частности, принял положение о врожденных бессознательных причинах и движущих силах поведения (хотя и понимал их иначе) и сохранил тезис о решающей роли раннего детства для всей последующей жизни человека.
Психологическая концепция французской социологической школы
Вне марксистской науки вопрос о социальной природе человеческого сознания был специально поставлен французской социологической школой в началк XX века. Представители: основатель, юрист Эмиль Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Морис Гальбвакс, Шарль Блондель, частично - Пиаже и др.
Толчком к возникновению послужили факты, накопленные при изучении примитивных народов. Особенности мышления трактуются как зависящие от общественного устройства и сознания. Именно здесь впервые был сформулирован принцип историзма??. По Дюркгейму, общественное сознание определяет сознание отдельного человека через обряды, устройство социальной жизни, организацию пространства. Человек - двойственное существо. 2 части психики: а. индивидуальное, биологическое. Имеет корни в организме, проявляется и формируется в сфере материального производства, где сознание находится под влиянием объектов. б. общественное, социальное. Надстраивается над биологическим субстратом, не проистекает из него, формируется через общение сознаний (индивидуального и общественного). Общество - духовное образование: совокупность идей, мнений, знаний, накопленных за многие поколения (т.е. коллективных представлений). Свойства коллективных представлений: - всеобщность и необходимость - продукт длительного развития общества - оказывают принудительное воздействие на человека - эмоционально окрашены, принимаются без рассуждения. Развитие мышления здесь не связывается с развитием деятельности. По Леви-Брюлю, качественное своеобразие психики (главным образом мышления) определяется структурой общества. Выделяет 2 типа обществ • примитивные -) производство не развито. Происходит обмен деятельностями -) нет различения взаимоотношений с людьми и с природой, ее явлениями и предметами -) нет позитивной науки, анимистические представления • цивилизованные
Им соответствует 2 типа мышления: пралогическое и логическое. Они независимы и не переходят друг в друга. С развитием общества лишь увеличивается сектор логического мышления, оттесняя магическое. Фундаментальных различий между первобытным и современным мышлением нет. Особенности магического мышления: а) подчинение закону партиципации (сопричастия) - все предметы, сходные между собой, имеют общую магическую силу, которая может передаваться и путем соприкосновения
б) абсолютная причинность (нет случайностей) в) нечувствительность к противоречиям Практические умения первобытного человека (производство предметов быта, различение растений, следов) являются продуктом интуиции, чутья, слепого навыка. Общество влияет на сознание индивида через коллективные представления религиозно-мистического характера. Кроме мышления в ФСШ изучался социальный характер памяти (Гальбвакс) и эмоционально-волевой сферы (Блондель). Значение французской социологической школы заключается не столько в развиваемых ею представлениях о типах мышления, — как раз это и подвергается критике, — сколько в выдвижении нового — исторического — подхода к исследованию человеческой психики. Проблема преобразования человеческой психики в ходе исторического развития общества получила последующее развитие как во французской науке (К. Леви-Стросс, А. Валлон), так и в других странах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|