Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы научного творчества Л.С. Выготского. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.




 

Лев Семёнович Выготский (1896-1934)

Создал культурно-историческую концепцию общественно-исторического развития психики человека, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности.

 

Ввёл понятие о высших психических функциях как специфически человеческой форме психики и разработал учение о развитии высших психических функций. Первым изложением этого учения явилась статья "Проблема культурного развития ребёнка" (1928).

 

Соратники и последователи Выготского – А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Р.Е. Левина (Институт психологии).

 

В статье 1928 года изложил идею опосредствования.

 

Вопрос о генезисе ВПФ

Социальное происхождение ВПФ.

Интериоризация.

Четыре стадии развития ВПФ:

· стадия примитивного поведения: запоминание происходит естественным способом

· стадия наивной психологии: даётся средство, которое используется несовершенно

· стадия внешне опосредствованных актов: ребёнок правильно пользуется внешним средством для выполнения той или иной операции

· внешняя деятельность при помощи знака переходит во внутреннюю, внешний знак вращивается и становится внутренним, акт становится внутренне опосредствованным

 

Новое понимание отношения между обучением и развитием – обучение ведёт за собой развитие. Понятие зоны ближайшего развития.

 

Экспериментально-генетический (каузально-генетический метод)

Методика двойной стимуляции

 

Скелетная методология Выготского:

· эволюционизм и принцип развития (ВПФ исторические по генезу)

· структурализм (ВПФ опосредствованные по своей структуре)

· функционализм (ВПФ произвольны по своему способу функционирования)

Таким образом, три разные методологии оказались соединены в работах Выготского.

 

Л.С. Выготский «Сознание как проблема психологии поведения» (1925). Проблема всеобщего объяснительного принципа, пример с человеком, приехавшим в Голландию и не знающим языка.

 

"Исторический смысл психологического кризиса" (1927)

 

Как Выготский в Москве появился

Корнилов начал писать на Челпанова доносы. В ноябре 1923 года Челпанова увольняют. Вслед за ним увольняются почти все остальные сотрудники. Корнилов остаётся начальником института. Начинает набирать новых сотрудников. На лаборантскую должность устраивается студент 5 курса А.Н. Леонтьев. Корнилов приглашает переехать студента Казанского университета А.Р. Лурия, окончив университет, стать учёным секретарём психологического института. Затем отправляет его вместо себя на конгресс неврологов. Там Лурия знакомится с Л.С. Выготским и связывается с Корниловым, чтобы тот пригласил его в институт. В 1924 году Выготский переезжает в Москву.

 

Этапы научной биографии

1924, январь — участие в работе II Психоневрологического съезда в Петрограде (3 доклада), переезд из Гомеля в Москву, зачисление в аспирантуру и на должность в Институт психологии

1924, лето — начало работы начальником подотдела в Наркомпросе в Москве

1925 — первая и единственная заграничная поездка: командирован в Лондон на дефектологическую конференцию; по дороге в Англию проехал Германию, Францию, где встречался с местными психологами

1925 — защита диссертации Психология искусства (5 ноября 1925 г. Выготскому было по болезни без защиты присвоено звание старшего научного сотрудника, эквивалентное современной степени кандидата наук, договор на издание Психологии искусства был подписан 9 ноября 1925 г, но книга так и не была опубликована при жизни Выготского)

1925—1930 — член Русского психоаналитического общества (РПСАО)

21 ноября 1925 года по 22 мая 1926 г — туберкулёз, госпитализация в больнице санаторного типа «Захарьино», в больнице пишет заметки, впоследствии опубликованные под названием Исторический смысл психологического кризиса

1927 — сотрудник Института психологии в Москве, готовит к печати и выпускает совместные публикации с такими сотрудниками, как Лурия, Геллерштейн, Бернштейн, Артемов, Добрынин

1929 — Международный психологический конгресс в Йельском университете; Лурия представил два доклада, один из которых — в соавторстве с Выготским; сам Выготский на конгресс не поехал

1929, апрель — Выготский читает лекции в Ташкенте

1930 — На VI Международной конференции по психотехнике в Барселоне (23-27 апреля 1930 г.) зачитан доклад Л.С. Выготского об изучении высших психологических функций в психотехнических исследованиях

1930, октябрь — доклад о психологических системах: начало новой исследовательской программы

1931 — поступил на учёбу на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове, где учился заочно вместе с А.Р Лурией

1931 — смерть отца

1932, декабрь — доклад о сознании в Москве, формальное расхождение с группой Леонтьева в Харькове

1933, февраль-май — Курт Левин останавливается в Москве проездом из США (через Японию), встречи с Выготским

1934, 9 мая — Выготский переведен на постельный режим

1934, 11 июня — смерть

 

В незаконченной рукописи работы, опубликованной в 1960 г. под названием «История развития высших психических функций» (не позднее 1930), дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения — натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено — стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены «вовне», на преобразование действительности, а знаки «вовнутрь», сначала на преобразование других людей, затем — на управление собственным поведением. Слово — средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение (формирования понятий), произвольного контроля собственных психических операций.

В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению отношения мысли и слова в структуре сознания. Его работа «Мышление и речь» (1934), посвященная исследованию этой проблемы, является основополагающей для отечественной психолингвистики.


 

53. Становление и варианты деятельностного подхода в психологии (М.Я. Басов, С.Л. Рубништейн, А.Н. Леонтьев)

Общее определение сути «деятельностных» концепций выражает крылатая фраза из «Фауста»: «В Деянии начало Бытия» (в начале было дело). Гальперин говорит, что сутью деятельностного подхода является «требование изучать психическую деятельность не саму по себе, а в составе внешней деятельности, которая определяет …строение психики; рассматривать психическую деятельность не как безличный процесс (что было характерно для ассоцианистической, физиологической, бихевиористической, гештальтистской и психоаналитической психологии), а как деятельность субъекта в плане психического отражения проблемной ситуации. (так этот вопрос советовала начать АГ Чеснокова).

Существуют различные точки зрения о том, кто является автором принципа деятельности. Одни считают, что принцип деятельности сформулировал С.Л.Рубинштейн в работе «Творческий принцип самодеятельности». Другие считают, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Выготского. Е.Е. Соколова считает, что появление деятельностного подхода – неодномоментное событие. В качестве предпосылок деятельностного подхода она выделяет:

1) необходимость создания новой парадигмы исследования, которая была бы свободна от недостатков и ограниченности других уже существующих в психологии парадигм. К этой методологической работе подталкивали психологов запросы практики.

2) Сдвиг тематики становящейся советской психологии с абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов в ней. Исследования трудовой деятельности показывают, что трудовая деятельность – это не просто совокупность реакций на внешние раздражители, а нечто более сложное и целостное, свойства которого не могут быть выведены из отдельных реакций. Для научного описания и объяснения этих свойств наличный аппарат психологии был непригоден.

3) Неизбежное в данных исторических обстоятельствах обращение психологов к философии марксизма.

1. Михаил Яковлевич Басов (1892—1931), ученик и последователь А. Ф. Лазурского, боролся за построение психологии на основах диалектического материализма, против идеализма Челпанова и механистического материализма Бехтерева, против биологизации психики человека.

Расценивая ситуацию в психологии как кризисную, Басов указал на субъективизм и идеализм в трактовке психики как источник кризиса. Путем выхода психологии из кризиса, по Басову, может быть объективное познание, в котором теория должна быть неразрывно связана с практикой.

Указывал на роль педагогики (через педагогическую практику должны ставиться и решаться теоретические проблемы, касающиеся детства.). Проблема развития – одна из центральных.

Ввел термин «деятельность».

Предмет психологии по Басову – поведение («Предметом анализа становится вся реальная деятельность изучаемого объекта, весь процесс его поведения»), метод – наблюдение.

Деятельность имеет свое строение».

Анализ структуры деятельности, согласно Басову, есть исходное начало в системе научной психологии, анализ этот ведется на основе двух основных, по выражению Басова, структурных элементов: стимула и реакции организма и воздействующей среды. Их связь есть акт поведения. Ответ же на вопрос о механизме этих связей дает физиология. Это ассоцианистическое представление структуры

Это скорее движение от понятия деятельности, потому что это возвращение по существу к поведенческим, в широком смысле слова, реактологическим, ассоцианистским по своему духу конструкциям (так написано у А.Н. Леонтьева).

Поведение состоит из системы актов, структура поведения развивается (все большая внутренняя целостность и связность между отдельными элементами).

Ступени в развитии структуры поведения описываются в терминах старой психологии: низшие структуры поведения называются ассоциативно-детерминируемыми процессами, высшие — апперцептивно-детерминируемыми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...