Роль среды в развитии личности и поведения.
При этом стимул рассматривается шире, чем непосредственная стимуляция, и включает прошлый опыт (стимул не сводится к физическим явлениям, видимо, имеется в виду, что стимуляция – физическое явление, а стимул - социальное). Басов понимает среду как целостную, динамическую, иерархически организованную систему, в которой разные части имеют разное значение для развития организма Психологическое исследование должно понять изучаемый организм как активного деятеля. Проблема сознания. Специфика человека - наличие сознания. Без сознательности человеческая активность лишена смысла и значения. Без сознания невозможна цель. Сознание делает подотчетными все формы внутренней активности. Критерием осознанности является возможность выражения соответствующего содержания в языке. Главным предметом исследования Басова было развитие личности ребенка, детская психология. Вообще проблема развития рассматривается Басовым как проблема первоочередной важности в психологии Вопрос о соотношении наследственности и среды. Стремится преодолеть механистические теории 2 факторов и бихевиоризм. Развитие организма (рост, развитие пола, НС, конституции) опирается на механизм, биологически зафиксированный в самом организме. Наследственность является здесь источником, а среда - только фактором, который действует согласованно или несогласованно с закономерностями механизма наследственности. В психическом развитии человека картина прямо противоположная: среда является источником, а наследственность – только фактором. Общее – всякое развитие есть результат взаимодействия наследственности и среды. Различна лишь роль каждой из них в развитии.
Метод. Являясь в значительной мере продолжателем работы А.Ф.Лазурского с его естественным экспериментом, М.Я.Басов еще большее внимание уделяет фактору естественности в изучении ребенка, разрабатывая методику проведения длительного объективного наблюдения за ребенком в естественных условиях его жизни, дающую возможность целостной характеристики живой детской личности. Наблюдение в естественных условиях Басов понимал широко: оно не исключало в качестве своих компонентов и эксперимента и самонаблюдения. В разработанной Басовым методике наблюдения придавалось большое значение культуре наблюдения. Попытка Басова ввести в психологию понятие деятельности в связи с задачей перестройки предмета психологии получила дальнейшее развитие в советской психологии в последующем в трудах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и др.
Субъектно-деятельностная концепция Рубинштейна. 1)Предметом психологии по Рубинштейну является «психика в деятельности». Психология изучает психику через посредство деятельности. 2) Рубинштейн вводит принцип единства сознания и деятельности, который содержательно означает единство субъективного и объективного. Рубинштейн пишет: «деятельность человека – не реакция на внешний раздражитель, она также не внешняя операция субъекта над объектом – она переход субъекта в объект», при этом «в процессе перехода в объект формируется сам субъект». 3) Психика, личность, сознание формируются и проявляются в деятельности. Осознание зависит от места в структуре деятельности (цель всегда осознается). 4) Психика имеет двойную детерминацию: она является функцией мозга и детерминирована социальной действительностью. 5) Выделяет иерархию уровней развития сознания: - реакции-минимально соотносятся с сознанием, т.к. их объектом является внешние раздражители - действия – направлено на внутренние стимулы (цель), поэтому всегда осознается
- поступок – соотносится с самознанием. 6) понимание операции отлично отличается от АНЛ. По Рубинштейну операция- это частное мелкое действие. По АНЛ – способ осуществления действия. 7) Рубинштейн различает деятельность и поведение (преобладает отношение человека к человеку, единицей анализа является поступок) 8) Психика познается в деятельности, но переживается непосредственно. 9) Психика существует уже в пренатальный период и составляет основу для дальнейшей деятельности, а деятельность – условие развития психики. 10) Интериоризация по Рубинштейну – механизм развития психики (камень в огород Леонтьева: голова до интериоризации не пустое место!, т.к. по АНЛ интериоризация – процесс порождения непсихического в психическое) Концепция Леонтьева 1) преодоление постулата непосредственности в виде снятия противопоставлении внешних и внутренних условий. В концепции АНЛ эта дихотомия снимается трехчленной схемой: «внешняя деятельность – процессы (внешние и внутренние) – образ». В качестве третьего звена, которое осуществляет отношение субъекта к объекту выступают различные формы предметной деятельности субъекта. 2) Психика и деятельность онтологически тождественны. Психика – функция деятельности. Идея незеркального, активного, пристрастного отражения мира 3) Специфика психического отражения по АНЛ состоит в его смысловой природе. Смысл по АНЛ это субъективно-объективная категория. Генетически исходной формой смысла является биологический смысл (когда абиотическое свойство действительности объективно связано с биотическими свойствами). 4) Психика представляет неразвернутое единство психики как процесса (активного отражения мира посредством различных форм внешней и внутренне деятельности субъекта) и психики как образа (свернутая деятельность). 5) Метод исследования психики – метод формирования. 6) процессуальными единицами деятельности являются: действие – операция – психофизиологическая функция. Выделение действий происходит по критерию мотива (предмета потребности), действий по критерию цели (сознательного образа желаемого результата деятельности), операций – по критерию способа выполнения действия (цели, данной в определенных условиях).Переход действия в деятельность: сдвиг мотива на цель(приобретение целью самостоятельной побудительной силы). Переход деятельности в действие: осознание мотива.
Современное состояние. Разработка категориального аппарата теории деятельности велась после смерти АНЛ Давыдовым ВВ.,В.П. Зинченко и продолжена Леонтьевым А.А., Асмоловым А.Г. Д.А. Леонтьев интенсивно разрабатывает проблемы психологии смысла и психологии искусства. Исторические аспекты развития школы АНЛ находят свое отражение в работах А.Н. Ждан, Е.Е. Соколовой. С 70-х годов разрабатываются проблемы целеобразования и соотношения реальных и идеальных целей в норме и патологии (Братусь, Зейгарник,О.К. Тихомиров), рассматриваются различные аспекты мотивации человека (Вилюнас, Насиновская). В исследованиях Петренко разрабатывается категория сознания. Проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии в контексте идей школы разрабатывались Мешковой Н.Н. и С.Л. Новоселовой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|