Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описательная и понимающая психология (В. Дильтей, Э. Шпрангер)




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вильгельм Дильтей (1833-1911) – основатель «философии жизни». Основной труд: «Описательная психология». Все науки о духе должны базироваться на психологии. Психология – основание наук о духе, как математика основание естествознания. Давал отрицательную оценку естественно-научной ориентации психологии (объясительной психологии). Свою психологии называл описательной и расчленяющей, противопоставляя описание – объяснению, а расчленение – конструированию схем из ограниченного числа однозначно определяемых элементов. Противопоставление понимания и объяснения – центральный методологический принцип описательной психологии.

Центральное понятие – переживание, выступающее в виде внутренней связи, неотделимой от её воплощения в духовном продукте. Т.о., соотносятся индивидуальное сознание и мир социально-исторических ценностей.

Герменевтика – учение об истолковании – средство воссоздания неповторимых культурных миров прошлого – связующее звено между культурой, человеком и отдельными науками: философия, история, психология.

Предмет: развитой человек и полнота готовой душевной жизни, описанная во всей ее целостности.

Метод: постижение, понимание. Понять – это значит оценить субъективные переживания как осмысленные, включить субъективные переживания в более широкие смысловые связи, которые определяют их.

Отличие от интроспекции: открывает содержание не только сознательного, но и бессознательного (интроспекция ограничивает познающего содержанием его сознания, закрывая выход в сферу объективного).

Структура сознания. Каждое состояние сознания включает в себя: интеллектуальную часть (содержание), побуждение и чувство (нравится/не нравится), волевой компонент как намерение, которое направляет каждый мыслительный процесс. Таким образом, жизненная ценность не есть нечто объективное — это то, чем мы пользуемся для достижения чувства удовольствия и удовлетворения.

Постижение ценностей и созидание новых ценностей – сущность душевной жизни и психического развития. Развитие душевной жизни происходит в условиях развития тела и зависит от связи с окружающим миром. Чувства и побуждение – движущие силы развития. Развитие состоит в переходе от элементарным к более высоким ценностям; каждый возраст характеризуется направленностью на свои ценности.

Эдуард Шпрангер (1882-1963). Развил позиции Дильтея. Задачи духовно-научно психологии – исследования отношения индивидуальной духовной структуры субъекта к структуре объективного духа (предмета общей психологии как науки о духе) и выявление типов смысловой направленности, «форм жизни» (предмет дифференциальной психологии как науки о духе).

Указывал, что ценности – это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие.

 

Тип ценности Формы жизни (типичные основные формы индивидуальности)
Теоретические (область науки, проблема истинности) Теоретический человек: стремится к познанию
Экономические (материальные блага, полезность) Экономический человек: эффект полезности как смысл всей деятельности
Эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений и самовыражению) Эстетический человек: стремиться постигнуть единичный случай, исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями
Социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувства себя в другом) Социальный человек: смысл жизни в общении, любви, жизни для других
Политические (власть как ценность) Политический человек: стремление к власти, чести, господству, влиянию
Религиозные (смысл жизни) Религиозный человек: относит всякое единичное явление к общему смыслу жизни и мира

 

В каждой индивидуальности представлены все 6 типов ценностей. Индивидуальности различаются на основании преобладания какой-либо ценности (см. формы жизни). Чистых типов не существует. Исходя из своей классификации Шпрангер сделал педагогические выводы: всеобщее образования не должно быть одинаковым для всех, нужно рано угадать ещё не сформированный тип индивидуальности человека и учить его в соответствии с его предрасположенностью.

Психология понимания открыто противопоставляет себя естественным наукам и носит умозрительный характер. Это своего рода возвращение к психологии как науке о душе. Выготский: «Понимающая далека от адекватной разработки проблем культурного развития».


 

48. Гештальтпсихология: предмет, метод, области исследования, основные понятия

Гештальтпсихология возникла в начале 20-х годов в Германии как реакция против атомизма и мехиницизма всех разновидностей ассоциативной психологии. Отцы-основатели: М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка – представители Берлинской школы; и, конечно же, огромный вклад внес К.Левин, основавший собственную школу.

Понятие «гештальт» было введено Эренфельсом в статье «О качестве формы» (1890) при исследовании восприятий.

Первопроходцами целостной психологии были ученые Лейпцигской школы – Ф. Крюгер, И. Фолькельт, Ф. Зандер (конец 10-х – конец 30-х годов ХХ века). Главное понятие их психологии — понятие комплексного качества как целостного переживания, пронизанного чувством. Разрабатывать не стали – испугались каких-то методологических трудностей.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера «Экспериментальные исследования восприятия движения» (1912), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. В этой работе описал эффект кажущегося движения (стробоскопическое движение). Весьма занимательно.

Непосредственно после этого вокруг Вертгеймера в Берлине складывается Берлинская школа гештальтпсихологии: М. Вертгеймер, К. Коффка (1886—1941), В. Кёлер (1887—1967), К. Левин (1890—1947). Исследования охватывали восприятие, мышление, потребности, аффекты, волю. Вообще гештальтисты серьезно вышли за пределы психологии → а давайте все процессы действительности определим законами гештальта!

Центральной в гештальтпсихологии является проблема целостности и целостного подхода в противоположность элементаризму и механицизму старой, ассоциативной, и новой, бихевиористской, психологии. Важные моменты:1. Новое понимание предмета и метода психологии: важно начинать с наивной картины мира, изучать реакции так, как они есть, изучать опыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуре отдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны и выделяются по своему функциональному значению в этом целом. Целое нельзя разложить на элементы, так как тогда оно перестает существовать.2. Критика метода аналитической интроспекции. Гештальтисты считали, что анализ является продолжением, первоначально восприятие дает целостную картину. Аналитической интроспекции был противопоставлен другой феноменологический метод, направленный на непосредственное и естественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своего переживания. В отличие от интроспективной психологии от испытуемых требовалось описать предмет восприятия не таким, каким они его знают, но таким, каким они его видят в данный момент. В этом описании нет элементов.3. С помощью экспериментов с использованием феноменологического метода было установлено, что элементы зрительного поля объединяются в перцептивную структуру в зависимости от ряда факторов. Этими факторами являются близость элементов друг к другу, сходство элементов, замкнутость, симметричность и др. Было сформулировано положение о том, что целостный образ — это динамичная структура и образуется по специальным законам организации. → Формулировка некоторых законов восприятия:

§ Закон дифференциации фигуры и фона;

§ Закон прегнантности;

§ Закон дополнения до целого (амплификации)

 

4. Данная феноменология объяснялась с помощью принципа изоморфизма. → Структуры не являются результатом психической деятельности. Психический мир есть точная структурная репродукция динамической организации соответствующих мозговых процессов.

5. Экспериментальное изучение мышления (Кёлер, Вертгеймер, Дункер„ Майер). По Кёлеру, интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля, прежде не связываемые, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля в соответствии с проблемой происходит внезапно в результате усмотрения (инсайт) при условии, что все элементы, необходимые для решения, находятся в поле восприятия животного. Вертгеймер распространяет этот принцип на решение задач человеком → выделение основных этапов мышленияВозникновение темы → появление чувства «направленной напряженности», которое мобилизует творческие силы человека;§ Анализ ситуации, осознание проблемы → создание целостного образа ситуации;§ Решение проблемы → в значительной степени неосознанно, хотя предварительная сознательная работа необходима;§ Инсайт → возникновение идеи решения;§ Исполнительская стадия.

6. Работы К.Левина (1890-1947)

§ Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение — квази-потребность.Приставка квази- нужна Левину, чтобы отличить свое понимание потребности от уже сложившегося в психологии и связанного главным образом с биологическими, врожденными потребностями. Квази-потребность – это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставится или самим субъектом, или исходит от кого-то другого, например от экспериментатора. Она образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Отсюда название теории К. Левина — «динамическая теория личности». Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а выступает в каком-то отношении к потребности субъекта. Именно потребность обусловливает то, что один предмет имеет побудительный характер, притягивает к себе, имеет положительную валентность, другой — не имеет такого побудительного характера, имеет отрицательную валентность.

§ В связи с квазипотребностями Левин исследовал проблему целеобразо-вания и целенаправленного поведения. Эти исследования ввели в психологию комплекс важнейших понятий, характеризующих поведение, связанных с достижением целей: целевая структура и целевые уровни индивида, в том числе реальные и идеальные цели, уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и некоторые др.

§ Левин обогатил психологию рядом новых методов и методик:

a. опыты на прерванное действие (М. Овсянкина);

b. опыты на запоминание незавершенных и завершенных действий (Б. В. Зейгарник);

c. опыты на замещение (К. Лисснер и А. Малер);

d. опыты на выявление уровня притязаний (Ф. Хоппе);

e. опыты на пресыщение(А. Карстен) и др.

 

 

6. Гештальтпсихология получила применение в области психотерапевтической практики. На ее принципах в сочетании с психоанализом Ф.Перлз основал гештальттерапию.

 


 


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7