Инструмент фортепиано – знакомство с клавиатурой
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Пояснительная записка Слушание музыки и изучение основ музыкальной грамоты – один из важнейших видов музыкального развития ребенка, составная часть общего развития человека. На сегодняшний день учебники по данному предмету не разработаны. Особенностью предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является соединение двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение музыкальной грамоты. Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» возникло в результате педагогической деятельности ее авторов на хореографическом отделении в МБОУДО г. Кургана «ДШИ № 1». Пособие ориентировано на программу с восьмилетним сроком обучения на отделении «Хореографическое искусство». Цель создания пособия – оказание помощи обучающимся в освоении предмета, как на уроках, а также в домашней самостоятельной работе. Рекомендации облегчат обучающимся повторение материала, помогут подготовиться к итоговой аттестации. В соответствии с учебной программой пособие построено концентрическим способом – темы на протяжении четырех лет повторяются, но в каждом последующем классе углубляются, дополняются и расширяются. Учебное пособие содержит не только теоретическую, но и практическую часть курса. Учебно-методическое пособие по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» может быть использовано в работе преподавателей теоретических дисциплин ДШИ и ДМШ, а также рекомендовано обучающимся и родителям в помощь при подготовке к урокам, так как содержит краткое изложение каждой темы.
Класс Тема № 1. «Основные черты музыки, как вида искусства»
Музыкальные образы и способы их выражения Задание 1. Запомни: Музыка – это вид искусства, который художественно отображает окружающую жизнь с помощью звуков. Музыкальный образ – это воплощенные в музыке: чувства, переживания, мысли, размышления т.д. Музыкальные образы выражаются с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, ритма, темпа, динамики, тембра и других. Слушание музыки: П.Чайковский «Детский альбом»: «Утренняя молитва», «В церкви», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Сказка в музыке Причудливый, волшебный, фантастический мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения. Великим сказочником в музыке по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Он написал семь сказочных опер: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок». Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков опера «Садко» - «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок»; П. Чайковский Вальс из балета «Спящая красавица»; П. Чайковский «Детский альбом» - «Баба-Яга»; М. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Избушка на курьих ножках», «Гном», «Старый замок»; А. Лядов «Кикимора». Тема №2. «Маршевая музыка» Задание 1. Выучи на память: Марш (с франц. « marche» означает «ходьба») - пьесы, написанные в четком, энергичном ритме, под которые удобно шагать, маршировать. Задание 2. Запомни: Особенности марша: 1. четкий, энергичный ритм 2. темп шага 3. 2-х или 4-х дольный размер Слушание музыки: П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», Э. Григ «В пещере горного короля», Д. Шостакович «Марш». Тема № 3. «Музыкальная и нотная грамота» Нотный стан, скрипичный ключ Задание 1. Выучи на память: Нотным станом, или нотоносцем, называется нотная строка из пяти линий, на которых размещаются ноты.
Скрипичный ключ – это знак, который указывает, что звук соль первой октавы записывается на второй линии нотоносца. Ключ всегда ставится в начале нотоносца. Инструмент фортепиано – знакомство с клавиатурой Задание 1. Запомни: Фортепиано (с итал.- означает «громко-тихо»). Появился инструмент в начале 18 века. Его создатель – итальянец Кристофори. Инструмент фортепиано – клавишно-ударный. Нажав на клавишу, мы услышим звук. Звук – это то, что мы слышим. Нота – это знак, которым обозначаются звуки. Ноту мы видим и пишем. Звуки бывают разными по высоте. Высокие звуки кажутся нам хрупкими, тонкими», а низкие – грубыми и «толстыми». В музыке используются 7 разных нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Так называются белые клавиши на фортепиано. Перед двумя черными клавишами находится белая клавиша ДО, а перед тремя черными клавишами – белая клавиша ФА. до ре ми фа соль ля си
На клавиатуре расстояние между клавишами измеряется в тонах и полутонах. Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками (1/2 т.). Тон – это два полутона (1 т.). Все семь нот составляют октаву. Октава – это расстояние от одного звука до его ближайшего следующего повторения. Вся клавиатура делится на октавы. Каждая октава начинается и заканчивается нотой «До». В середине фортепианной клавиатуры находится первая октава. Выше (правее) первой октавы находятся: вторая, третья, четвертая октавы. Ниже (левее) первой октавы находятся: малая, большая, контроктава, субконтроктава (неполная).
Длительности нот, паузы Задание 1. Выучи на память: Длительность – это время звучания ноты[1]. По длительности ноты бывают: целая половинная четвертная восьмая
(Основное деление длительностей, Приложение, № 1). Для лучшего усвоения длительностей в упражнениях удобно называть их слогами (ритмослогами): ТА – четвертная, спокойный шаг ТИ-ТИ – два коротких шага (бег) ТА-А–половинная, медленный шаг ТИ-РИ-ТИ-РИ –шестнадцатые, быстрый бег Такими слогами полезно прочитывать ритмический рисунок или музыкальный пример.
Пауза – это знак молчания в музыке. Паузы, как и ноты, бывают разной длительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|