Тема № 2. «Марши в оперной и балетной музыке»
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Марши существуют и как самостоятельные пьесы (для фортепиано, оркестра), и как составные части крупных произведений – сюит, симфоний, опер, балетов. В жанрах театральной музыки они всегда связаны с тем или иным моментом действия на сцене, и сопровождают какое-либо шествие, торжественное или скорбное, шуточное или сказочно-фантастическое. Слушание музыки: Дж. Верди марш из оперы «Аида»,С. Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш; балет «Ромео и Джульетта»: «Танец рыцарей», М. Глинка «Марш Черномора», П. Чайковский, балет «Щелкунчик»: Марш, Ж. Бизе, Марш Тореадора из оперы «Кармен». Тема № 3.«Народное музыкальное творчество» Лезгинка Национальный танец лезгин, живущих в Дагестане, любимый танец народов Кавказа и Закавказья. Задание 1. Запомни: Для лезгинки характерны: размер 6/8, темп быстрый, мелодия четкая, с яркими акцентами. Ровное движение восьмыми чередуется с синкопами и пунктирным ритмом. Это танец-соревнование, показывающий ловкость и неутомимость танцоров. Иногда лезгинку танцует группа джигитов с кинжалами в руках, это придает пляске воинственный характер. Во время исполнения танца мужчины встают на пальцы, что необычно для народных танцев. Лезгинку танцуют не только как сольный мужской танец, но и в паре с женщинами. Движения женщин плавные, с выразительными жестами рук. Во время танца мужчина и женщина двигаются рядом на небольшом расстоянии, не касаясь друг друга. Слушание музыки: А. Хачатурян – Лезгинка из балета «Гаянэ». Тема № 4. «Ритм и метр» Размеры 3\8, 6/8 Задание 1. Запомни: Размер 3/8 – это простой трехдольный размер, в одном такте три доли, каждая доля равна одной восьмой.
Размер 6/8 – это сложный размер, в одном такте шесть долей, каждая доля равна одной восьмой.
Тема № 5«Музыкальная форма» Вариации Задание 1. Запомни: Вариации( лат.variation – изменение, разнообразие).Слово «вариации» означает «изменение». Это форма, которая состоит из изложения темы и ряда ее видоизмененных повторений. Вариации пишутся на собственные темы (Моцарт – Соната ля мажор 1 ч.), на темы народных песен и танцев. Число вариаций может быть различным, от 2х –3х до нескольких десятков. В каждой вариации тема предстает в новом освещении –варианте. Чаще всего видоизменяется сама тема (мелодически, ритмически, гармонически, тонально, может изменяться динамика, темп, штрихи, в оркестровых вариациях – тембр). Встречаются вариации на выдержанную, неизменную тему (мелодию или бас). В этом случае варьируется сопровождение. Это строгие вариации (Равель «Болеро», Гендель «Пассакалья»). Слушание музыки: И. Беркович вариации на р.н.п. «Во саду ли, в огороде», В. Моцарт Соната Ля мажор 1 ч. (в ритме танца сицилиана), Вариации на тему колокольчиков из оперы «Волшебная флейта», М. Глинка, опера «Руслан и Людмила» - Хор «Ах ты свет, Людмила», И. Беркович. Вариации. Рондо Задание 1. Запомни: Рондо ( фр.Rondeau –круг) музыкальная форма, основанная на чередовании главной темы (рефрена) с несколькими эпизодами. Рефрен повторяется не менее трех раз, эпизоды каждый раз меняются. Схема рондо: А В А С …А (А –рефрен, В и С – эпизоды). Родиной рондо считается Франция. Здесь в старину был популярен хороводный танец с пением. Танец назывался «рондо», что означает «круг, хоровод». Музыка, написанная в форме рондо – жизнерадостная, подвижная, напоминающая танец. Слушание музыки: Ж.Ф. Рамо Тамбурин Д.Б. Кабалевский Рондо-токката М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: Рондо Фарлафа С.С. Прокофьев опера «Любовь к трем апельсинам»: Марш, балет «Ромео и Джульетта»: Джульетта-девочка
В.А. Моцарт, опера «Свадьба Фигаро»: ария Фигаро «Мальчик резвый» А. Вивальди «Времена года» А.П. Бородин романс «Спящая княжна» Вариации: Г.Ф. Гендель Чакона В.А. Моцарт опера «Волшебная флейта»: вариации на тему колокольчиков, М.И. Глинка опера «Руслан и Людмила»: «Персидский хор».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|