Тема №7. «Музыкальные построения, цезура, музыкальная форма»
Задание 1. Выучи на память: Форма – строение музыкального произведения, схема расположения его частей. Период законченная музыкальная мысль, в конце которой можно «поставить точку». Предложение – самая крупная часть периода. Предложение делится на фразы. Фраза - средняя часть периода. Признак фразы – две сильные доли. Фразы делятся на мотивы. Мотив – самая мелкая часть периода. Признак мотива – одна сильная доля. Цезура –«дыхание в музыке», «запятая» или «точка». Вступление в музыке – раздел перед началом основной формы. Preparation (препарасьон – приготовление ) в хореографии – подготовительные движения для исполнения прыжков и других сложных движений. Реприза – это повторение темы или группы тем после развивающего раздела или нового тематического материала. Кода (заключение) – раздел после конца основной формы. Задание 2. Запомни схему строения периода: Слушание музыки: П. Чайковский, «Утренняя молитва», Ф. Шопен Прелюдия №7 ля мажор, №20 до минор П. Чайкоевский «Песня жаворонка», «Болезнь куклы», «Новая кукла», «Осенняя песня», «Сладкая греза», М. Глинка «Жаворонок». Тема №8. «Знакомство с оркестром» Задание 1. Выучи на память: Оркестр (от греч. – место для танцев) – это большой коллектив музыкантов, совместно исполняющий инструментальные произведения. Задание 2. Прочитай текст, дай ответ на вопрос: 1. Из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр? 2. Какие инструменты не входят ни в одну группу симфонического оркестра? ВДревней Греции орхестрой (orchestra) называли полукруглую площадку перед сценой, на которой пел хор, а позже –стал располагаться ансамбль музыкальных инструментов.
Симфонический оркестр возник в XVI – XVII вв. Основоположником симфонического оркестра стал Й. Гайдн. Музыканты на сцене располагаются веерообразно, дирижер находится в центре. Все однородные инструменты находятся вместе. Это позволяет музыкантам лучше слышать друг друга в совместной игре. Все инструменты, входящие в симфонический оркестр, делятся на четыре группы. (Состав симфонического оркестра, расположение инструментов симфонического оркестра на сцене. Приложение, № 2). Струнно – смычковая группа – основа оркестра, струнные исполняют главную мелодию. Инструменты: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Группа деревянных духовых инструментов: флейта, гобой, английский рожок, кларнет, фагот. Группа медных духовых инструментов: валторна, труба, тромбон, туба. Группа ударных инструментов: барабан (малый и большой), литавры, колокола, колокольчики, гонг, ксилофон, тарелки, треугольник, трещетка, кастаньеты, бубен. Инструменты, которые не входят ни в одну из групп: рояль, челеста, арфа. Слушание музыки: С. Прокофьев «Петя и волк». Класс Тема № 1. «Характер и содержание музыкальных произведений» Основные музыкальные жанры: инструментальный, вокальный, танцевальный Задание 1. Запомни: Разные виды музыкальных произведений называются жанром. Слово жанр в переводе с разных языков означает род, вид. В музыкальном искусстве сложилось много разных жанров. Одни жанры родились прямо из жизни. Например, песни-заклички, когда наши предки закликали весну, птиц, дождь; плясовые и хороводные – чтобы двигаться, танцевать, а также чтобы призвать добро и удачу, «продвинуться» по кругу и т. д. Но некоторые жанры нужны только для слушания, для эстетического восприятия. Жанры различают по способу их исполнения: если поют – это вокальный жанр, если играют на инструменте – инструментальный и наконец, третий жанр связан с движением - танцевальный.
К вокальным жанрам относятся: песня, романс. Инструментальные жанры: миниатюры (небольшие пьесы); крупные симфонические произведения - симфония, концерт, увертюра и др. Танцевальные жанры: народные: трепак, гопак, бульба, мазурка, полька, тарантелла и др.; бальные: вальс, менуэт, гавот и др. Особенности танцевальной музыки В танцах ярко проявляются особенности национального характера, манера, двигаться, человеческий темперамент и мода. Особенностью народной танцевальной музыки является построение на одной-двух мелодиях, которые многократно повторяются с изменениями (варьируются). Задание 2. Запомни: В общем же в танцевальной музыке выделяются следующие признаки: - главными средствами выразительности являются ритм и темп - законченность, закругленность мелодических построений - инструментальное исполнение, также танец может соединяться с пением, возгласами. Тема №2 «Маршевая музыка» Задание 1. Выучи на память: Жанровые признаки марша: 1. Пунктирный ритм (часто восьмая с точкой и шестнадцатая), четкие акценты; 2. Аккордовая фактура аккомпанемента, отбивающая каждую четверть и акцентирующего сильную долю; 3. Яркая, легко запоминающаяся мелодия. Деление мелодии на равные отрезки, квадратное строение; 4. Инструменты: духовые, ударные, труба; 5. Форма: песни-марши – куплетное строение, (запев, припев), инструментальные - 3-х частная форма (А Б А). Задание 2. Запомни: Особенности жанровые признаки марша. Слушание музыки: С. Прокофьев «Детская музыка» Марш, В. Соловьев – Седой «Марш нахимовцев», Д. Шостакович «Марш».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|