Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 7 «Музыкальная форма»




Сюита – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей. Слово это произошло от французского словаsuite–последовательность. Форма сюиты возникла в XVIв. как объединение медленного танца паваны и быстрого – гальярды. К началу XVIIIв. сложилась форма старинной сюиты, состоящей из четырех танцев: аллеманда, куранта, сарабанда, жига. Эти танцы объединились по принципу контраста: после медленного, плавного шел подвижный, прыжковый.

Аллеманда –серьезная и неторопливая. Как придворный танец она появилась в Англии, Франции из приветственных сигналов трубы, звучавших при встречах высоких особ – князей, графов. Под ее приветственные звуки двигалось торжественное шествие придворных, поэтому она напоминала марш. В сюите аллеманда торжественно открывала произведение.

Куранта - французский придворный танец, быстрый, со сложными, затейливыми фигурами и такой же музыкой.

Сарабанда – медленный, величественный танец. Став придворным танцем сарабанда превратилась в медленное шествие.

Жига –старинный танец английских моряков – быстрый, веселый. Со временем в сюиту стали включать и другие танцы – менуэт, гавот, бурре или ригодон.

Слушание музыки: И.С. Бах «Французская сюита до минор», Г. Перселл. Алеманда из сюиты № 1 соль мажор, Г.Ф. Гендель. Куранта из сюиты для клавесина соль мажор, Ж.Ф. Рамо. Сарабанда из сюиты для клавесина,Г.Ф. Гендель. Жига из сюиты для клавесина соль мажор, И.С. Бах. Гавот из оркестровой сюиты № 4 ре мажор, И.С. Бах. Менуэт из оркестровой сюиты №2 си минор, И.С. Бах. Бурре из оркестровой сюиты № 2 си минор.

Тема № 8. «Старинная бальная музыка XVI - XVII веков»

Задание 1. Выучи на память:

Павана (лат. павлин). Родина-Италия, Испания. 16в. Медленный, торжественный танец –шествие в двудольном размере.

Гальярда ( итал. – веселая). Родина - Италия, в 3-х дольном размере, в подвижном темпе, фактура аккордовая.

Задание 2. Запомниособенности этих танцев.

Павана (лат. павлин). Многие балы открывались 4-х дольной паваной. Медленный, торжественный танец – шествие в двудольном размере. Два варианта перевода названия:

1) от латинского слова «паво» – павлин, торжественный, горделивый «павлиний танец»;

 2) танец, который танцевали в итальянском городе Падуя. Движения танцующих напоминали плавный ход гордого павлина.

Гальярда ( итал. – веселая). Веселый, бодрый, танец с энергичными прыжками. Движения имели названия: «журавлиный шаг», «лягание коровы». Музыка в 3-х дольном размере, в подвижном темпе, фактура аккордовая.

Слушание музыки: Дж. Дауленд. Павана. Гальярда, И.С. Бах. Бурре из оркестровой сюиты № 2 си минор.

Тема № 9. «Камерный оркестр»

Задание 1. Выучи на память:

Камерный оркестр – небольшой коллектив музыкантов(4-12 чел.), исполняющих камерную музыку.

Задание 2. Запомни:

Название (от итал. "camera" — «комната, палата»)

Отличительной особенностью камерного оркестра является то, что одна партия исполняется одним музыкальным инструментом. В симфоническом оркестре, благодаря значительно большему составу, группа музыкантов играет одну партию в унисон.

Состав инструментов:

1.Солирующий струнный или духовой инструмент и фортепиано;

2.Одна или две скрипки, альт и виолончель (струнное трио);

3.Скрипка, виолончель и фортепиано;

 4.Фортепиано, скрипка, альт и виолончель.

Инструментальный состав: струнная группа: 6-8 скрипк, 2-3 альта, 2-3 виолончели и контрабас. Для исполнения генерал-баса в оркестр включают клавесин и фагот. (Приложение, № 14)

Слушали на уроке: А. Вивальди «Временам года» Лето, И. Бах «Шутка», М. Скорик «Испанский танец».

 

Класс

Тема №  1. «Музыкальные жанры»

Опера

Задание 1.   Выучи на память:

Опера (лат. – труд, сочинение) – синтетический музыкальный жанр, объединяющий несколько искусств: музыку, драматургию, живопись, хореографию, вокальное и актерское мастерство.

Либретто – полный словесный текст музыкально – сценического действия.

Сольные номера в опере:

Ария - музыкальный портрет героя.

Ариозо – небольшая ария лирического характера.

Каватина – выходная ария, с которой герой впервые появляется на сцене. Речитатив – пение, похожее на декламацию. Ансамбль – совместное пение. Хор – самый большой ансамбль.

Оркестровые номера в опере.

Увертюра – оркестровое вступление к опере, вводит слушателя в атмосферу действия.

Антракт – оркестровое вступление к действию, вводит в атмосферу предстоящего действия.

Слушание музыки:  М. Глинка опера «Руслан и Людмила» (отрывки)

Балет

 Задание 1.   Выучи на память:

Балет (итал. Balletto – танец) – произведение, содержание которого воплощается на сцене в музыкально – хореографических образах; спектакль, в котором объединены музыка, танец, драматическое и изобразительное искусство.

 Танцы в балете:

1) классический –«образцовый танец» Сложился во Франции в 17 веке. Является образцом красоты, изящества и грации.

2) характерный  - «Танец в образе». В балете так называют танец, основанный на народной хореографии

Сольные танцы:

1) вариации - сольный танец в балете, небольшой, но технически сложный

2) адажио - медленный изящный танец, выражающий самые нежные чувства. Исполняется двумя героями.

Ансамблевые:

па – де – де «Танец вдвоем». Один из основных номеров в балете. Состоит из адажио, отдельных вариаций и совместной виртуозной коды.

 па – де – труа «Танец втроем»

Кордебалет – большая группа артистов, которая принимает участие в массовых сценах

Пантомима – это жесты, движение, мимика, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом.

Слушание музыки: П. Чайковский балет «Щелкунчик».

 Задание 2. Запомни: особенности этих жанров

Оперетта ( музыкальная комедия) – музыкально-сценическое произведение комедийного содержания с вокально-танцевальными сценами в сопровождении оркестра и разговорными эпизодами.

Мюзикл – музыкально-сценический жанр, комедийного характера, сочетающий в себе признаки оперы, оперетты, драматического спектакля.

Слушание музыки: И. Штраус фильм-оперетта «Летучая мышь», 1979 г., реж. Ян Фрид, Э. Уэббер мюзикл «Кошки», 1998 г., реж. Э. Уэббер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...