Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема № 6. «Средства музыкальной выразительности»




Задание 1. Выучи на память:

Гармония  – это последовательность аккордов вместе с мелодией. 

Аккорд – одновременное сочетание нескольких звуков. Есть аккорды благозвучные (консонансы) и аккорды резко звучащие (диссонансы).

Аккомпанемент  – сопровождение к мелодии.

Гомофонно – гармонический способ изложения – это мелодия с аккордовым сопровождением.

Регистр –часть звукового диапазона человеческого голоса или музыкального инструмента. По характеру звучания звукоряд делится на регистры: верхний, средний, нижний.

Темп – это скорость музыкального пульса, скорость исполнения музыки. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название на итальянском языке:

Задание 2. Запомни:

Различаются следующие виды темпа:

- Медленные темпы: Адажио (adageo) – медленно, спокойно;

Ленто (lento) – медленно, протяжно;

Лярго (largo) – широко, протяжно.

- Умеренные темпы: Анданте(andante) – не спеша;

Модерато (moderato) – умеренно.

- Быстрые темпы: аллегро (allegro) – скоро;

аллегретто (allegreto) – оживленно;

виво (vivo) – быстро.

- Изменение темпа: ритенуто (ritenuto) – задерживая;

а темпо (atempo) – возвращение к прежнему темпу.

 Музыкальный темп зависит от содержания и характера произведения, от настроения, которое в нем преобладает. Музыка созерцательного характера звучит в медленном темпе. Веселая, шуточная в быстром.

 Большое значение для танца имеет темп музыки. Он задает общий темп танца, его изменения (смены, ускорения, замедления). Темп обозначается в начале музыкального произведения и пишется словами над нотной строчкой.

Слушание музыки: П. Чайковский «Песня жаворонка», «Полька», Н.А. Римский - Корсаков, темаШехеразады, тема Шахриара, М. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Быдло», П. Чайковский «Детский альбом», Вальс.

Тема № 7 «Музыкальные построения. Музыкальная форма»

Задание 1. Выучи на память:

Период - простейшая форма изложения законченной музыкальной мысли.Типовой период состоит из двух предложений. Периоды бывают: малый (8тактов), большой (16тактов).

Повторный - если предложения начинаются одинаково - / а а1/.

Неповторный - если предложения разные – / а b/. 

Каденция -  мелодико – гармонический оборот, придающий музыкальной мысли законченность. (серединная, заключительная).

Иногда период обрамляется вступлением и заключением.

Квадратный период: 4 +4/ +4+4.

Неквадратный: 3+5, 5+3, 5+5, 6+6.

Простая двухчастная форма – это два периода

Двухчастная форма бывает:

1) репризная - /а а1 - bа1/ 2) безрепризная - / а а1—bb1/.

Простая трехчастная форма – это три периода –/АБА /.

Реприза – повторение. Реприза может быть «точной и «неточной». Средняя часть может быть «контрастной»: (а в а); «неконтрастной»:(а а1 а).

Слушание музыки: Вступление: Ф. Шуберт «Шарманщик ».

Период: И. Гайдн Соната ре мажор, часть 1, С. Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк»: тема Пети.

2-х ч. ф. –Р. Шуман «Первая утрата»,  П.Чайковский «Шарманщик поет», «Старинная французская песенка», А. Гречанинов «Какое прекрасное утро», 3-3-х ч.ф. П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков», балет «Щелкунчик» Марш, «Баркарола».

Тема № 9. «Виды оркестров»

Задание 1. Выучи на память: Виды оркестров ( симфонический, народный, духовой, камерный, эстрадный).

Если оркестр состоит из народных (национальных) инструментов, его называют оркестром народных инструментов. (Приложение, № 7).

Задание 2. Запомни:

1. Первые оркестры – это скоморошьи ансамбли и оркестры военной музыки. Состав этих оркестров: скоморошьи – гусли, домры, гудки, волынки, дудки, бубны; военные – сурны, фуяры (флейты), рога, трубы, литавры, барабаны.

2. По указанию Петра был создан грандиозный оркестр.

3. Подлинный оркестр народных инструментов связан с именем Василия Васильевича Андреева, который в 1896 году на основе «Кружка любителей игры на балалайках» создал первый оркестр русских народных инструментов. Он усоверщенствовал балалайку и создал домру.

Духовой оркестр предназначен не для концертов в залах. Он звучит на открытых эстрадах, на площадях, в парках, сопровождает шествия, марши. Звучит на праздниках во время парадов и демонстраций. Звучность оркестра мощная, яркая. Инструменты оркестра – медные: корнеты, трубы, тромбоны, валторны. Есть деревянные духовые инструменты, барабаны и тарелки. В последнее время появляются концертные духовые оркестры.(Приложение, № 8).

Эстрадный оркестр. Некоторыеиз эстрадных оркестров похожи на симфонические – оркестры радио и телевидения. Другие - маленькие, больше похожие на ансамбли. В их состав часто входят саксофоны, гитары, много ударных.(Приложение, № 9).

 

 

Класс

Тема № 1. «Характер и содержание музыкальных произведений»

Характер и содержание музыкальных произведений – это то, что музыка выражает. Часто композитор дает название своему произведению. Заголовок помогает исполнителю и слушателю понять характер музыки наиболее близко к авторскому замыслу. Все произведения, имеющие названия, заголовки, эпиграфы или развернутую литературную программу, называются программными или программно-изобразительными.

Задание 1. Запомни:

Приемы изобразительности в музыке:

- подражание звукам и голосам природы,

- изображение движений людей, зверей, птиц,

- изображение пространства.

Слушание музыки: А.Вивальди «Времена года», Ж.Ф.Рамо «Курица», П.Чайковский «Времена года» - «Песня жаворонка», С.Прокофьев «Петя и волк»,П.Чайковский Симфония № 1 – 1 часть «Грезы зимнею дорогой».

Тема №2 «Маршевая музыка»

               Многообразие маршевых жанров

Задание 1. Выучи на память:

Типы маршевой музыки

1. Строевые, походные марши. Используются на строевых прогулках  и во время праздных шествий. Отличаются более быстрым, по сравнению со строевым, темпом

2. Военные. Распространены в армии. Организуют движение войск, вселяют в воинов бодрость, поднимают их боевой дух.

3. Церемониальные. Отличаются от походных более медленным темпом, более развитой мелодией, разнообразным ритмом.

4.Спортивные. Исполняются на физкультурных парадах и соревнованиях.

5. Траурные. Полны скорби, сдержанности, исполняются в медленном темпе, в мелодии стонущие интонации, в сопровождении чередуются аккорды, крайние части в минорных тональностях.

6.Сказочные. Много неожиданного, волшебного, звучат различные музыкальные инструменты симфонического оркестра. Контрасты в громкости звучания в использовании музыкальных инструментов.

Часто во время шествия люди поют – это звучат маршевые песни или песни – марши.

Задание 2. Запомни:

Особенности марша:

Слушание музыки: Г. Свиридов, «Военный марш», Ф. Шуберт, «Военный марш», Д. Кабалевский, «Походный марш», П.Чайковский, «Похороны куклы», балет «Щелкунчик Марш, Ф. Шопен, Прелюдия до минор, М. Блантер, «Футбольный марш», С. Чернецкий, «Встречный марш», М. Дунаевский, Марш из кинофильма «Веселые ребята», «Моя Москва», Ю. Хайт, «Авиамарш».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...