Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Водные ресурсы. Освоение ресурсов Мирового океана




Водные ресурсы


, Вода является необходимым условием су-ч чествования всех живых организмов. И сама

знь, и вся хозяйственная деятельность чело- связаны с использованием водных ресур- сов. Большая часть ресурсов на земном шаре приходится на воды Мирового океана — 96% (по объему), на подземные воды — около 2, на ледники — тоже около 2 и только 0, 02% прихо­дится на поверхностные воды материков (реки, озера, болота). Запасы же пресных вод состав­ляют 0, 6% от всего объема воды. Воды сейчас недостаточно там, где ее нет в природе, где ее интенсивно используют или где она стала не­пригодной для употребления (из-за загрязнения отходами).

Современное потребление в мире этого дра­гоценного ресурса достигает 3500 км3 в год, т. е. на каждого жителя планеты приходится по 650 м3 воды. Это огромное количество, ведь для удо­влетворения лишь физиологических потребнос­тей человека достаточно около 2, 5 л в день, но даже этим мизерным количеством воды многие регионы и страны мира не обеспечены.


Около 60% общей площади суши на Земле приходится на зоны, где нет достаточного коли­чества пресной воды. Четвертая часть человечест­ва ощущает ее недостаток, а свыше 1 млрд жите­лей страдают от недостатка и плохого качества питьевой воды (что вызывает кишечные заболе­вания).

Пресная вода используется также в промыш­ленности и сельском хозяйстве. Однако большая часть водных ресурсов — это воды Мирового океана, а они непригодны не только для питья, но и для технологических нужд. Несмотря на достижения современной технологии и инже­нерного искусства, проблема надежного водо­снабжения для многих стран мира останется в ближайшие годы неразрешенной.

Ограниченность и неравномерное распреде­ление ресурсов пресных вод по земной поверх­ности, растущее загрязнение поверхностных и подземных вод являются одной из составляю­щих глобальной ресурсной проблемы человече­ства. Основной путь преодоления дефицита во­ды — рациональное ее использование.


Освоение ресурсов Мирового океана


Наряду с проблемой водных ресурсов как крупнейшая самостоятельная комплексная про­блема встает задача освоения ресурсов Мирово­го океана.

Океан занимает гораздо большую часть по­верхности Земли (71%), чем суша. Он обусловил возникновение и эволюцию многих форм жиз­ни: 75% классов и подклассов животных орга­низмов Земли возникли в гидросфере. Биомасса


океана включает 150 тыс. видов и подвидов жи­вых организмов. И в настоящее время Мировой океан играет огромную роль в создании необхо­димых условий для жизни на Земле. Он является поставщиком половины кислорода воздуха и примерно 20% белковой пищи для человечества. Полагают, что именно Мировой океан в бу­дущем «утолит жажду» человечества. Методы опреснения морской воды еще сложны и доро-



Компоненты и факторы географического разделения труда


 


гостоящи, но такую воду уже используют в Ку­вейте, Алжире, Ливии, на Бермудских и Багамских островах, в некоторых районах США. В СНГ, на полуострове Мангышлак (Казахстан), также работает установка по опреснению мор­ской воды.

Кроме того, все более реальна возможность использовать еще один источник океанских пресных вод: буксировка в дефицитные страны гигантских айсбергов, откалывающихся от се­верной и южной «ледяных шапок» Земли.

Дальнейшие исследования и освоение Миро­вого океана способны повлиять на перспективы решения и других глобальных проблем. Пере­числим некоторые из них.

Наиболее важной частью ресурсов Мирового оке­ана являются биологические. Ученые полагают, что этих ресурсов хватит, чтобы прокормить 30 млрд человек.

Мировой океан является хранилищем огромных ресурсов минерального сырья. С каждым годом все активнее развертывается ре­альный процесс эксплуатации этих ресурсов. Со дна морей ныне добывается 1/4 мировой нефти,


12% касситерита (у берегов Индонезии, Ма и Таиланда), алмазы из прибрежнйх песков 1 Намибии, многие миллионы тонн фосфори конкреций для удобрений. В 1999 г. к востоку] Новой Гвинеи начато осуществление кру проекта по добыче со дна океана богатейших i лексных руд железа, цинка, меди, золота и i Огромен энергетический потенциал океана (в приливный цикл Мирового океана способен i печить человечество энергией, однако пока «потенциал будущего»).

Для развития мирового производства и обмена j лико транспортное значение Мирового океана.; Океан является вместилищем большинства < хозяйственной деятельности человечества (хик ским и физическим воздействием своих вод и ( логическим влиянием живых организмов /> ассеиваех » додшде? - венозную часть щих в него отходов. Однако превышение челов ством самоочищающих возможностей океана ' вато очень тяжелыми последствиями).

Освоение ресурсов Мирового океана и охрана, несомненно, являются одной из бальных проблем человечества.


ЭКОЛОГИЯ: КЛЮЧ К СУДЬБАМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА


По сравнению с природными процессами, действовавшими на протяжении более 4, 5 млрд лет истории Земли, влияние человека ранее счи­талось сравнительно малозначащим. Человек активно изменяет земную поверхность всего лишь около 40 тыс. лет. Однако это воздействие по мере роста народонаселения и развития тех­ники становится год от года все ощутимее. Масштабность и острота проблем, которые име­лись раньше, не могут идти ни в какое сравне­ние с явлениями и процессами, характерными для конца нынешнего столетия.

Произошел крупный качественный скачок во всех сферах человеческой деятельности — в про­изводстве, военном деле, на транспорте, в связи, торговле и т. д. Хозяйственная деятельность рас­пространяется ныне и на территории, некогда недоступные человеку в климатическом и гео­графическом отношениях: полярные зоны, Ми­ровой океан, космическое пространство.

В известной работе В. И. Вернадского «Не­сколько слов о ноосфере» (1944) была дана сле­дующая оценка событиям: «... в истории нашей


планеты наступил критический момент ог ного для человека значения, подготовлявший миллионы, вернее, миллиарды лет, глубоко щ никший в миллионы людских поколений», нимание развития общества в неразрывной зи с развитием биосферы было предлол В. И. Вернадским, разработавшим учение о i осфере как закономерном процессе становле^ и утверждения господства разума в бис планеты, при котором закономерности разви общества были бы направлены на ее сохр ние, обогащение, совершенствование, а не | расхищение и разрушение. Он выделил неско ко взаимосвязанных процессов, характерна щих современный этап «становления человек ства как единого целого». Примечательно, эти мысли были высказаны задолго до того, i человечество реально столкнулось с цел| комплексом проблем, именующихся ныне «г бальными» и заставивших заговорить о нас лении критического, переломного момента в \ ловеческой истории, в истории всей биос< | Земли.



 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...