Учебная программа 3 страница
Пропагандистом демократических идей в это десятилетие оставался Салтыков-Щедрин.. В очерках «Мелочи жизни» сатирик разрабатывал актуальнейшую проблему – обнажал влияние на человека мелочей, уводящих его от раздумий над главными вопросами социального бытия. Эти «мелочи жизни» составят основное содержание раннего творчества Чехова и других писателей. В очерках «За рубежом» сатирик резко критиковал упадочную буржуазную культуру, Запада, в частности натурализм в литера-, туре зарубежной и русской. Гончаров в 80-е годы создает очерки «В университете», «На родине», «Слуги старого века», пишет критические этюды «Литературный вечер», «Лучше поздно, чем никогда», «Заметки о личности Белинского». В 1885 году А. М. Евреиновой основан журнал «Северный вестник». Он привлек к себе таких писателей, как А. Н. Плещеев, А. П. Чехов, В. Г. Короленко В 90-е годы журнал переродился в декадентский орган. Широкое распространение в 80-е годы получили юмористические иллюстрированные журналы «Стрекоза», «Осколки», «Будильник», «Развлечение» и др. Издатели этих журналов стремились к развлекательности, преследовали коммерческие цели. «Осколки» стали подвергаться преследованиям цензуры. Из газет популярностью пользовались либеральные «Русские ведомости», издававшиеся в Москве, и еженедельная газета «Неделя», ставшая органом либерального народничества. Демократическому и либеральному лагерю в журналистике противостояла газета «Новое время», издававшаяся А. С. Сувориным (1834—1912). Суворин купил газету в 1876 году, когда он еще грешил либерализмом. Его книга фельетонов «Всякие» в 1866 году была уничтожена цензурой. Хотя Суворин и называл свою газету «парламентом мнений», но в действительности в ней проповедовал славянофильские, национально-патриотические монархические идеи. Такое направление Суворин придал газете с 1877 года. Особенно наглядно это проявилось в «Маленьких письмах» Суворина, печатавшихся из номера в номер. Видной газетой патриотического лагеря была «Русь», издававшаяся И. Аксаковым с 1880 до 1886 года. Обращаясь к правительству, он предостерегал против «уступок крамоле» и «требованиям европейского либерализма»2.
Наиболее правой была газета Me H. Каткова «Московские ведомости». Она открыто нападала на всех революционных и либеральных деятелей, пропагандируя незыблемую сильную монархическую власть. «Единая власть, – провозглашал Катков, – и никакой иной власти в стране, и стомиллионный, только ей покорный народ – вот истинное царство» (1881, № 114). В области эстетики газета критиковалаоплевывала реализм 60—70-х годов и утверждала, что художник — «служитель и жрец чистого и святого искусства» (1884, № 12). Видными критиками рассматриваемого периода были Н. К. Михайловский, II. Л, Лавров, А, М. Скабичевский, А. Н. Пыпин. Как критик Михайловский все надежды возлагал на разночинскую литературу, обратившуюся к изображению народной жизни, Михайловский ставил в прямую зависимость от господствующих классов «чистое искусство» и натурализм. В критических работах Михайловского 80-х годов обличалась толстовская теория непротивления («Дневник читателя», 1880), осуждалось «чистое искусства», а критиковались некоторы стороны творчества Достоевского («Жестокий талант»), осуждалось отступничества и ренегатства («Гамлетизированныё поросята»). Для современников большой интерес представляли его статьи «Г. И. Успенский. Литературная характеристика» (1888), «Щедрин» (1889), в которых он дал во многом правильную оценку творчеству этих двух писателей. Он связывает творческую манеру этих писателей с новым содержанием их произведений, с тем, что основным героем их стал разночинец. Критик видел своеобразие Успенского и Щедрина, а также их последователей в неприкрытой и суровой, правдивости; в отказе от идеализации, в. экономии художественных средств. Михайловский отмечал талантливость этих писателей, писавших «кровью, сердца». При этом он подтягивал их к народничеству. В сСтатьях «Декаденты, символисты и маги», «Экспериментальный роман» и др. он боролся с литературными натурализмом, декадентством и символизмом. В Пушкине он видел идеолога дворянства. Никитина квалифицировал как поэта кулаков и торгашей. Заслугу Тургенева он видел в антикрепостнической борьбе («Записки охотника»), в том, что он «всегда оставался верен несколько неопределенным, но светлым идеалам свободы и просвещения». Михайловский высоко ставил талант А. Толстого, но боролся с его теорией нравственного самоусовершенствования. Михайловский считал себя преемником идей шестидесятников, однако в действительности он порвал с ними, особенно в конце 80-х годов, став идеологом либерального народничества, субъективистом в социологии, противником марксизма.
Философские и литературные взгляды Лаврова отличались эклектичностью. В конце 50-х годов Лавров преимущественное внимание уделял форме литературного произведения, недооценивая идейности искусства.. Позднее он отказался от этого и видел в произведении искусства острое оружие общественной борьбы. Лавров боролся с «чистым искусством». В 1884 году критик выступил с большой статьей «И. С, Тургенев и развитие русского общества», в которой положительно оценивал творчество великого писателя. Лавров считал Тургенева бессознательным подготовителем и участником революционного движения, ибо он ставил задачи для «русских Инсаровых», признавал «святыми» русских революционерок, воспел нравственное величие «русской нови». Критиком народнической ориентации был Александр Михайловйч Скабичевский. Его статьи печатались в «Отечественных записках» в период расцвета журнала. Позднее Скабический перешел на позиции буржуазного либерализма. Как историк литературы он написал труд «История новейшей русской литературы», в которой рассмотрел литературный процесс с 1848 по 1890 год.
В 1892—1894 годах были опубликованы 4 тома статей Чернышевского по вопросам эстетики и литературы, а в 1893—1894 годы вышло в свет собрание сочинений Писарева. В 1891 году появились «Критические опыты» В. Майкова, вызвавшие оживленную дискуссию и выявившие сторонников и противников эстетики Белинского. Особое место в литературной критике 80-х — начала 90-х годов занимает Плеханов. Онвыступил как основоположник марксистской критики и эстетики в России, как защитник наследия 60-х годов. В статьях о писателях-народниках («Г. И. Успенский», «С. Каронин», «Н. И. Наумов») Плеханов критиковал народнические теории и показал, что эти писатели своим художественным творчеством, правдиво отражая жизнь, опровергали народнические догмы.. Художественная правда побеждала их ложные теории. Решая общие проблемы эстетики, Плеханов выступал как теоретик и защитник реализма. Он дал развернутый марксистский анализ соотношения литературы с жизнью, объяснив диалектику историко-литературного процесса сложностью социально-исторического процесса. С марксистских позиций он рассматривает национальные литературы во взаимодействии с мировой, стремясь представить литературный процесс в исторической перспективе. Защищая реализм, Плеханов сурово осудил декадентские течения в искусстве конца XIX века, показав их враждебность передовым идеям своего времени. За полный разрыв с народом, с живой жизнью он резко критиковал русских декадентов: Д. Мережковского, Н. Минского, 3. Гиппиус и других.
Критика конца Х1Х – начала ХХ века. Периодизация истории русской литературной критики этого периода. Первый этап (1890—1905 гг. ). Возникновение новых тенденций в критике позднего народничества. Работы Н. К. Михайловского, А. М. Скабичевского, М. А. Протопопова. Усиление имманентного субъективизма. Его выражение в работах Р. В. Иванова-Разумника. Первые выступления теоретиков символизма. Оформление двух линий в символистской критике: отстаивание искусства как самоценного эстетического феномена В. Брюсовым и возникновение «неохристианской» платформы «религиозной общественности» в работах Н. Минского, Д. Мережковского, 3. Гиппиус и Д. Философова. Размышления о соотношении и взаимоотношении декадентства и символизма в работах Д. С. Мережковского, А. Л. Волынского, В. Я. Брюсова. Появление теории «младосимволизма». Призыв к раскрытию социального генезиса литературного произведения как основа марксистской методологии в работах Г. В. Плеханова. Усиление идеологического давления в критике марксистской ориентации как отражение обострения политической борьбы в обществе. Статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» как крайнее проявление идеологического диктата.
Второй этап (1906—1910-е гг. ). Оформление теоретической платформы искусства младших символистов(А. Белый, Вяч. Иванов, Эллис). Неоднородность критики этого направления, борьба московской и петербургской школ символистов. Особая позиция А. Блока и И. Анненского в модернистской критике. «Кларизм» М. Кузмина как предвестие акмеизма. Манифесты Н. Гумилева и С. Городецкого на страницах журнала «Аполлон». Литературно-критические выступления В. Хлебникова и В. Маяковского. Дискуссии по вопросам природы искусства в критике марксистского направления. Оформление группы сторонников «преображающей» роли искусства в лице А. В. Луначарского и его единомышленников (Н. Чужак). Соотношение социологизма и эстетических начал в критике марксистского направления (В. Боровский, Л. Троцкий). Борьба с «литературным распадом» как выражение политизации критики. Вырождение марксистской критики в литературно-партийную публицистику на страницах «Звезды» и «Правды». Литературная критика 1890—1905 гг. Народническая и неонародническая критикакак выразительница общедемократических требований к искусству. «Субъективный социологизм» критиков-народников, укрепление элементов имманентного субъективизма в неонароднической критике. Попытка соединения субъективной и объективной социологии в работах переходного характера. Формирование принципов критики марксистской ориентации. Использование марксистской методологии (исторический материализм и теория классовой борьбы) при анализе литературных явлений. Неоднородность марксистской критики как следствие различных трактовок марксизма. Статьи Г. В. Плеханова и его последователей. Идеологизация и политизация марксистской критики. Превращение марксистской критики в «часть общепролетарского дела» в работах В. И. Ленина.
Общедемократическая (народническая) и социал-демократическая критика. Дискуссия о путях развития России и русской культуры на страницах журнала «Русское богатство». Полемика с марксистами. Неприятие народниками марксизма в литературе, опасения К К. Михайловскогопо поводу влияния этой теории на творчество М. Горького, В. Вересаева и др. («Кое-что о современной беллетристике», 1899). Развитие теории Н. Шелгу-нова о «народном» и «идеальном» реализме народниками. Рассмотрение под этим углом зрения позднего творчества писателей-народников — Н. И. Наумова, П. В. Засодимского, Н. Н. Златовратского. Констатация расхождения между идейными представлениями и практической реализацией замысла. Недооценка новаторских принципов в реализме нового времени, отрицание психологизма в литературе, проводимые под видом защиты реалистического искусства, тенденциозности и народности литературы. Обвинение А. Чехова в «безыдейности» и «общественном индифферентизме» (спор вокруг «Мужиков», позиция И. К. Михайловского и П. К Струве). Эволюция народнической критики в отношении Чехова, причины этой эволюции (А. Скабичевский. «Есть ли у А. Чехова идеалы? », 1982; Н. К. Михайловский «О повестях и рассказах гг. Горького и Чехова», 1902). Признание значительности и актуальности горьковского творчества. Интерпретация его основных мотивов, указание на влияние идей Ницше (К К. Михайловский. «О г. Максиме Горьком и его героях; Еще о г. Максиме Горьком и его героях», 1898; М. Протопопов«Беллетристы новейшей формации», 1900). Характеристика Михайловским пьесы «На дне», истолкование им образа Сатина как выразителя положительной программы автора. Идейно-философские принципы модернистской критики. Опора на эстетику И. Канта, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Н. Гартмана и др. Религиозно-философская критика (К А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. Шестов). Связь символистской критики с религиозно-философскими исканиями начала XX века. Манифестационные формы выражения в акмеистической критике и критике футуристов. Проблема генезиса декадентства и символизма и противоречивость в истолковании причин его появления в статье Н. Михайловского «Русское отражение французского символизма» (1893). Предсимволистекая критика и критика старших символистов. Возникновение «борьбы за идеализм» и объединение под ее флагом «эстетической критики» П. Боборыкина, «философской критики» А. Волынского, «субъективной критики» Д. Мережковского, «религиозной критики» Н. Минского. Их основные методологические посылки: утверждение обособленности и независимости писателя от социальной действительности, отказ от признания общественной функции литературы, рассмотрение искусства как средства приобщения к «иной действительности», утверждение необходимости воплощения в литературе «сознательной» религиозности. Лекция Д. С. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892) как квинтэссенция этих принципов. Идейно-эстетическая программа «нового» (символистского) литературного направления по Мережковскому — мистицизм, символизм, импрессионизм (расширение художественной впечатлительности). Полемика вокруг понимания Мережковским параметров нового искусства. «Правый декаданс» В. Розанова. Рассмотрение движения русской критики от В. Белинского и Н. Добролюбова до А. Григорьева и Н. Страхова в статье «Три момента в развитии русской критики (1892), выдвижение новых приоритетов. Анализ современной русской литературы сквозь призму «созидательного» (пушкинского) и «разрушительного» (гоголевского) направлений («Два этюда о Гоголе, 1906). Роль Розанова в осознании актуальности творчества Достоевского как проблемы современной критики («Легенда о Великом Инквизиторе», 1894). Культурно-исторические корни индивидуализма и декадентства по Розанову («Декаденты», 1896).. Размежевание религиозно-мировоззренческой (Д. Мережковский) и феноменально-эстетической (В. Брюсов) линий в символисткой критике. Религиозно-мистическое прочтение художественных текстов Л. Толстого, И. Гончарова, Ф. Достоевского, П. Боборыкина Мережковским. Наложение оппозиции «христианство-язычество» на творчество Толстого, Достоевского, Гоголя («Л. Толстой и Достоевский», 1901—1902; «Гоголь и черт», 1906). Пророчество о художнике нового типа, синтезирующем эти начала. Проповедь неохристианства и религиозной общественности на страницах журнала «Новый путь». Рассмотрение с точки зрения «нового религиозного сознания» творчества Чехова, Горького, Андреева. Роль Мережковского в формировании «неохристианской» критики в символизме. Идеи «неохристианства» в критических работах 3. Гиппиус и Д. Философова. Их борьба с «материализмом» в искусстве. Концепция национальной культуры в статьях «неохристианского» триумвирата. Эстетические декларации В. Брюсова в предисловиях к сборникам «Русские символисты» (1894—1895). Оценка В. Соловьевым выступлений первых русских символистов. Понимание Брюсовым символизма как художественной школы, представляющей собой новый этап в развитии искусства и наследующей завоевания прошлого («Карл V. Диалог о реализме в искусстве», 1906). Организационная деятельность поэта по оформлению символистского движения (книгоиздательство «Скорпион», журнал «Весы»). Провозглашение заповедей символизма (свобода творчества и искренность художника, примат интуиции над рассудком, обновление формальной стороны) в программных статьях Брюсова «Ключи тайн» (1904), «Священная жертва» (1905). Литературная критика 1906—1917 гг. Религиозно-философская критика. Нравственно-религиозная и общественно-политическая проблематика в литературно-критических выступлениях философов русского религиозного возрождения Л. Шестова, Н. Бердяева, С. Булгакова («Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип, 1903; «Чехов как мыслитель», 1910. Эстетика и критика В. С. Соловьева как идейный источник теории младосимволшма. Обоснование им теургической концепции искусства в работах «Красота в природе» (1889), «Общий смысл искусства» (1890). Ниспровержение «чистого искусства», защита красоты как действенной силы, преобразующей мир, понимание искусства как средства служения этой цели. Развитие этих идей в критике В. Иванова и А. Белого. Опора на «народное сознание». Идеи «мифотворчества» и «соборности» как основополагающие для программы будущего искусства, способствующего объединению людей на религиозно-эстетической почве. Критическая проза А Блока. Правоверное «соловьевство» его рецензий в журналах «Новый путь» и «Золотое руно». Замкнутость в символистской проблематике. Расширение диапазона блоковской критической прозы после революции 1905—1907 гг. Выход к общественной и культурологической проблематике. Слияние художественного и публицистического начал. Участие в дискуссии о критике («О современной критике», 1907). Возникновение околосимволистской критики. Особое место литературных фельетонов К. Чуковского. Выделение им «городской» литературы как явления нового времени. Критика бульварной беллетристики. Гиперболизированное выявление ведущей черты писательской индивидуальности как основа критического метода Чуковского. Создание интуитивной («имманентной») критики Ю. Айхенвалъдом. Его «силуэты» русских писателей как особый жанр импрессионистической критики. тика М. Кузмина. Идея кларизма (статья «О прекрасной ясности», 1910) как предвестие формирования акмеистической концепции искусства. Критические статьи в «Аполлоне». Требование индивидуализации творческой позиции как элемент его будущей концепции «эмоционализма». Первые критические выступления В. Ходасевича. Формирование оппозиции символизму вакмеизме ифутуризме. Манифесты акмеистов: отталкивание от символистских доктрин и осмысление достижений символизма (Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий. «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам. «Утро акмеизма», 1913). Замена поэта-теурга поэтом-мастеровым, в совершенстве владеющим «ремеслом». Задача архитектурного «строительства» стиха, осознание адресата поэзии (О. Мандельштам. «О собеседнике», 1913). Обращение к «вещному» миру, отказ от социально значимого и идейно насыщенного искусства. Прокламация замкнутости художественных структур. Поиск корней акмеизма в мировой культуре. «Письма о русской поэзии» Н. Гумилева. Его оценки И. Анненского, К. Бальмонта, В. Брюсова, В. Иванова. Выделение им пластики и стиля как основных компонентов стиха. Разноголосица в стане футуристов. Отсутствие единой платформы. Программы различных групп и объединений: эгофутуризма (И. Северянин. «Пролог эгофутуризма», 1911; И. Игнатьев «Эгофутуризм», 1913), кубофутуризма («Пощечина общественному вкусу», 1912; «Садок судей. П. », 1913; «Слово как таковое», 1913). Отличие русского футуризма от европейского. Насаждение нового действенного и деятельного искусства в противовес старому, «созерцательному». Утверждение активной роли творца и его права на деформацию в искусстве. Теория самовитого, самоценного слова. Разрыв с традициями. Антибуржуазный характер протеста в футуризме. Особая позиция В. Хлебникова и В. Маяковского в футуризме. Статьи и декларации В. Хлебникова: ориентация на архаический миф («О пользе изучения сказок», 1915), история русской литературы в его освещении, осознание значения народной жизни для искусства («Учитель и ученик. О словах, городах и народах. Разговор», 1913; «Закон поколений», 1914). Социальные тенденции в критических выступлениях и статьях Маяковского. Признание заслуг классики и одновременно футуристическая интерпретация ее («Два Чехова», 1914). Противопоставление «слова-самоцели» самовитому слову. Языковые задачи литературы. Требование вмешательства в жизнь, стирание границ между жизнью и искусством («И нам мяса! », 1914; «Не бабочки, а Александр Македонский», 1914). Формы критических выступлений Маяковского. Состояние общедемократической и социал-демократической критики. Завершающий этап развития народнической критики — работы Р. В. Иванова-Разумника и позиция журнала «Заветы». Идея «возрождения» реализма на почве неонародничества. Борьба интеллигенции и мещанства как основное содержание русского литературного процесса в интерпретации Иванова-Разумника («История русской общественной мысли»). Противоречия среди критиков-социал-демократов. Оформление вульгарно-социологических представлений о литературе у В. Фриче, П. Когана. Критика их вульгаризаторского подхода в работах Г. Плеханова, А. Луначарского, В. Воровского. Относительная продуктивность этих критических замечаний. Критическое наследие В. Воровского. Использование открытий психологической школы литературоведения. Попытка установления зависимости стиля писателя от мировоззренческой позиции. Воровский о соотношении жизненной и художественной правды в произведениях Андреева и Бунина. Развитие плехановского подхода к искусству в критических статьях Л. Троцкого. «Антикультурная» программа Троцкого. Тезис о «пролетарском гедонизме» будущего. Троцкий о направлениях и течениях в литературе. Своеобразие трактовки марксистской методологии А. Луначарским. Попытка объединения разнообразных философско-эстетических теорий «под знаменем» марксизма. Выдвижение Горького на роль первого социалистического художника. Проповедь идеала пролетарского интернационализма в литературе. Прикладное значение принципа пролетарской партийности как способа борьбы с политическими противниками. Нормативизм позиционно-оценочного подхода к литературе. Статьи А. Богданова о Горьком (1905) и его полемика с К. Чуковским как пример проявления агрессивности большевистской критики. Применение принципа партийности на страницах большевистских изданий «Звезда», «Правда», «Мысль», «Просвещение». Литература как средство воспитания масс. Классовая «вивисекция» литературы прошлого и настоящего. Раскрытие политического смысла произведений литературы. Догматизм оценок Создание специализированной критики «для рабочих». М. Ольминский — ведущий критик этого направления. Столкновение сторонников и противников возможности построение пролетарской культуры в современных условиях. Статьи А. Богданова о пролетарской культуре. Его апелляция к коллективному опыту. Идея замкнутой культуры лабораторного типа. Луначарский о необходимости участия интеллигенции в строительстве пролетарской культуры.
Литературная критика 1917-1930-х годов. Особые условия существования литературной критики послеоктябрьского периода. Процесс «огосударствления» литературы и попытки превращения критики в способ организации литературного «дела». Постепенный характер этого процесса, его убыстрение к концу 20-х гг. Столкновение намерений власти с чрезвычайно многочисленным и пестрым составом участников критических баталий — людей с разным уровнем эстетической культуры и многоцветным спектром как нравственных ориентаций (от традиционной готовности служить обществу до страстного стремления к власти), так и общественно- политических (от неприятия революции до романтических иллюзий на ее счет). Влияние на развитие литературной критики 20-х гг. такого факта, как существование литературных объединений и групп. Их характеристика. Выступления Ленина, J1. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Бухарина, других большевистских лидеров по вопросам литературы и культурной политики. Влияние книги Троцкого на представления о послереволюционной литературе. Введение таких понятий как пролетарский писаиель, крестьянский писатель, попутчик. Использование этих понятий в целях групповой борьбы. Вульгарный социологизм. Проработочный тон напостовской и рапповской критики. (Сосновский, Лелевич, Авербах и др, ). Попытки противодействия диктатуре власти и защита независимости искусства. Оппозиционный к большевистской власти журнал «Книжный угол». «Еретические» статьи Е. И. Замятина (1884—1937), осуждение им догматизма, защита идеи бесконечности развития (образ революции, не знающей «последнего числа»), неприятие приспособленчества. «Я боюсь» (1921) — прогноз о возможной деградации русской литературы в случае утраты ею духовной независимости. Концепция «неореализма» как искусства, синтезирующего достижения серебряного века с традициями классической литературы. Защита условных форм в искусстве и критика натуралистических тенденций. Обзоры текущей литературы. Выступления Л. Н. Лунца (1901—1924) и его защита эстетической самоценности и автономии искусства; проблемы сюжетосложения в статьях Лунца. Болезнь, отъезд на Запад, ранняя смерть. Защита эстетической автономности искусства и требование выдвинуть в центр внимания исследователей эстетический анализ формы (Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский). Утверждение духовной свободы художника в критических выступлениях участников группы «Перевал» (вторая половина 1920-х гг. ). Резолюция ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 г. «О политике партии в области художественной литературы» и ее воздействие на ситуацию в критике. Нарастание кризисных явлений в литературной жизни. Постепенное вытеснение независимой критики. Прекращение издания ряда журналов: «Русский современник», «Россия» («Новая Россия») и др. Критическая кампания 1929 г., развязанная РАППом против Евг. Замятина, Б. Пильняка, М. Булгакова, А. Платонова, И. Катаева, Артема Веселого и др. Упадок формальной школы в атмосфере общей политизации жизни. Суд над «Перевалом» в Коммунистической академии (1930). Судьба методологии В. Переверзева: разгром его школы на рубеже 20—30-х гг.; отрицание не только «вульгарного» (абстрактно-классового) социологизма, но и позитивных сторон переверзевской системы (поиск художественной специфики как формы, так и содержания произведения, стремление к целостному анализу, неприятие иллюстративности в литературе и подмены художественности «актуальностью»). Утверждение политических критериев при оценке художественного произведения. Идея обострения классовой борьбы в литературе, провозглашенная критиками РАППа, и судьба Маяковского. Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и роспуск РАППа. Неоправдавшиеся надежды писательской общественности на оздоровление литературной атмосферы. Создание единого Союза советских писателей. Литературная критика: важнейшие «центры» критических выступлений, проблематика, важнейшие представители, жанры и формы. «Синкретизм» критической мысли: совмещение в деятельности выступающих в этот момент критиков функций собственно критических с решением методологических, теоретических и историко-литературных проблем. Роль литературно-критических отделов журналов («Красная новь», «Леф», «Новый мир», «Молодая гвардия», «Октябрь», «Русский современник») и специальных общественно-политических и литературных журналов («Печать и революция», «На посту», «На литературном посту») в становлении методологии критики и решении важнейших теоретических проблем развития литературы, в оценке текущего литературного процесса и творчества отдельных его участников. Литературный портрет, проблемная статья, рецензия как преобладающие в журналах литературные жанры. Рассмотрение текущего литературного процесса в обзорных статьях. Проблемно-тематический ракурс анализа. Статьи А. В. Луначарского, А. К. Вороиского, В. П. Полонского. Первые попытки историко-литературного обзора новой литературы за десять лет ее существования (Вяч. Полонский, А. Лежнев). Выпуск книги критических статей как широко распространенная форма целостного выражения эстетической позиции критика. Книги А. Воронского, Д. Горбова, А. Лежнева, Л. Авербаха, А. Луначарского, В. Шкловского и др. Дискуссия как форма развития критической мысли данного периода и возможности ее влияния на развитие литературы. Круг обсуждаемых проблем: проблема дифференциации литературного процесса и оценка места писателя в современной литературе; отношения искусства к действительности и вопрос о назначении искусства. Проблема героя времени. Ведущие критики 20-х и начала 30-х гг. Просветительско-пропагандистская критика А. В. Луначарского (1875-1933). Провозглашение «пролетарской культуры» как наследницы культуры мировой. Вера в грандиозность художественных достижений будущего и признание важности классических традиций. Относительная терпимость и широта в подходе Луначарского как государственного деятеля к различным течениям в искусстве. Поддержка реализма, критика наиболее «левых» и формалистических явлений в литературе. А. К. Воронский (1884—1937) — редактор первого советского «толстого» журнала «Красная новь» (1921—1927 гг. ). Теоретико-литературные взгляды Воронского и позиция критиков группы «Перевал». Признание искусства особой формой познания и творческого освоения действительности. Теория «непосредственных впечатлений», неприятие дидактики и иллюстративности в литературе. Высокий эстетический вкус Воронского. Защита классического наследия. Предпочтение критиком творчества «попутчиков» как наиболее талантливых писателей данного времени; защита реалистических принципов в литературе; концепция «нового реализма», тезис о необходимости историзма. Острая полемика с «напостовством» и «налитпостовством», стремление защитить и сохранить все художественно ценное. Литературный портрет как предпочитаемый жанр конкретной критики у Воронского. Полонский (1886—1932) — редактор критико-библиографического издания «Печать и революция» (1921—1929) и «Нового мира» (1926—1931). Механическое разделение критиком «художественности» и «идейности» между «попутчиками» и пролетарскими писателями, преодоленное на практике. Последовательное стремление к объективности идейно-эстетических оценок. Пристальное внимание к языку и образности произведении, аналитико-систематизаторский дар критика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|