Пассивные упражнения. Несколько слов в заключение. Катя, 4 гола, ОНР II уровня, стертая дизартрия. Вика, 4 гола, ОНР И уровня, стертая дизартрия
Пассивные упражнения ■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вниз. Одной рукой взрослый фиксирует ее в лучезапястном суставе, другой рукой приподнимает вверх до максимального положения поочередно каждый палец. ■ Рука ребенка лежит на столе ладонью вверх. Придерживая ее одной рукой, другой рукой взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка. 70 Массаж кистей рук Несколько слов в заключение 71
■ Рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Рука ребенка фиксируется взрослым также в лучезапястном суставе. Свободной рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка. Несколько слов в заключение Эффективность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения бесспорна и очевидна. Вышеописанная схема массажа была апробирована автором в группе для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) специализированного детского сада. Вот несколько примеров. Катя, 4 гола, ОНР II уровня, стертая дизартрия Поступила в среднюю группу для детей с ОНР. Ребенок от второй осложненной беременности. Роды досрочные — «кесарево сечение» по показаниям (миопия). В 4 года установлено, что в анамнезе имеется ПЭП (не лечили). Наблюдается низкий тонус в мышцах рук и органах артикуляции, значительное отклонение языка вправо, затруднено выполнение артикуляционных упражнений, подъязычная уздечка укорочена, значительная саливация (повышенное слюноотделение). Нарушено произношение свистящих (межзубных) и шипящих (боковых) звуков, звук РЬ отсутствует. Шесть месяцев (с октября по февраль) с ребенком проводились занятия по вышеописанным схемам массажа.
В результате занятий уже к середине октября был введен звук РЬ, вызван звук С, к январю — вызван звук Ш. В период с февраля по май проводилась автоматизация свистящих и шипящих звуков. В старшей группе детского сада звукопроизношение и уровень развития речи полностью соответствовали норме, нормализовалась мелкая моторика. Вика, 4 гола, ОНР И уровня, стертая дизартрия Поступила в среднюю группу для детей с ОНР. Ребенок от второй беременности, осложненной токсикозом и угрозой выкидыша, роды стремительные. 72 Несколько слов в заключение Несколько слов в заключение 73
Первые слова появились к 1 году и 6 месяцам, фразы — к 2, 5 годам. Укорочена подъязычная уздечка, язык в гипертонусе. Наблюдается боковое произношение всех свистящих звуков и Ш-Ж, отсутствие звуков Л, Р, РЬ. Занятия проводились с октября по май. Мама девочки игнорировала задания логопеда, но несмотря на это нормализовалось произношение свистящих звуков и звуков РиЛ к концу данного периода. В старшей группе скорректированы остальные дефектные звуки. В 5 лет звукопроизно-шение девочки соответствовало норме, ОНР III уровня. Борис Л., 5 лет, дизартрия Поступил в старшую группу для детей с ОНР. Мальчик от двойни, беременность третья с угрозой выкидыша. Роды с осложнениями, асфиксия. Некоторое время новорожденный находился в реанимации. Подвижность органов артикуляции слегка ограничена, язык значительно отклоняется вправо, уздечка укорочена, прикус неправильный (нижняя челюсть несколько выдается вперед), низкий общий мышечный тонус. Наблюдается боковое межзубное произношение всех свистящих и шипящих звуков, Ри РЬ — увулярные (горловые). Занятия проводились в течение полугода. Нормализовалось произношение свистящих звуков, вызван и автоматизируется звук Р, значительно улучшилось состояние мелкой моторики. Этих результатов удалось добиться, хотя ребенок очень часто болел и нерегулярно посещал логопедическую группу.
Эти примеры позволяют сделать следующие выводы: ■ очевидна результативность логопедического массажа для ■ массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха и общее развитие речи: ■ сочетание логомассажа с массажем кистей рук благо Резюмируя все описанное в данной книге, можно рекомендовать родителям и логопедам, заинтересовавшимся данной схемой массажа: ■ получить необходимые дополнительные знания на кур ■ провести тщательное обследование артикуляционных ■ составить индивидуальную схему массажа для ребенка ■ начать массаж с легких поглаживающих движений (не 74 Несколько слов в заключение Литература 75
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|