Типичные нарушения, допускаемые при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях
Типичные нарушения установленного порядка разрешения за-явлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступле-ниях можно условно разделить на две основные группы:
1. Нарушения, связанные с неполнотой и несвоевременно-стью регистрации сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Данные нарушения, как правило, допускаются дежурными со-ответствующих правоохранительных органов. Например, дежур-ный по органу внутренних дел не вправе отказать в приеме заяв-ления (сообщения) о преступлении по мотивам его совершения на территории, обслуживаемой другим органом внутренних дел. Органы внутренних дел обязаны безотлагательно реагировать на любую информацию, содержащую данные о подготовке или со-вершении преступления. Наглядным примером существующих в этой области наруше-ний могут являться примеры с принятием сообщений о безвест-ном исчезновении граждан. Нередко при обращении родственни-ков, знакомых или других лиц с сообщением о безвестном исчез-новении граждан в органы полиции письменные заявления от них не принимаются, им предлагается выждать время либо самим ве-сти поиск.
Анализ результатов проверок (как ведомственных, так и про-веденных прокурорами) законности деятельности работников органов внутренних дел показывает, что при обращениях граж-дан в связи с безвестным исчезновением лиц часто допускаются следующие нарушения: дежурные по органу внутренних дел предлагают заявителям обратиться в другие ОВД (например, по месту последнего жи-тельства исчезнувшего); работники дежурных частей, не принимая заявлений, уведом-ляют в устной форме обратившихся граждан о том, что такие за-явления принимаются спустя трое суток после исчезновения. Это мотивируется ненужностью «лишних бумаг»;
дежурные или участковые инспекторы предлагают заявителям список телефонов, больниц, моргов и бюро несчастных случаев для самостоятельной проверки (также без оформления письмен-ного заявления);
заявление принимается, однако не регистрируется в книге ре-гистрации заявлений и сообщений о преступлениях, данные о безвестном исчезновении не включаются в суточную информа-
цию о происшествиях, на заявлении не ставятся соответствующие штампы;
заявителям предлагается переписать (а иногда и по нескольку раз) ранее принятое заявление с указанием более поздней даты обращения; не осуществляются проверки по соответствующим учетам (об ушедших при неизвестных обстоятельствах из медицинских и детских учреждений и т. д.) для выявления случаев безвестного исчезновения;
материалы о без вести пропавших списываются в дело канце-лярии без принятия соответствующих решений; не выполняется требование о незамедлительном направлении сообщений прокурору о безвестном исчезновении граждан.
К рассматриваемому виду нарушений также относятся нару-шения, связанные с ведением книги учета сообщений о преступ-лениях (КУСП) и полнотой приема сообщений о происшествиях (могут не регистрироваться сообщения, сделанные по телефону).
Кроме того, нарушения порядка учета и регистрации сообще-ний о преступлениях могут выражаться в необоснованном списа-нии материалов в специальное номенклатурное дело, без направ-ления их в орган дознания или предварительного следствия для производства доследственной проверки. 2. Нарушения, связанные с незаконностью и необоснованно-стью решений, принятых по зарегистрированным сообщениям о совершенных и готовящихся преступлениях. Данные нарушения допускаются следователями и дознавате-лями. К таким нарушениям, как правило, относятся не полное и не своевременное принятие процессуальных решений в порядке ст.ст. 145, 146 УПК РФ: о возбуждении уголовного дела, об отка-зе в возбуждении уголовного дела и о направлении материалов для рассмотрения по подследственности. При этом неполнота указанных решений может выражаться:
в непроведении всех возможных проверочных действий (осо-бенно тех, которые должны быть выполнены оперативно-следственной группой в дежурные сутки), например таких, как опрос всех возможных очевидцев и свидетелей происшествия, проведение осмотра места происшествия. Эти нарушения могут выражаться в том, что не назначаются необходимые специальные исследования (например, судебно-медицинское исследование тру-па на предмет установления причин смерти; криминалистическое исследование вещества, на предмет отнесения его к наркотическо-му средству; производство инвентаризации или ревизии на пред-мет установления недостачи материальных средств и т. п.);
в отсутствии юридической оценки всех фактов, о которых ука-зано в сообщении о преступлении, которая дается следователем или дознавателем при вынесении соответствующих постановле-ний об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела.
Причиной указанных нарушений установленного порядка раз-решения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях является неправильная организация работы по заявлениям и жалобам граждан, своевременности их учета, реги-страции и качества проведенных по ним проверок. О результатах своей деятельности на этом участке надзора прокуроры районов должны информировать прокуратуру субъек-та Российской Федерации, ежемесячно направляя копии указан-ных актов, а также сведения о количестве выявленных и допол-нительно поставленных на учет преступлений.
Проведение прокурорских проверок соблюдения установлен-ного порядка разрешения сообщений о преступлениях можно разделить на два этапа: 1) проверка полноты и своевременности регистрации сообще-ний о совершенных и готовящихся преступлениях;
2) проверка законности и обоснованности решений, принятых по зарегистрированным сообщениям о совершенных и готовя-щихся преступлениях.
При проверке полноты и своевременности регистрации сооб-щений о совершенных и готовящихся преступлениях наиболее часто выявляются такие нарушения, как: отсутствие должного учета проверочных материалов; направление дежурными частями заявителей в оперативные и иные подразделения ОВД без регистрации их заявлений в КУСП; списание сообщений о преступлениях в различные номенкла-
турные дела (наряды) без их регистрации в КУСП; передача исполнителям заявлений о преступлениях без их ре-
гистрации в дежурной части; передача сотрудникам оперативно-розыскных подразделений
и участковым уполномоченным материалов, содержащих инфор-мацию, указывающую на явные признаки преступления и доста-точную для принятия решения о возбуждении уголовного дела, когда такие материалы должны передаваться следователям и до-знавателям, уполномоченным принимать решение о возбуждении уголовного дела;
формализм в работе соответствующих комиссий ОВД при проведении ими сверок полноты регистрации сообщений о пре-ступлениях и иной информации;
отсутствие в дежурных частях и местах приема граждан стен-дов, разъясняющих порядок приема, регистрации и разрешения заявлений о преступлениях;
невручение лицам, сделавшим заявления о преступлении, соответствующего талона-уведомления о принятии такого за-явления; отсутствие такого вида работы по приему сообщений о пре-ступлениях, как «телефон доверия».
При проверке законности и обоснованности решений, приня-тых по зарегистрированным сообщениям о совершенных и гото-вящихся преступлениях, наиболее часто выявляются нарушения:
фальсификация материалов доследственной проверки путем внесения в них ложных сведений, например об отсутствии имевших место преступных действиях либо об отсутствии или незначительности материального вреда, причиненного потер-певшему, и т. п.;
нарушение порядка проведения осмотра места происшествия и правил составления соответствующего протокола (фактическое отсутствие понятых, неверное указание времени осмотра, нару-шение правил изъятия вещественных доказательств и т. п.) и иных следственных действий, проведение которых в соответ-ствии с УПК РФ допускается до возбуждения уголовного дела;
отсутствие регистрационного штампа КУСП на сообщении о преступлении;
отсутствие резолюции начальника ОВД, посредством которой проведение доследственной проверки сообщения о преступлении
и принятие по ней решения в соответствии со ст.ст. 144, 145 УПК РФ поручается уполномоченному на то конкретному долж-ностному лицу органов предварительного следствия или дозна-ния. Отсутствие резолюции приводит к тому, что решение по ре-зультатам доследственной проверки будет считаться принятым не уполномоченным на то лицом;
нарушение правил подследственности, предусмотренной ст. 151 УПК РФ, при принятии решения по результатам дослед-ственной проверки либо при принятии решения о передаче сооб-щения по подследственности;
нарушение сроков принятия решения, предусмотренных в по-рядке ст. 144 УПК РФ;
принятие по результатам доследственной проверки решения, не основанного на установленных фактических данных либо без принятия их во внимание, а также с нарушением формальных требований, предъявляемых к такого рода решениям УПК РФ;
ненаправление либо несвоевременное направление копий по-становлений: о возбуждении уголовного дела прокурору, в соот-ветствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ, либо об отказе в возбуждении уголовного дела прокурору и заявителю, в соответствии с ч. 4 ст. 148 УПК РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|