Методика и тактика прокурорской проверки исполнения законов о приеме, регистрации
И РАЗРЕШЕНИИ СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В соответствии с Конституцией Российской Федерации борьба с преступностью является обязанностью государства. Правитель-ство Российской Федерации должно осуществлять меры по обес-печению законности, прав и свобод граждан, охране собственно-сти и общественного порядка, борьбе с преступностью. При этом права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52, п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции России). Указанные поло-жения Конституции Российской Федерации нашли свое развитие в федеральном законодательстве.
Очевидно, что эффективная борьба с преступностью невоз-можна без строгого учета и регистрации всех преступлений, а также сообщений о них.
Согласно закону правоохранительные органы должны свое-временно выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать пре-ступления, выявлять и устанавливать причастных к ним лиц. При этом отсутствие должной реакции правоохранительных органов на поступившую информацию о признаках подготовки и совер-шения преступления является нарушением прав как потерпевше-го, так и общества в целом на их защиту со стороны государства и требует незамедлительного прокурорского реагирования.
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и сво-бод человека и гражданина имеет характер преступления, проку-рор обязан принимать меры к тому, чтобы лица, его совершив-шие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответ-ствии с законом (ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
В силу изложенных обстоятельств большое значение имеет надлежащее проведение прокурорских проверок исполнения законов при приеме, регистрации, рассмотрении и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся пре-ступлениях.
Поводами и основаниями для проведения таких проверок могут служить прежде всего заявления и сообщения граждан о фактах отказа в приеме и регистрации заявлений или сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, о нарушениях, допущенных при рассмотрении и разрешении принятых заявле-ний и сообщений. Определенная информация аналогичного со-
держания может быть получена прокурором из публикаций или сообщений средств массовой информации. Проверки могут про-водиться по заданию вышестоящего прокурора или в соответ-ствии с планом работы прокуратуры на соответствующий период.
При подготовке к проведению проверки следует иметь в виду, что соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях в соот-ветствии со ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Россий-ской Федерации» является предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. При определении целей и задач проверки следует исходить из того, как определяется предмет надзора в данном направлении прокурорской деятельности.
В число объектов прокурорской проверки соблюдения уста-новленного порядка разрешения заявлений и сообщений о со-вершенных и готовящихся преступлениях входят:
1. Органы, уполномоченные на прием и рассмотрение сооб-щений о преступлениях. В соответствии со ст.ст. 40, 144, 145, 151 УПК РФ к таким органам относятся: СК России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России, МЧС России, а также органы военной полиции, команди-ры воинских частей, соединений, начальники военных учрежде-ний и гарнизонов. При этом органы ФСО и СВР, несмотря на их отнесение ст. 40 УПК РФ к органам дознания, не уполномочены осуществлять проверки и принимать решение о возбуждении уголовного дела по сообщениям о преступлении, поскольку ли-шены подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 40 УПК РФ возбуждение уголов-ного дела в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ, и выполне-ние неотложных следственных действий возлагаются также:
на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных по-левых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ настоящей статьи, — по уголов-ным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
глав дипломатических представительств и консульских учре-ждений Российской Федерации — по уголовным делам о пре-
ступлениях, совершенных в пределах территорий данных пред-ставительств и учреждений.
2. Иные организации, в чью обязанность входит информиро-вание правоохранительных органов о происшествиях, содержа-щих признаки преступления. Например, различные медицинские учреждения, бюро регистрации несчастных случаев, контрольно-ревизионные органы и др. При наличии множества объектов прокурорского надзора рас-сматриваемого направления возникает проблема надлежащего взаимодействия между:
органами, осуществляющими прием, регистрацию и разреше-ние сообщений о преступлениях;
органами, осуществляющими ведомственный контроль за за-конностью процессуальных действий и принимаемых решений при разрешении сообщений о преступлениях;
иными организациями, обязанными информировать право-охранительные органы о происшествиях, содержащих признаки преступления;
органами прокуратуры. При этом органы прокуратуры, осуществляя функцию коор-динации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, несут ответственность за обеспечение надлежа-щего уровня такого взаимодействия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|