Особенности проведения проверки
Проверку рекомендуется начинать с обхода камерных поме-щений. В первую очередь проверяется карцер, затем проводится сплошной или выборочный обход камер. Для оперативного выяс-нения появляющихся вопросов к обходу лучше привлечь началь-ника учреждения или его заместителя, других представителей администрации. В ходе обхода подозреваемым и обвиняемым задается вопрос о наличии у них предложений, заявлений и жа-лоб, связанных с содержанием под стражей. В ходе проверки в обязательном порядке необходимо организовывать проведение личного прием подозреваемых, обвиняемых.
В целях проверки наличия правовых и фактических оснований для содержания заключенных под стражей и соблюдения процес-суальных сроков прокурор изучает следующие документы:
протокол задержания подозреваемого;
судебное решение (приговор, определение, постановление) об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ, либо надлежаще оформленную выписку из него;
постановление прокурора о заключении лица под стражу, вы-несенное в порядке исполнения ч. 2 ст. 466 УПК РФ на основа-
нии прилагаемого решения судебного органа иностранного госу-дарства о заключении данного лица под стражу.
Прокурор должен удостовериться в соответствии данных до-кументов положениям закона, регламентирующим основания и порядок применения задержания и избрания меры пресечения. Необходимо проверить, не истекли ли предусмотренные законом сроки задержания или ареста.
Особое внимание следует уделять случаям задержания и за-ключения под стражу лиц в целях выдачи в соответствии с поло-жениями международных договоров Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и лиц, разыскиваемых компетентными органами иностранных госу-дарств или международным судом. В соответствии с ч. 2 ст. 466 УПК РФ если к запросу о выдаче лица прилагается решение су-дебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то прокурор вправе подвергнуть это лицо домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указан-ного решения судом Российской Федерации.
Надлежит также учитывать, что максимальный срок задержа-ния составляет 48 часов (если суд не продлил срок задержания в порядке, установленном ст. 108 УПК РФ), а максимальный срок содержания под стражей на стадии досудебного производства в соответствии с требованиями ст. 109 УПК РФ не может превы-шать 18 месяцев.
Кроме того, прокурор должен проверить и соблюдение уста-новленного УПК РФ порядка продления этих сроков. В соответ-ствии со ст. 49 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» исте-чение установленного законом срока содержания под стражей является основаниям для вынесения начальником места содержа-ния под стражей или прокурором постановления об освобожде-нии подозреваемого или обвиняемого из под стражи.
Важным направлением является надзор за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых. Основные права и обязанности за-держанных, заключенных под стражу, установлены ст.ст. 6, 17 и 36 Федерального закона «О содержании под стражей подозрева-емых и обвиняемых в совершении преступлений».
Права лиц, содержащихся в изоляторах временного содержа-ния ОВД, порядок их реализации детально регламентированы нормами Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950, права лиц в следственных изоляторах ФСИН России ре-
гламентированы Правилами внутреннего распорядка следствен-ных изоляторов уголовно -исполнительной системы, утвержден-ными Приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. № 189, а права лиц в изоляторах временного содержания пограничных ор-ганов ФСБ России регламентированы Правилами внутреннего распорядка в изоляторах временного содержания подозреваемых
и обвиняемых пограничных органов, утвержденными Приказом ФСБ России от 24 марта 2010 г. № 140. Прокурорам необходимо обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняе-мым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечаю-щих российскому законодательству и международным стандар-там, включая их личную безопасность.
Также приказом Генерального прокурора Российской Феде-рации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)» от 8 августа 2011 г. № 237 на прокуроров возложена обязанность не менее одного раза в полугодие осуществлять проверки помещений для подсудимых
и конвоя совместно с представителями территориальных орга-нов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. При проведении данных проверок прокурор не вмешивается в деятельность органов судебной власти и органов Судебного департамента. Прокурорский надзор в данном случае направлен исключительно на обеспечение соблюдения закреп-ленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами прав человека и гражданина. Основными нарушения-ми, выявляемыми при таких проверках, являются: отсутствие в судах камер для временного содержания подсудимых и поме-щений для конвоя, несоблюдение требований санитарных норм
и правил, правил пожарной безопасности.
По результатам проведенной проверки прокурором составля-ется соответствующая справка (докладная записка), в которой указываются выявленные нарушения закона, принятые в соот-ветствии с законом и иными нормативными правовыми актами меры, а также предложения по устранению этих нарушений, причин и условий им способствующих. Материалы ранее прове-денных проверок можно использовать в качестве ориентирующей информации при планировании и осуществлении текущей прове-рочной работы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|