Подготовка к проведению проверки
В целях обеспечения слаженности работы всех заинтересован-ных ведомств в рассматриваемой сфере правоохранительной дея-тельности Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также МВД России, ФСБ России, СК России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, МО России, ФССП России, МЧС России издан совместный приказ «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных дей-ствий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголов-ного дела при разрешении сообщений о преступлениях» от 26 марта 2014 г. № 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154.
Данный Приказ направлен на обеспечение неукоснительного исполнения уголовно-процессуального законодательства Рос-сийской Федерации, межведомственных и ведомственных нор-мативных актов, регламентирующих организацию приема, реги-страции и разрешения сообщений о преступлениях путем при-нятия неотложных мер к повышению персональной ответствен-
ности руководителей соответствующих органов предваритель-ного расследования.
Наряду с требованиями, предъявляемыми к начальникам орга-нов дознания и руководителям следственных органов, организо-вать систематический упреждающий процессуальный контроль в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности проверок сообщений о преступлениях и своевременного приня-тия соответствующих закону решений, Приказ содержит органи-зационно-методические указания соответствующим должност-ным лицам органов прокуратуры по указанному направлению деятельности:
организовать регистрацию и постоянно проводить единый учет поступивших в органы прокуратуры копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и материалов проверок сообщений о преступлениях отдельно по органу предварительно-го расследования согласно порядковому номеру, присвоенному каждому зарегистрированному сообщению о преступлении;
во исполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации в соответствующих книгах учета раздель-но по ведомствам отражать решения, принятые в ходе реализации надзорных полномочий;
обеспечить всестороннюю, полную и объективную проверку законности и обоснованности всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее пяти суток с момента поступления материалов проверок сообщений о пре-ступлениях;
в этих целях незамедлительно направлять (при необходимо-сти с помощью факсимильной или иных видов связи) начальни-кам органов дознания и руководителям следственных органов мотивированные письменные запросы о представлении прове-рочных материалов для изучения в связи с поступлением соот-ветствующих копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела;
руководствоваться уголовно-процессуальным законодатель-ством Российской Федерации, Федеральным законом «О проку-
ратуре Российской Федерации» и организационно-распорядитель-ными документами Генерального прокурора Рос-сийской Федерации об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, реализуя в полном объеме все предоставленные полномочия;
при возникновении сомнений в объективности обстоятельств, изложенных в материалах проверки, принимать необходимые
меры к устранению имеющихся существенных противоречий, препятствующих вынесению законного, обоснованного и моти-вированного постановления;
признав решение об отказе в возбуждении уголовного дела не-законным или необоснованным, не позднее пяти суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постанов-ление о его отмене, в котором указывать конкретные обстоятель-ства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения законо-дательства об уголовном судопроизводстве;
материалы проверки сообщения о преступлении, по которым постановление об отказе в возбуждении уголовного дела призна-но законным и обоснованным, возвращать по принадлежности в срок до пяти суток с момента принятия этого решения с сопрово-дительным письмом, содержащим информацию о согласии с вы-водами об отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
Наибольшее количество заявлений и сообщений о совершен-ных и готовящихся преступлениях поступает в органы внутрен-них дел, в связи с чем основные положения методики и тактики прокурорского надзора за соблюдением установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящих-ся преступлениях будут рассмотрены на примере надзора за ис-полнением законов органами внутренних дел.
Общественная опасность нарушений учетно-регистрацион-ной дисциплины и сокрытия преступлений от учета состоит в том, что нарушаются конституционные права граждан на госу-дарственную защиту от преступных посягательств, преступники освобождаются от ответственности, дискредитируются право-охранительные органы. Поэтому надзор за регистрацией и раз-решением заявлений и сообщений о преступлениях продолжает оставаться одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурор проверяет исполнение требований федерального закона при приеме, реги-страции и разрешении сообщений о преступлениях. Порядок приема, регистрации и разрешения сообщения о преступлениях регламентирован УПК РФ, совместным приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» (далее — Приказ о едином учете преступлений), а также ведомственными
нормативными актами органов дознания (например, Инструкцией о прядке приема, регистрации и разрешения в органах внутрен-них дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях, утвержденной Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 333).
Указанным Приказом о едином учете преступлений в целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах гос-ударственного статистического наблюдения сведений о состоя-нии преступности, а также реализации единых принципов госу-дарственной регистрации и учета преступлений утверждены и введены в действие: Типовое положение о едином порядке орга-низации приема, регистрации и проверки сообщений о преступ-лениях (приложение № 1); Положение о едином порядке реги-страции уголовных дел и учета преступлений (приложение № 2); Инструкция о порядке заполнения и представления учетных до-кументов (приложение № 3); а также различные формы соответ-ствующих карточек по статистическому учету.
Перечисленные нормативно-правовые акты должны быть изу-чены прокурорами при подготовке к проверке и использоваться при проведении проверок. Уголовно-процессуальное законодательство, наделив про-курора полномочиями по осуществлению надзора за соблюде-нием установленного порядка разрешения заявлений и сооб-щений о совершенных и готовящихся преступлениях, не предусмотрело совершенного правового механизма реализации этих полномочий. В связи с этим важная роль в правовом регу-лировании прокурорского надзора в указанной сфере отведена подзаконным актам. Основным руководящим правовым актом для прокуроров в рассматриваемой сфере деятельности является приказ Генераль-ного прокурора Российской Федерации «Об организации проку-рорского надзора за исполнением законов при приеме, регистра-ции и разрешении сообщений о преступлениях в органах дозна-ния и предварительного следствия» от 5 сентября 2011 г. № 277, в соответствии с которым руководители органов прокуратуры всех уровней, исходя из своей компетенции, обязаны организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предва-рительного следствия требований Уголовно-процессуального ко-декса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. При этом необходимо, применяя меры прокурорского надзора,
осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания
и предварительного следствия, защиту прав и законных интере-сов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступле-ний к уголовному судопроизводству.
Согласно п. 1.1 Приказа от 5 сентября 2011 г. № 277 проверки исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Рос-сийской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обяза-тельным документальным оформлением результатов каждой про-верки) необходимо проводить:
в органах внутренних дел, следственных органах Следствен-ного комитета Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-испол-нительной системы, органах Федеральной службы судебных при-ставов, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах госу-дарственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — систематически, не реже одного раза в месяц;
в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах — в порядке, определяемом замести-телем Генерального прокурора Российской Федерации — Глав-ным военным прокурором;
при наличии сведений о нарушениях законов — безотлага-тельно.
Кроме того, при организации и проведении прокурорских проверок исполнения законов при приеме, регистрации и разре-шении сообщений о преступлениях необходимо руководство-ваться следующими приказами Генерального прокурора Россий-ской Федерации:
«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» от 6 сентября 2007 г. № 137;
«Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» от 2 июня 2011 г. № 162;
а также совместным приказом Генерального прокурора Россий-ской Федерации № 80 и Министра внутренних дел Российской Федерации № 725 «Об усилении прокурорского надзора и ведом-ственного контроля за процессуальными решениями при рассмот-рении сообщений о преступлениях» от 12 сентября 2006 г.
На местах, в развитие Приказа Генерального прокурора Рос-сийской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 277, как правило, из-даются соответствующие приказы и распоряжения прокуроров субъектов Российской Федерации, содержащие методические указании по организации и осуществлению данного вида проку-рорского надзора.
Поскольку осуществление надзора за исполнением закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях должно быть возложено на заместителя или помощника прокуро-ра, осуществляющего надзор за соответствующим правоохрани-тельным органом в целом (например, за ОВД), то и проверки планируются и проводятся именно указанными сотрудниками. В крупных прокуратурах, где территориальный орган внутренних дел имеет статус управления, с большим количеством отделений целесообразно также возложить осуществление рассматриваемо-го надзора на нескольких работников. При этом разделение участков надзора может быть как территориальным, так и отрас-левым. В таком случае проведение проверок планируется и осу-ществляется в соответствии с распределением участков надзора.
Для обеспечения возможности сопоставления данных, посту-пивших в орган внутренних дел, с сообщениями СМИ, жалобами граждан, сведениями страховых компаний, медицинских учре-ждений и иных источников, целесообразно вести список пред-приятий, организаций и учреждений, находящихся на подведом-ственной территории. Данные списка должны быть использованы при проведении ежемесячных сверок.
Сложилась практика, в соответствии с которой прокурорами проверяется каждый отказной материал ОВД сразу же после вы-несения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
В день вынесения постановления должностное лицо обязано по-лучить соответствующий номер данного материала в учетной группе штаба ОВД, после чего материал должен быть представ-лен в прокуратуру района для проверки законности и обоснован-ности решения об отказе в возбуждении уголовного дела.
Для учета материалов доследственной проверки в прокуратуре района должен вестись соответствующий журнал. Кроме того, должно быть заведено отдельное номенклатурное дело (наряд), содержащее сведения по осуществлению надзора за состоянием законности при регистрации, учете, разрешении сообщений о преступлениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|