Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировая практика и модели финансирования СКС.




Выделяют три основные модели финансирования сферы культуры и искусства в индустриально развитых государствах:

1. Государство – вдохновитель оказывает косвенное влияние на культуру посредством стимулирования спонсорства и меценатства, а также за счет налоговых льгот. К государствам такого рода можно отнести США и Швейцарию.

2. Государство – патрон. Стремление изолировать сферу духовного творчества от прямого влияния политики. Создаются независимые посреднические структуры для финансирования сферы культуры (Великобритания и Ирландия).

3. Государство – архитектор. Активное влияние через государственный аппарат на культурную политику. К этой группе государств можно отнести страны континентальной Европы (кроме ФРГ) и особенно Северной Европы (кроме Норвегии).

Романская модель финансирования. Характерен для Франции, Испании и Италии. Основную часть финансирования культурной сферы берет на себя государство, вследствие чего оно осуществляется достаточно централизованно. Более того, культурные мероприятия разрешено организовывать только правительственным организациям и в некоторых случаях частным лицам, имеющим специальное разрешение. Столь высокий уровень финансирования государством сферы культуры вызван трепетным отношениям к своему культурному наследию и поддерживает национальную культуру за счет туризма.

Германская модель финансирования. Характерен для Германии и Скандинавских стран: Швеции, Финляндии, Норвегии и Дании. В этом случае со стороны центральной власти наблюдается административная поддержка, но основная часть финансирования осуществляется за счет местных бюджетов (субъектов Федерации), а также при помощи различных независимых фондов. Такой тип поддержки культурной сферы предполагает грантовую поддержку. Гранты могут выделяться, как организациями, имеющими право осуществления такого рода деятельности, так и отдельным лицам. Формы грантовой поддержки в странах с Германским типом финансирования могут быть крайне разнообразными. Одни выделяются на осуществление концертной деятельности, другие – на организацию художественных выставок. В некоторых случаях с целью выполнения конкретного задания в сфере культуры/искусства (постановка спектаклей, съемка кинофильмов и т.д.) может создаваться так называемый «временный творческий коллектив», итоги деятельности которого могут быть представлены на различных конкурсах или фестивалях.

Британская модель финансирования. Модель, принятая в Великобритании, скандинавских странах, Канаде, опирается на принцип «вытянутой руки», согласно которому правительство, определяя общую сумму дотаций на культуру, не участвует в их распределении. Эту функцию осуществляют независимые административные органы, которые, в свою очередь, право распределения финансовых средств передают специальным комитетам и группам экспертов. Подобная практика призвана «держать политиков и бюрократов на расстоянии «длины руки» от работы по распределению финансовых средств, а также ограждать деятелей искусства и учреждения от прямого политического давления или незаконной цензуры. Важным моментом при этом является полная независимость таких экспертов от государственных структур; они не получают за свою работу никакого вознаграждения, для них это – почетная миссия. Бизнес и государство совместно финансируют учреждения культуры. В Великобритании крайне распространено спонсорство культуры со стороны корпораций, которые объединяют свои усилия с государством.

Американская модель финансирования. Несмотря на то, что фандрайзинг, как самостоятельная дисциплина, зародился именно в США, это не означает полного самоустранения государства от финансирования культуры. Основная часть американских учреждений культуры является частной, а не государственной. Дело все в том, что отсутствуют прямые субсидии в культурную сферу. Однако государственная власть постоянно подчеркивает важность культуры в жизни общества. Отсутствие же прямого финансирования с избытком компенсируется поддержкой в виде щедро выделяемых грантов. В основе американской системы – сокращение налогов, взимаемых с тех, кто выступает благотворителем. В условиях льготного налогообложения фирмы теряют меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивной системой налогообложения именно крупным фирмам выгодна благотворительность. Выигрывает, в конечном счете, не только фирма, но и государство в целом.

 

 

42. Формы и виды финансирования организаций СКС.

Источники финансирования: · Привлеченные: – благотворительные средства; - спонсорские средства; - гранты; - членские взносы; - заемные средства; - резервные взносы; - кредиты.

· Государственные: – прямое финансирование; - содержание гос.сети учреждений; - программы; - региональные, отраслевые, межотраслевые; - финансирование потребителя; - косвенное финансирование (льготы). · Собственные: – доходы от основной деятельности; - доходы от предпринимательской деятельности. Фандрайзинг. В широком смысле к фандрайзингу относится деятельность по поиску финансовых средств, человеческих ресурсов (времени, всевозможных услуг, оборудования) и т.д., требуемых для обеспечения какой-либо деятельности. В узком смысле под фандрайзингом понимается поиск средств из альтернативных источников для формирования денежных фондов, который еще уже сводится к поиску инвесторов. В крупных государственных учреждениях культуры России налажена профессиональная фандрайзинговая деятельность. В Большом театре, Мариинке, Эрмитаже, Третьяковской галерее и др.

Подавляющее большинство учреждений культуры не имеют своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, субъекта Федерации или местного), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат.

До 1989 г. речь шла о простой раздаче денег по подведомственным учреждениям культуры по нормативам в зависимости от их категории и типа. С 1989 г. ситуация несколько изменилась в связи с введением программного принципа финансирования.

С 1989 г. на всех уровнях бюджетообразования из средств бюджета образуются Фонды развития культуры и искусства, целью которых является финансирование не сложившейся сети учреждений культуры, а осуществления конкретной деятельности (социальный закон). Речь идет о федеральных, региональных и местных культурных программах, финансируемых из соответствующих фондов развития культур и искусства. Программное финансирование фактически является распространением на бюджетные средства механизма договорных отношений. Деятельность учреждений культуры может финансироваться не только из бюджетных средств на сферу культуры (бюджеты текущего содержания и фонды развития культуры и искусства), но из межотраслевых и межрегиональных программ.

Следует подчеркнуть, однако, что все эти бюджетные средства используются для финансирования производителя услуг в сфере культуры. Поэтому вполне обоснованной и не лишенной здравого смысла является практика ряда стран, где часть бюджетных средств идет на «непосредственное финансирование потребителя» в социально-культурной сфере. Речь идет не о потребителе вообще, а о тех его группах и категориях, которые нуждаются в некоторых гарантиях бюджетными средствами (малоимущие, дети, этнические меньшинства и т.п.). Представителям таких категорий могут быть выданы чеки (ваучеры, талоны, карточки) на определенный минимум услуг в сфере культуры (библиотечных услуг, музейных и т.п.).

Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств (субсидировании), оплате счетов, гонораров, призов и т.д.

Патронаж – покровительство, не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе. В современной России распространена форма патронажа – создание фондов поддержки и развития соответствующих учреждений культуры. Например, фонд при Большом академическом драматическом театре им. Г. Товстоногова, Санкт-Петербургской театральной академии. В правление таких фондов входят видные представители крупных коммерческих организаций, банков, торговых фирм.

Благотворительность же является проявлением филантропии, не предполагая каких-то финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения.

М еждународные проекты и программы. В России в настоящее время довольно активны такие международные организации, как ЮНЕСКО, ИКОМОС, Международный научный фонд.

Традиционным внебюджетным источником финансирования в сфере культуры является собственная коммерческая деятельность учреждения культуры. Помимо традиционных платных культурных услуг, это могут быть и банковский депозит, и сдача помещений в аренду и пр.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...