Типы стилевых общностей в литературе и искусстве
Стр 1 из 8Следующая ⇒ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА: ОСОБЕННОСТИ СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОВЛИЯНИЯ Введение С древних времен человек искал прекрасное в окружающем его мире, ощущал необходимость запечатлеть то, что он увидел в природе и самому создавать произведения искусства, получать признание у окружающих и доставлять им эстетическое наслаждение. На протяжении всей истории человечества потребность в искусстве являлась неотъемлемой составляющей духовно-эстетического развития гармоничной личности. Изобразительному искусству и литературе всегда уделялось большое внимание при воспитании подрастающего поколения, поскольку именно через книги, картины, музыку, кинофильмы, танец происходит восприятие прекрасного в окружающем нас мире, развивается, совершенствуется и укрепляется духовная составляющая человека. В современном российском обществе духовно-эстетическое воспитание подрастающего поколения приобретает огромное значение, особенно на фоне определенного упадка моральных ценностей, практически полностью вытесненных ценностями материального характера. Определенным откликом на ситуацию послужило внесение учебного предмета «Мировая художественная культура» в список базовых общеобразовательных предметов. В последнее время МХК в школе часто интегрируют с уроками литературы, что свидетельствует о взаимосвязи этих видов искусства, их высокой интегрированности, о возможности и необходимости рассматривать в процессе формирования личности художественную литературу и искусство как нечто целое. Все сказанное свидетельствует об актуальности нашего исследования.
Объектом исследования послужил процесс функционирования художественной литературы и искусства в едином культорологическом пространстве. Предмет исследования - эстетические, стилевые и композиционные общности художественных текстов и произведений искусства. Цель нашего исследования состоит в выявлении особенностей соотношения и взаимовлияния искусства и художественной литературы. Достижение указанной цели предполагает решение следующих промежуточных задач: 1) изучить научную и публицистическую литературу по исследуемой проблеме; 2) установить типы стилевых общностей в художественной литературе и в искусстве; ) определить роль эстетического знака, символа, аллегории в художественном тексте и в произведениях искусства ) установить соотношение сюжетной и композиционной организаций произведений искусства и литературы в эпоху Средневековья, классицизма, романтизма, реализма и символизма ) выявить характерные основы эстетики художественного текста и произведений изобразительного искусства на примере импрессионизма; ) проанализировать литературные произведения А Моруа с точки зрения наличия в них художественных принципов импрессионизма . обобщить результаты исследования В процессе работы над реализацией поставленных цели и задач нами были использованы следующие научные методы: аналитический, компаративный, метод выборки, метод аналогии, метод обобщения, описательный метод и некоторые другие. Базой исследования послужили труды Л.М. Андреева, В.В. Виноградова, Ю.М. Лотмана, В.А. Пронина, М. Эйхенгольца, рассматривавших искусство и литературу как две части одного явления, подверженные взаимовлиянию и взаимопроникновению. Теоретическая и практическая значимость работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Общие эстетические категории литературы и искусства как объектов культурологии
Типы стилевых общностей в литературе и искусстве
Общеизвестно, что литература и искусство являются составляющими одного большого явления - культуры. Существуя в одном эстетическом пространстве в течение очень долгого времени, они не могли не подвергнуться взаимовлиянию и приобрести множество стилевых общностей. При изучении литературы зачастую становится неизбежным изучение тех исторических предпосылок, которые привели к формированию того или иного направления в искусстве, а, следовательно, оказали значительное влияние на стиль, характер и содержание литературных произведений. Согласно Ю.М. Лотману, при анализе литературных произведений в их хронологическом контексте сложно «провести черту, обозначающую рубеж юрисдикции литературоведа и начало полномочий историка, культуролога, юриста и т.п.» [19; 193]. Прежде чем говорить о степени взаимовлияния и взаимопроникновении искусства и литературы, и выделить их общие черты, необходимо дать определения основным понятиям. Согласно Большому энциклопедическому словарю «искусство - это художественное творчество в целом - литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира» [5; 432]. Здесь же находим определение литературы. «Литература (от лат. lit(t) eratura, букв. - написанное) - произведения письменности, имеющие общественное значение». Также указывается, что «литература - явление искусства, эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его» [5; 541]. Направление в искусстве - «категория, охватывающая единство мировосприятия, эстетических взглядов, путей отображения жизни и связанная со своеобразным художественным стилем» [7; 45]. Во многих современных справочниках и энциклопедиях по искусству и литературе направление в искусстве рассматривается одновременно и как направление в литературе, что говорит о многих схожих чертах и высокой степени интегрированности двух явлений. Затрагивая вопрос о схожести двух понятий, степени их взаимовлияния и взаимопроникновения, нужно помнить о том, что нет ничего такого в языке и культуре, чего не было бы в обществе, и точно так же нет ничего такого в обществе, чего не было бы в языке и искусстве.
Как материи тонкие и легко изменяющиеся, язык и культура чутко реагируют на все происходящее, как с отдельным индивидуумом, так и с обществом в целом. Рассматривая общие черты художественных направлений, присущие и литературе и искусству, необходимо ссылаться на историю человечества, господствующий государственный строй, различные потрясения и многие другие факторы существования человека. Существуя в рамках одного направления, литература и искусство приобрели некоторые общие стилевые черты, приобретая схожесть, а порой, и полную идентичность в: композиции целого произведения; образности всего произведения; выборе сюжета произведения, основных событий, главного героя; характере изображения персонажей; способах и методах реализации авторского замысла; выборе автором изобразительных средств, необходимых для более полного и ясного выражения идеи произведения. Данная закономерность прослеживается в каждом художественном направлении и свойственна каждой книге, картине и скульптуре, созданной в определенных временных рамках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|