Организация игры. Роль и место преподавателя в дидактических играх
Успешность проведения игры на занятии целиком зависит от преподавателя. Педагог должен организовать творческую игру учащихся, умело ввести их в нее, заинтересовать. Что для этого необходимо и как это сделать? . При игре недопустимы отношения, которые существуют в условиях репродуктивного обучения (имитация, подражание моделям) и строятся на взаимоотношениях "учитель - ученик", чаще всего основанных на авторитарности учителя. Во время игры преподаватель должен создать в группе атмосферу доверия, уверенности учащихся в собственных силах и достижимости поставленных целей. Залогом этого является доброжелательность, тактичность преподавателя, поощрение, одобрение действий учащихся. Учитель не должен прерывать речь учащихся замечаниями типа "Исправь ошибку", "Одну минутку, вы неправильно сказали". Такие замечания расхолаживают учащихся, сбивают темп игры, переводят игру в ранг обычного занятия и лишают учащихся интереса к ней. В большинстве игр победитель определяется по количеству очков, полученных за быстроту выполнения задания и за правильность речи. Контроль за правильностью речи осуществляет во время игры в первую очередь преподаватель, кроме него могут быть выбраны арбитры из числа учащихся, обычно самые подготовленные. Их задача - деликатно останавливать ошибившегося и поправлять. За ошибку с участника игры или с команды снимается очко. В тех случаях, когда исход игры не зависит от количества ошибок в речи учащихся, контроль преподавателя осуществляется, во-первых, путем предложения эталона вместо неверной фразы. Например: Ученик. Я дал ему книгу, а он не дал обратно. Учитель ( разыгрывая изумление, подыгрывая). Как? Значит, вы дали ему книгу, а он не отдал, не вернул ее. Да?
Ученик ( он увлечен игрой и может не заметить исправления). Да, не дал обратно. Учитель ( обращаясь к группе; его задача обратить внимание всех на правильную форму). Давайте удивимся. Как? Он не отдал тебе книгу? Он не вернул ее тебе? (Обращается к ученику.) А вы пожалуйтесь: "Да, он мне не вернул, не отдал мне книгу". (Обращаясь к группе.) Посоветуйте, что делать: "Надо ему напомнить, сказать, чтобы он вернул тебе книгу". Во-вторых, контроль преподавателя за правильностью речи учащихся заключается в том, чтобы фиксировать для себя типичные ошибки, возникающие в спонтанной речи учащихся, а затем после игры в упражнениях отработать нужные формы. При этом нельзя напоминать учащимся о том, что они делали ошибки во время игры. Доверительность и доброжелательность поддерживаются тем, что преподаватель тоже как бы участвует в игре, а не является сторонним наблюдателем. Когда учащиеся готовятся, он подходит к ним, подсказывает нужные выражения, во время игры он эмоционально реагирует на происходящее и т.д. Он должен избегать менторского тона, снисходительности. Но и другая крайность - полная включенность в игру, когда преподаватель в азарте забывает, зачем эта игра проводится, - недопустима. Подчеркиваем: преподаватель как бы играет, стимулируя деятельность учащихся, но сам остается "за занавесом" - он режиссер, учащиеся - актеры. . Особенностью игры, как отмечалось, является ее коллективный характер. Начинается совместная деятельность в рамках "ученик - ученик", "ученик - ученики". Причем отношения строятся на основе сотрудничества: учащиеся общаются, обмениваются знаниями, идеями, сюжетами, фактами и т.д. Задача педагога - культивировать сотрудническое начало у учащихся. Он должен быть внимательным, уметь наблюдать и видеть каждого учащегося, не допуская конфликтных ситуаций.
Следует обратить внимание на состав команд для игры. Они подбираются так, чтобы в каждой были участники разного уровня владения русским языком. При этом обязательно в каждой команде должен быть лидер. Вначале преподаватель учитывает личные симпатии и привязанности учащихся друг к другу, включая их в одну команду, а затем ненавязчиво начинает переводить учащихся из одной команды в другую, вырабатывая психологическую совместимость учащихся. Кто должен быть ведущим в игре? Преподаватель или учащийся? Вначале, пока учащиеся привыкают к игре, преподаватель - и ведущий, и судья, и участник игры, но постепенно он должен отходить на задний план, предоставляя как можно больше инициативы учащимся, но всегда оставаясь участником игры (как бы участником игры!). В процессе игр преподаватель должен постепенно воспитывать ведущих из числа лидеров, а в простых играх предлагать роль ведущего поочередно разным учащимся. Есть игры, где ведущим может быть только преподаватель. Это такие игры, где необходимы творческие решения: уточняющие вопросы, вовремя поданная реплика, напоминание известного - все это способствует поддержанию интереса к игре и дальнейшему упрочению авторитета самого учителя. . Любая игра, предлагаемая преподавателем, должна быть им глубоко продумана и хорошо подготовлена. Нельзя для упрощения игры отказываться от наглядности, если она предлагается, небрежно делать реквизит и т.п. (к подготовке реквизита преподаватель может привлекать учащихся). Хорошо, если преподаватель может советоваться с учениками, какой тип игры им больше нравится, и придумывать вместе с ними новые игры. Что касается кружковой работы, то "изобретение" новых игр - это полезная творческая деятельность кружковцев, которая должна всемерно поощряться преподавателем. . Преподаватель должен быть очень внимателен к тому, насколько его учащиеся подготовлены в языковом плане к игре, особенно к творческим играм, где учащимся предоставляется большая самостоятельность. Примеры, приводимые нами в описаниях игр, представляют собой лишь один из множества вариантов наполнения игр языковым материалом. Преподаватель может каждую игру использовать в процессе изучения многих грамматических и лексических тем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|