Требования к отбору дидактических игр
К отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках, предъявляется ряд требований: целенаправленность применения; непродолжительность проведения (5-7 мин); эмоциональность; близость по тематике детскому кругозору; разнообразие по формам организации учащихся (индивидуальные, групповые, коллективные); подчинённость учебно-воспитательной работе урока; неразрывная связь игры с другими методами обучения. Необходимость в игре при организации учебной работы с детьми объясняется их возрастными особенностями, низким уровнем волей регуляции восприятия, памяти, внимания, несформированностью учебной деятельности. На уроке дидактическая игра применяется при изучении нового материала; для активизации усвоения материала; для выработки умений и навыков, формирования автоматизма в применении правил; для активизации внимания в процессе урока; для снятия интеллектуального напряжения, утомления, вызванного трудной для учеников умственной работой; для диагностики результативности обучения, усвоения программных знаний; для развития познавательной активности, поддержания интереса к процессу овладения знаниями; для формирования психических качеств (внимания, наблюдательности, сообразительности, памяти, быстроты реакций, активности и подвижности мыслительных процессов и др.), обеспечивающих успешность в овладении знаниями; для внесения разнообразия в учебную работу; для решения определённых задач воспитательной работы, проводимой в процессе обучения на уроках. Примером игры, которая может использоваться практически во всех указанных аспектах (за исключением последнего), является игра "Светофорчик".
При многих положительных качествах игра в обучении детей не может полностью вытеснить строго регламентируемую учебную деятельность, так как обучение в дидактической игре специфично: игра менее универсальна, чем учебное занятие; она имеет меньше возможностей для усвоения новых знаний; не все программные знания могут усваиваться через игру; облегчая процесс учения, игра не дает возможности упражнять школьников в тех психических и физических усилиях, которые необходимы для учебного труда. Так же, как и другие методы обучения, игра применяется тогда, когда именно она может дать наилучшие результаты в усвоении детьми учебного материала. Во внеурочной работе дидактические игры несут функцию общего развития школьников, упражнения памяти, формирования подвижности, расширения кругозора, закрепления программных знаний, отработки навыков и умений. Во внеурочное время проводятся дидактические игры, знакомые детям и новые. При проведении дидактических игр во внеурочной работе соблюдаются условия: связь игры со знаниями, полученными на уроках и в личном жизненном опыте детей; обеспечение игрового процесса необходимыми материалами; хорошее знание педагогом каждой игры, её содержания и влияния; последовательность, систематичность и планомерность проведения игр со всей внеурочной воспитательной работой. При проведении дидактической игры на уроке руководящая роль отводится учителю. Он предлагает конкретную игру, знакомит детей с её содержанием, заготавливает дидактический материал, распределяет роли, часто сам бывает ведущим, следит за ходом игры, активизирует её течение, оценивает результаты. Активность детей проявляется в пределах выполняемых ими игровых действий. Во внеурочное время дети выбирают игры сами, и педагог косвенным путём влияет на их выбор, например, предлагает новую, красочно оформленную игру, к известным детям играм привлекает внимание изменением условий (незнакомый вариант, дополнительное правило, изменение количества участников, смена ведущего), побуждает желание поиграть в какую-то игру своим интересом к ней.
При ознакомлении с новой игрой детям сообщается её содержание, количество участников, их роль в игре, назначение игрового материала и способы его использования, последовательность игровых действий, содержание правил игры, роль ведущего выполняет воспитатель или тот ребёнок, который её знает. Ознакомление с игрой - это I этап овладения игрой. На этом этапе воспитатель активно проявляет свою руководящую роль. II этап - освоение игры в результате её многократного проведения. Как и на первом этапе, педагог принимает непосредственное участие, выполняя роль ведущего, игрока, наблюдателя. III этап - самостоятельное проведение игры детьми. Педагог осуществляет опосредованное руководство игрой, преимущественно через её правила. IV этап - дети не только играют в игру самостоятельно, но и могут научить играть в неё своих сверстников. Воспитатель целенаправленно формирует умение детей объяснить игру.
Методические рекомендации
Как известно, при изучении иностранных языков большую роль играет память: учащиеся должны накопить лексический запас, запомнить множество форм слова, моделей предложения. Чаще всего эта работа выполняется дома, и каждый учащийся совершает ее в одиночку. Не всем удается достигнуть успеха в этой работе. Кроме того, заучить слово - это еще не значит суметь его употребить в нужный момент. Поэтому современная методика предлагает преподавателям вести работу по запоминанию нужных языковых и речевых единиц в аудитории путем многократного их употребления. Помогают запоминанию следующие факторы. Мелодия. Фразы, которые необходимо заучить, легче запоминаются, когда учащиеся их поют. Известно, что песни запоминаются легче, чем стихи: припоминание мелодии воскрешает в памяти слова (запоминание слов на мотивы песен часто используется актерами для заучивания роли). Рекомендуется в качестве ключа памяти и игрового момента на уроке и вне аудитории "пропевание" нужных для запоминания слов.
Ритм и рифма (вспомним, что стихи запоминаются легче, чем проза). Нужные слова и фразы можно соединять в ритмизованные группы. Например, фразы знакомства можно сгруппировать следующим образом: Как зовут вас? Как ваша фамилия? Кто вы по профессии? Откуда вы? Ритм поддерживается танцем, вышагиванием, выстукиванием, т.е. элементами, способствующими закреплению материала моторной памятью. Жест и мимика. Например, слова большой и маленький лучше запомнятся, если учащиеся, произнося их, одновременно будут показывать размеры руками. Кстати, интересным лингвострановедческим моментом является рассказ о национальном своеобразии русского жеста по сравнению с жестами в родном языке учащихся. Комментарии этимологического и лингвострановедческого плана. Известно, что привлечение внимания к чему-либо усиливает интерес, а интерес способствует запоминанию. Наглядность. Таблицы, схемы, рисунки, расчерчивание текста, выделение отдельных слов иным, чем весь текст, шрифтом способствуют запоминанию. В предлагаемых в пособии играх постоянно используются схемы, предметы, рисунки и т.п., закрепляющие запоминание. Многократное повторение. Механическое зазубривание требует много времени и не всегда позволяет достичь нужного эффекта. Совсем иначе заучивается материал, если он многократно проговаривается, но при этом меняются целевые задания. Например, для запоминания оценочных слов хорошо, замечательно, прекрасно, великолепно можно предложить следующие упражнения: а) Вы восторженный человек. Посмотрите на картину и оцените ее. б) Теперь картину рассматривают скептики. Они снисходительно дают положительную оценку. в) Вы не уверены, что ваше мнение верно, а поэтому с осторожностью даете оценку. г) Вы не расслышали, какой была оценка картины. Вам показалось, что высокой. Переспросите. И так много раз, но с разными заданиями. Для заучивания слов можно предлагать разные основания их классификации. Например, при заучивании названий профессий: а) Назовите профессии людей, занятых умственной работой и физической.
б) Вспомните названия профессий, связанных с преподаванием. в) Люди каких профессий одеты в белые халаты? И т.д. Многократное проговаривание не вызывает усталости, если при этом присутствует игровой момент. Например, фонетическая работа проходит успешнее если включаются скороговорки, забавки, юмористические стихи. Можно предложить учащимся говорить на родном языке, но с русским акцентом или "промычать" ело фразы, текст, т.е. дать только его мелодику, не артикулировать звуки (это задание - хорошая подготовка артикуляционного аппарата к речи и настрой фонетического слуха на русскую мелодику). Задания могут быть и такими: а) Читайте (произносите) слова (фразы, текст) так, чтобы согласные произносились шепотом гласные громко. б) Читайте (произносите) слова в ритме метронома. в) Читайте в ритме прыгающего мяча, которым вы ударяете об пол. Можно предложить произносить слово или фразу с разной эмоциональной окраской. Для вьполнения такого игрового задания необходимо описывать ситуацию, помогающую вызвать нужное эмоциональное состояние. Например, преподаватель просит учащих произнести фразу Мне очень нравится, представляя себе следующие ситуации: а) Вас угостили вкусным блюдом. Выразите свое удовольствие. б) Вы на берегу реки. Окрестности очень красивы. Вы очень рады, что попали в эти места. Выразите свою радость. в) Вы видите маленького котенка. Он еще совсем беспомощный, но очень милый и вызывает чувство нежности. Выразите его. Можно предложить произнести слово, фразу, сопровождая ее разными жестами. Например: Все было очень хорошо. а) Приложите руку к сердцу (подтекст: "Спасибо"). б) Приложите обе руки к груди (подтекст: "Я говорю это от всей души, искренне"). Можно попросить учащихся произнести слова ( фразу, текст) с разной целевой установкой. а) Сообщите новость шепотом на ухо своему соседу (по секрету). б) Расскажите новость громко всем присутствующим (Это такая сенсация!). в) Объявите новость на собрании. Известно, что повторение хором способствует запоминанию, однако многократное хоровое проговаривание ведет к монотонности. Чтобы этого не случилось, необходимо менять задания. Например: а) произнесите все вместе; б) теперь только мужчины (мальчики), затем женщины (девочки); в) только сидящие справа; г) только сидящие слева; д) сидящие впереди; е) сидящие сзади и т.п. Уже отмечалось, что игра благодаря своей двуплановости помогает преподавателю иностранных языков достигать одной из сложнейших целей: обучать и языку, и речи. Принцип коммуникативного обучения - решение коммуникативных задач средствами неродного языка - легко осуществляется в игровой деятельности, так как это естественная деятельность требующая речевых действий. Например, проводится эстафета двух команд: кто быстрее и удачнее напишет коллективный рассказ на доске. Каждый участник эстафеты имеет право добавить только одно предложение к уже написанному. Преподаватель, проводящий эту игру, ставит своей целью активизировать спонтанную речь учащихся, а перед играющими ставится отвлекающая, неучебная цель - добиться победы команды, и победу эту можно завоевать только языковыми средствами.
В связи со сказанным авторы считают необходимым дать преподавателям русского языка как иностранного несколько рекомендаций. Преподаватель, подготавливая игру, должен четко сформулировать две цели. Первая - скрытая учебная цель. Она формулируется и последовательно проводится преподавателем, но не сообщается учащимся. Вторая цель - игровая. Эта цель ставится перед учащимися, и сообщается, какими языковыми средствами они могут ее достичь. Перед игрой целесообразно дать ученикам образцы нужных в игре форм, предложить отработать их проговариванием хором. В том случае, если даются творческие задания, преподаватель должен быть уверен, что речевые возможности учащихся достаточны для выполнения этого задания. Организация игры может натолкнуться на некоторые трудности. Так, вначале учащиеся неохотно соглашаются участвовать в играх. Задача преподавателя - увлечь их, заинтересовать. Постепенно группа увлекается игрой, и внимание преподавателя переключается на пассивных, "отсиживающихся" учеников. . Чтобы игра не закончилась слишком быстро, преподаватель должен предложить дополнительные условия в целях активизации речи. Если же игра затягивается, так как учащиеся не могут найти нужного решения, не могут понять условий игры, преподаватель должен быстро прийти на выручку подсказкой ответа, переформулировкой задачи, привлечением внимания к главной цели. . Если преподаватель включает игру в аудиторное занятие, то ее лучше проводить во второй половине урока, как поощрение за проделанную учебную работу, о чем и сообщается учащимся: "Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем, поиграем". Надо помнить, что игра должна быть логически связана с материалом урока, с его темой. . Победителей в играх надо поздравлять, аплодировать им, хором скандировать: "Молодцы!" и т.п., приветствовать их, как будто они одержали победу на крупных спортивных соревнованиях. Многие игры не предполагают победителя. Цель таких игр - внести разнообразие в процесс обучения. Игра оживляет занятие, делает его интересным, вносит элементы развлечения. К таким играм относятся "Говорящие часы", "Стенка", "Снежный ком", игры с мячом и многие другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|