Игры и занимательные упражнения
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Почтальон принес письмо Наглядный материал: индивидуальные конверты, в каждом из которых ежит по две или три картинки с предметными рисунками. Названия предметов должны состоять из двух или трех слогов. Все дети получают конверты с картинками, внимательно рассматривают изображенные на них предметы и по заданию учителя отбирают те, названия которых состоят из двух слогов, затем те, названия которых имеют три слога. Отвечают дети по очереди. Все остальные внимательно слушают и проверяют правильность ответа на слух. Ответивший правильно, кладет перед собой счетную палочку. В конце подсчитываются результаты. Найди "вкусное" слово Учитель предлагает детям представить, что они приглашены на день рождения. Накрыт стол с лакомствами. Выбирая лакомства, нужно помнить, чтобы названия их состояли из двух или трех слогов. Дети из одной команды должны назвать слова, состоящие из двух слогов, из другой - трехсложные слова. Учитель предлагает назвать слова с [л] или [л'], чтобы они обозначали угощение к чаю. Дети подбирают двухсложные слова: вафли, калач, булка, лимон, халва; трехсложные: мармелад, бублики, леденцы, соломка, шоколад и т.д. После анализа слогового состава слов учитель выясняет, почему не назвали слово пирожное. Затем подсчитывается количество слов, названных детьми каждой команды. Накорми животное Наглядный материал: картинки с изображением животных. Вначале учитель помогает детям вспомнить, какое животное что ест. Затем он предлагает ребятам назвать только двусложные слова, обозначающие пищу, и сказать, какому животному можно это дать. То же с трехсложными словами. Дети предлагают: сено, овес, мясо, морковь, молоко, капуста. Учащиеся вместе с учителем анализируют слоговой состав слов.
Помоги Незнайке Учитель говорит детям, что Незнайка загрустил, он забыл названия птиц и просит ему помочь. Нужно подобрать такие слова, которые состоят из двух слогов: со-кол, га-лка, гу-са, чай-ка; из трех: со-ро-ка, во-ро-на, си-ни-ца. На столе учителя надо найти картинку с изображением птицы, правильно назвать ее, таким образом оказав помощь Незнайке. Подбери куклам одежду Наглядный материал: две куклы и одежда для них (плащ, сандали, пальто, брюки, платье, шапка, юбка). Учитель предлагает детям подобрать имена куклам: имя одной должно состоять из двух слогов (Та-ня), имя другой - из трех (На-та-ша). Затем дети должны выбрать одежду для кукол: для Тани - вещи, названия которых состоят из двух слогов, для Наташи - из трех. Ученики оценивают правильность ответов. В конце учитель обращает внимание детей на то, что не были предложены плащ и сандалии, выясняет, почему. Магазин игрушек Наглядный материал (игрушки): кукла, машина, мишка, ослик. Петрушка, собака, щенок, лиса, Чебурашка, верблюд, танк. Детям дается задание - разложить в магазине игрушки. Раскладывая, дети должны четко и ясно произнести их названия, определить количество слогов, последовательность звучания их в слове. Игрушки, имеющие название из двух слогов, раскладываются на полках слева, а из трех - справа. Учитель советуется с детьми, куда следует поместить Чебурашку и танк, и выясняет, почему эти игрушки нельзя поместить вместе с остальными. Кто найдет слово? Послушайте четверостишья, в каком вы услышите вместо последнего слова только его начало - первый слог. Попытайтесь определить все слово. Слова очень хитрые, и лишь тот назовет правильно их, кто очень внимателен. Вез водитель в магазин Много метел и корзин. Как приятно было Зине Вместе с ним сидеть в ка. (к а б и н е)! По дороге наша Машенька идет,
За веревочку козу она ведет. И прохожие глядят во все глаза Очень длинная у девочки ко. (к о с а)! Филиппок за окуньком В речку лезет босиком. Очень хочет Филиппок Окунька поймать в са. (сачок). (За А. Шибаевым). Какие слова надо было найти? Сколько слогов в слове кабина! В каких словах два слога? Как зовут друзей? Учитель показывает детям игрушки (кота и зайца) и просит подобрать им такие клички, чтобы они подходили к данному животному и состояли из двух слогов. Для кота: Шустрик, Мурзик, Черныш. Для зайца: Беляк, Трусик. Косой. Каждый, кто предлагает кличку, называет слоги, их последовательность. Выбрать из названных кличек (кота, зайца) сначала те, ударение в которых на первом слоге, а потом - с ударением на втором слоге. Хочу другое имя Жили-были два медвежонка, а звали их - Мики Тики. Дети, где вы слышите ударение в кличках медве жат Мики, Тики? Легко было выговаривать эти имена имена медведице, и матери нравилось, что их так зовут - Мики Тики. (Дети повторяют эти слова, подчеркивая ударение.) Однажды пришли к ним в гости зайчата, а звали их вот как - Рики и Пики. Где слышится ударение? Не нравились детям их имена. И стали они просить ма му-зайчиху, чтобы она звала их по-другому, так, что-бы ударение в кличках, как и у медвежат, было на первом слоге. Огорчилась зайчиха: не знает, как помочь зайчатам. Помогите, ребята. Что можно сделать? Вот как бывает Каждый звук, каждая буква в слове должны стоять на своем месте. Вот что однажды произошло с мальчиком Игнатом. Пришел Игнат однажды в класс, А в классе был диктант у нас. Писал Игнат: "Полярный лед ломается, гремит. По морю медленно плывет Хвостом виляет кот…" Писал Игнат: "Амбар закрыт. Все ночи напролет В амбаре бегает, не спит, Мышей гоняет кит. " Е. Бондаренко. А в другой школе несчастье случилось с девочкой Параской. Учитель говорит Параске: Какие ты читала сказки? - Параска думает: "Ой-ой, Я не читала ни одной!" А сзади кто-то шепчет: - Репка! Параска завопила: - Кепка! З. Огнецвет. Догадайтесь! Послушайте стихотворение про букву Ф и букву П. В нем есть слова, которые отличаются одним звуком. Одно вы услышите, а другое найдете сами, если правильно замените один звук другим.
Буква Ф ушибла ногу, П явилась на подмогу, И сказала: "Удружу, За тебя я послужу". Свистнул чижик: "Фью, фью, фью, Я с утра росинки. (пью)". Я под душ залез, И кафель Весь покрылся Градом. (капель). Стал я в ванне Строить флот. Превратилась губка в. (плот). А в тетрадке сразу флюсом Заболела тройка с. (плюсом). Назовите последнее слово каждой строфы, определите последовательность звуков в нём. Проверь себя Замените в словах фара, цвет, роща, игла, крыса один согласный звук другим так, чтобы получились другие слова. Ответ: пара, свет, роза, игра, крыша. Замените в словах белка, бинт, сало, река, горе, уха один гласный звук другим, чтобы получились другие слова. Ответ: булка, бант, село, рука, гора, ухо. Добавьте в начале или в конце слов кот, мех, рот, пара, пар, еда, зал согласный, и вы получите новые слова. Ответ: скот, смех, крот, парад, парк, беда, залп. Добавьте к началу или концу слов метр, пол, лень, дочка, точка, рот гласный, и вы получите новые слова. Ответ: метро, поле, олень, удочка, уточка, рота. Отгадай по рисунку Отгадайте загадки с помощью рисунков. Отгадки за пишите, определите, что общего в написании всех этих слов. Спит или купается, Все не разувается: День и ночь на ножках Красные сапожки! Висит на окошке Кулек ледяной. Он полон капели И пахнет весной. Ей бродить ничуть не лень, Рядом с вами целый день. Стоит солнышку зайти. Так ее вам не найти. Что же это за девица? Не швея, не мастерица. Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. Сбоку марка и картинка, В круглых штампах Грудь и спинка. Маленькое очень. Быстрое, как птица. Если ты захочешь - За море умчится. (На доске учитель записывает слова: гусь, сосулька, ель, письмо. Учащиеся записывают в тетради по памяти.) Определите, какой частью речи являются записанные: слова. Укажите род, число, склонение.
Выводы
Значение занимательного материала в развитии и воспитании учащихся. Игра для младшего школьника - и учёба, и труд, и серьёзная форма воспитания. В процессе игры учащиеся совершенствуют навыки слушания и произношения звуков, слов, словосочетаний, предложений, навыки употребления слов в словосочетаниях и предложениях, знакомятся с системой русского словообразования, заучивают пословицы, стихи и песни.
Дидактические игры по русскому языку, являясь одним из видов тренировочных упражнений, в то же время пробуждают интерес к знаниям, способствуют более глубокому усвоению материала с меньшей затратой сил, развивают логическое мышление детей. Исключительная роль дидактических игр в воспитании чувства коллективизма, ответственности перед товарищами, гордость за команду, класс, школу. Через игру учитель-воспитатель исподволь внедряет в повседневный обиход правило: один за всех, все за одного. В заключение следует подчеркнуть, что игры и игровые упражнения дадут педагогу возможность проводить уроки более живо и интересно. Почти все игры - многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|