Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Теоретические аспекты формирования санитарно-гигиенической культуры учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» на основе использования ситуационной игры




Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты формирования санитарно-гигиенической культуры учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» на основе использования ситуационной игры

Современные представления о санитарно-гигиенической культуре учащихся

Характеристика ситуационной игры и его значения в формировании санитарно-гигиенической культуры учащихся

Глава 2. Методика формирования санитарно-гигиенической культуры учащихся на основе использования ситуационной игры при изучении раздела «Человек и его здоровье»

Цель, задачи формирования санитарно-гигиенической культуры и содержание учебного материала

Экспериментальное формирование санитарно-гигиенической культуры учащихся на основе использования ситуационной игры при изучении раздела «Человек и его здоровье» и его результаты

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 


Введение

 

В сложной ситуации социальных, экономических, политических и экологических преобразований российской действительности проблема сохранения здоровья человека становится одной из приоритетных. От успешности ее научного и практического решения в значительной мере зависит сохранение материальных и культурных ценностей, природных ресурсов, а самое главное - обеспечение условий для полноценного развития страны в будущем. Целенаправленное формирование здоровья и здорового образа жизни у населения в настоящее время рассматривается учеными и представителями власти как важный фактор национальной безопасности государства [10, 16,56].

В настоящее время имеется объективная необходимость в формировании у человека ответственного отношения к своему организму и социоприродной среде его проживания. Такая работа должна проводиться и общественными организациями, и государственными учреждениями, в том числе общеобразовательными, которые играют важную роль в санитарно-гигиеническом просвещении населения. Особенно это касается школы, обеспечивающей обязательное базовое образование учащихся и их подготовку к здоровому образу жизни. Возможности школы в формирования у детей санитарно-гигиенической культуры, ориентированной на поддержание здоровья в реальных условиях жизни, задействованы не в полной мере. Поэтому весьма целесообразным является поиск эффективных педагогических условий и средств повышения санитарно-гигиенического просвещения учащихся путем использования специального учебного материала, включающего большой познавательный, эмоционально-чувственный и аксиологический потенциал.

В этой связи актуальным представляется специальное исследование педагогических условий, обеспечивающих освоение школьниками санитарно-гигиенической культуры. Особое значение приобретает изучение опыта освоения детьми региональных и национальных особенностей этой культуры, что позволяет учащимся реально обнаруживать связь физико-географических, социально-экономических и экологических факторов, определяющую уровень санитарно-гигиенических условий среды. Получая о них комплексное представление, учащиеся приобретают возможность адекватно оценивать свое поведение и принимать грамотные решения в реальной жизни.

Для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников формируются целые научные направления, такие как: валеологическое [14, 15, 37, 72], акмеологическое [38, 59, 69, 74], педагогика здоровьесбережения [4, 12, 20, 23, 40], психопедагогика здоровья школьников [8, 11, 39, 45, 55, 65].

Анализ содержания школьного биологического образования показал, что наибольшие возможности в формировании компетентности здоровье сбережения имеются при обучении раздела биологии: «Человек и его здоровье». Здесь знания о строении организма и процессах жизнедеятельности можно связать с изучением факторов, влияющих на здоровье - наследственности, природной и социальной среды, образа жизни; сформировать ценностные ориентации о культуре здоровья и применить их в деятельности. Однако изучение практики преподавания данного раздела показало, что его потенциальные возможности в направлении формирования здоровье сбережения реализуются недостаточно. Организация учебного процесса не всегда соответствует возрастным особенностям развития учащихся.

Таким образом, существует научно-педагогическое противоречие между потребностями общества в формировании здоровье сбережения и недостаточной ориентацией содержания, форм и методов обучения раздела биологии «Человек и его здоровье» на формирование у школьников готовности и способности заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих.

Объект исследования - использование ситуационной игры для формирования санитарно-гигиенической культуры учащихся при изучении раздела биологии «Человек и его здоровье».

Предмет исследования - педагогические условия, формы, методы и средства освоения школьниками санитарно-гигиенической культуры.

Цель исследования - разработка теоретического и экспериментального формирования о санитарно-гигиенической культуры учащихся на основе использования ситуационной игры при изучении раздела биологии «Человек и его здоровье».

Гипотеза исследования. Освоение санитарно-гигиенической культуры учащихся общеобразовательных учреждений может осуществляться более успешно и эффективно, если:

будет разработана педагогическая модель освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры с соблюдением приоритетных принципов обучения: научности, гуманизации и гуманитаризации, системности, культуросообразности, дополнительности, непрерывности;

определены критерии оценки эффективности формирования санитарно-гигиенических знаний учащихся общеобразовательных учреждений. Наиболее значимыми из которых являются: сформированность соответствующих знаний о мерах предупреждения и распространения инфекционных заболеваний, влиянии условий жизни, труда, быта на здоровье человека и умений применять полученные санитарно-гигиенические знания в учебных и реальных условиях;

- созданы оптимальные условия для эффективного санитарно-гигиенического обучения школьников на основе реализации меж предметных связей, активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, организации совместной деятельности классного руководителя и медицинского работника по повышению уровня санитарно-гигиенической культуры учащихся.

Задачи исследования:

. Разработать педагогическую модель освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры с соблюдением приоритетных принципов обучения: научности, гуманизации и гуманитаризации, системности, культуросообразности, дополнительности, непрерывности;

. Определить критерии оценки эффективности формирования санитарно-гигиенических знаний учащихся общеобразовательных учреждений. Наиболее значимыми из которых являются: сформированность соответствующих знаний о мерах предупреждения и распространения инфекционных заболеваний, влиянии условий жизни, труда, быта на здоровье человека и умений применять полученные санитарно-гигиенические знания в учебных и реальных условиях;

. Создать оптимальные условия для эффективного санитарно-гигиенического обучения школьников для повышения уровня санитарно-гигиенической культуры.


Глава 1. Теоретические аспекты формирования санитарно-гигиенической культуры учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» на основе использования ситуационной игры

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...