Экспериментальное формирование санитарно-гигиенической культуры учащихся на основе использования ситуационной игры при изучении раздела «Человек и его здоровье»
При изучении раздела биологии «Человек и его здоровье» происходило подробное осмысление строения и функционирования организма человека, влияния различных внешне средовых и внутренних факторов на течение физиологических процессов. В ходе освоения санитарно-гигиенического материала данного раздела у учащихся формировались интересы, направленные на изучение материала о здоровье человека, его ценностях. Понятия «здоровье» и «болезнь» рассматривались как противоположные по смыслу и содержанию [32]. С помощью учителя школьники определили формы, виды и функции здоровья. Было определено, что здоровье - важнейшая жизненная ценность. Образ жизни человека рассматривался в качестве основного фактора, определяющего состояние здоровья, как индивидуального, так и общественного. Содержание понятий о факторах риска для здоровья представлялось в виде групп явлений, воздействующих на организм человека и приводящих к развитию болезней (табл. 2).
Таблица 2 Факторы риска для здоровья человека
Для освоения санитарно-гигиенических понятий использовались ситуационные задачи, приведенные в приложениях. Виды здоровья, состояние здоровья и влияющие на него условия и факторы фиксировались в рабочих тетрадях учащихся в виде рис. 3.
Рис. 3. Факторы и условия, влияющие на состояние здоровья населения
Основное содержание санитарно-гигиенического материала в разделе «Человек» представлено в табл. 3.
Таблица 3 Основное содержание санитарно-гигиенического материала в разделе «Человек и его здоровье»
Для успешного освоения санитарно-гигиенического материала учащимся предлагалось фиксировать полученную информацию в тетрадях. Образец записи признаков рационального и нерационального питания приведен в таблице 4.
Таблица 4 Признаки рационального и нерационального питания
На завершающем этапе подготовки проверялась эффективность реализованной методики. При этом система санитарно-гигиенических знаний рассматривалась как совокупность познавательного, деятельностного и аксиологического компонентов образовательного процесса. В познавательном компоненте проверялись знания о содержании основных понятий: «здоровье», «здоровый образ жизни», «режим дня», «рациональное и сбалансированное питание», «болезнь», а также знания о взаимодействии организма человека с окружающей средой. Учащиеся письменно отвечали на вопросы, способствующие выявлению уровня сформированности конкретных знаний. Кроме того, предлагалась система учебно-познавательных задач, решение которых требовало самостоятельного переноса усвоенных знаний в новую ситуацию и предложения оригинального способа решения. В деятельностном компоненте выявлялись уровни сформированности знаний о способах жизнедеятельности организма в различных условиях социоприродной среды, экспериментальных и теоретических методах познания. Аксиологический компонент способствовал проверке знаний о ценностях здоровья, критериях его оценки, санитарно-гигиенических нормах и правилах взаимоотношения организма человека с окружающей средой.
Теоретический анализ проблемы и результаты эксперимента позволили выявить уровни сформированности санитарно-гигиенических знаний (высокий, средний, низкий). Уровни сформированности знаний и их качественные характеристики представлены в таблице 5.
Таблица 5 Уровни сформированности санитарно-гигиенических знаний учащихся общеобразовательных учреждений
Опытно-экспериментальная работа проводилась в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный) в условиях школьного образования на базе Средней общеобразовательной школы № 6 г. Ковылкино. В эксперименте приняли участие 48 учащихся основного общеобразовательного учреждения, из них 23 человека составили экспериментальную группу, 25 - контрольную. Целью констатирующего этапа было выявление исходного уровня сформированности санитарно-гигиенических знаний. В результате обработки тест-анкет были получены следующие показатели: высокий уровень имели 13 % учащихся экспериментальной группы и 10,4 % - контрольной; средний - соответственно 29,5 и 32,5; низкий - 57,5 % экспериментальной и 57,1 % контрольной групп. Как свидетельствуют полученные результаты исходный уровень сформированности санитарно-гигиенических знаний в обеих группах примерно одинаков.
После завершения опытно-экспериментальной работы был проведен анализ сформированности санитарно-гигиенических знаний учащихся, занимающихся в экспериментальной группе, результаты которого были соотнесены с данными, полученными в контрольной группе. Эти данные позволили выявить положительную динамику уровней сформированности соответствующих знаний учащихся по познавательному, деятельностному и аксиологическому компонентам в экспериментальной группе (табл. 6). Данные исследования проверялись с помощью оценки достоверности по критерию χ2,использование которой позволило определить значимость различий, произошедших в уровне сформированности знаний учащихся, при помощи нулевой гипотезы.
Таблица 6 Динамика уровней сформированности санитарно-гигиенических знаний учащихся в опытно-экспериментальной работе
Обозначены уровни значимости различий: * р < 0,05 Так, в случае р < 0,05, то результаты исследования считаются достоверными и, следовательно, изменения произошли не стихийно, а по причине влияния целенаправленного педагогического воздействия. Так, доля учащихся с высоким и средним уровнем санитарно-гигиенических знаний возросла в экспериментальных группах в 2,2 раза (с 13,0 до 28,2 %) - по высокому уровню, в 1,3 раза (с 29,5 до 39,4 %) - по среднему, тогда как в контрольных группах в 1,1 раза (с 10,4 до 11,3%) - по высокому и в 1,1 раза - по среднему (с 32,5 до 34,8 %). Кроме этого в экспериментальных группах уменьшилась доля учащихся с низким уровнем сформированности санитарно-гигиенических знаний с 57,5 до 32,4 %, т. е. в 1,8 раз, в контрольных группах - с 57,1 до 53,9 %, т. е. в 1,1 раза. Таким образом, полученные в ходе эксперимента данные свидетельствуют об эффективности выявленных и теоретически обоснованных в настоящей работе педагогических условий, форм, методов, средств и содержания санитарно-гигиенического образования с учетом региональной составляющей, способствующих успешному освоению учащимися основных общеобразовательных учреждений санитарно-гигиенической культуры. Обоснованы планируемые результаты - компетенции, принципы организации учебного содержания, ориентирующие на формирование санитарно-гигиенической культуры, формы и методы обучения, критерии оценки учебных достижений; рассмотрены этапы и результаты педагогического эксперимента. В исследовании учитывалось, что стратегическая цель обучения разделу биологии, содержание которого посвящено строению и функциям организма человека, - формирование компетентности здоровье сбережения - ценностного отношения к здоровью, как основе всей жизнедеятельности человека, способности к усвоению санитарно-гигиенических знаний, умений, готовности к проявлению опыта здоровье сбережения в повседневной деятельности. Компетентностный подход ориентируется на конкретизацию стратегической цели, её выражение через компетенции - требования к результатам обучения в познавательной и эмоционально-ценностной сферах. Познавательная деятельность последовательно усложнялась по мере предъявления требований: называть, определять, описывать, объяснять, прогнозировать процессы жизнедеятельности и результаты влияния на их протекание различных факторов. Эмоционально-ценностное отношение к здоровью формировалось от развития у школьников восприятия, готовности реагировать на факты, имеющие отношения к их собственному здоровью, до приобретения опыта переживания, формирования отношения к ценностным установкам, применения ценностных ориентаций в здоровье сберегающей деятельности. Определение целей позволило перейти к организации компетентностного содержания, направленного на сбережение здоровья.
Заключение
В результате проведенного исследования выявлено основное содержание санитарно-гигиенического образования школьников с учетом регионального компонента, которое определяется санитарно-гигиеническими знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Санитарно-гигиенические знания целесообразно представлять с помощью адекватных групп анатомо-физиологических, экологических, генетических, гигиенических, медицинских, общебиологических и культурологических понятий. Санитарно-гигиенические умения находят отражение в процессе объяснения взаимодействия организма человека с окружающей средой, выражаются в соблюдении правил личной и общественной гигиены, овладении адекватными нормами поведения, способствующими сохранению и укреплению здоровья, выполнении практических действий, направленных на улучшение состояния окружающей среды. Опыт эмоционально-ценностных отношений проявляется через признание учащимися ценности здоровья в качестве приоритетной, понимание важности соблюдения гигиенических норм и правил, осмысление значимости профилактических мероприятий для предотвращения инфекционных заболеваний. Опыт творческой деятельности выражается через создание благоприятных микроклиматических условий в жилых и рабочих помещениях, соблюдение общепринятых норм поведения, предотвращение вредного воздействия факторов окружающей среды на организм человека. Исследование позволило также выяснить основные формы, методы и средства освоения учащимися общеобразовательных учреждений санитарно-гигиенической культуры с учетом регионального компонента. Основными формами санитарно-гигиенического образования школьников признаны урок, экскурсия, беседа, а также индивидуальная, групповая, фронтальная и домашняя работа. Методы санитарно-гигиенической подготовки учащихся разнообразны. При их выборе следует учитывать возрастные особенности детей и подростков, особенности их психического развития, использовать методы, способствующие хорошему усвоению знаний, воспитанию на основе этих знаний определенных навыков санитарно-гигиенического поведения. К числу важнейших методических требований к санитарно-гигиеническому обучению школьников, особенно в младших классах, относятся конкретность, образность изложения, максимальное использование чувственного восприятия, наглядность. В качестве основного средства санитарно-гигиенического образования учащихся общеобразовательных учреждений выступают программы модульного обучения, наглядные материалы. Модульные программы, помимо федерального, должны содержать и региональный компонент. Подобные модули рассчитаны на расширение представлений учащихся о своеобразии взаимоотношений человека с окружающей средой, культуры отношения человека к здоровью и соблюдения здоровье сберегающих традиций, принятых в регионе проживания. Мы пришли к выводу о том, что педагогические условия эффективного освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры выступают в качестве объективных обстоятельств организации полноценного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. К числу таких условий нами отнесены: ) меж предметное изучение санитарно-гигиенического материала; ) активизация деятельности учащихся по изучению санитарно-гигиенического материала; ) организация деятельности классного руководителя по формированию санитарно-гигиенической культуры; ) организация деятельности медицинских работников по санитарно-гигиеническому воспитанию учащихся. Реализация в полном объеме данных условий позволяет успешно достигнуть поставленных целей. Наибольшая эффективность достигается в случае совместной деятельности работников сферы образования и здравоохранения. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что в случае целенаправленного осуществления санитарно-гигиенического образования учащихся наблюдается положительная динамика уровня сформированности санитарно-гигиенической культуры по познавательному, деятельностному и аксиологическому компонентам.
Список использованной литературы
1. Аваткова И. И. Методические рекомендации по гигиеническому воспитанию учащихся (для педагогов-биологов 5 - 7 классов) / И. И. Аваткова. - М., 1975. - 22 с. . Агаджанян Н. А. Экология человека. Избранные лекции / Н. А. Агаджанян, В. И. Трошин. - М.: КРУК, 1994. - 256 с. . Агаджанян Н. А. Эколого-физиологические особенности адаптивных реакций коренного и пришлого населения Эвенкии / Н. А. Агаджанян, Н. В. Ермакова, Г. М. Купцов // Физиология человека. - 1995. - Т. 21, № 3. - С. 106 - 115. . Айзман Р. И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования / Р. И. Айзман. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1996. - 197 с. . Алексеев С. В. Современное состояние здоровья населения как отражение проблемы экологии человека / С. В. Алексеев, О. И. Янушанец // Развитие и здоровье детей Европейского Севера: проблемы и решения: материалы науч.-практ. конф. - Архангельск, 1997. - С. 23 - 25. . Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М., 1978. - 178 с. 7. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков / М. В. Антропова. - М.: Медицина, 1977. - 334 с. . Ассеев В. Г. Возрастная психология: учеб. пособие / В. Г. Ассеев. - Иркутск, 1989. - 153 с. . Аширов Р. З. Здравоохранение и показатели здоровья населения Мордовии / Р. З. Аширов, А. Ф. Фролов. - Саранск, 1995. - 184 с. . Аширов Р. З. Экономика и организация здравоохранения / Р. З. Аширов, А. А. Голубенко, Н. Д. Козин; МГУ им. Н.П. Огарева. - Саранск, 2004. - 304 с. . Божович Л. И. Психология развития школьника и его воспитание / Л. И. Божович, Л. С. Славина. - М.: Знание, 1979. - 123 с. . Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. пед. ун-та, 2000. - 352 с. . Брехман И. И. Философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека / И. И. Брехман // Вопросы философии. - 1982. - № 2. - С. 48 - 53. . Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - М.: ФиС, 1990. - 212 с. . Вайнер Э. Н. Валеология / Э. Н. Вайнер. - М.: Флинта, 2002. - 416 с. . Вайнер Э. Н. Реформа школьного образования и проблема здоровья учащихся / Э. Н. Вайнер // Валеология. - 2002. - № 1. - С. 13 - 16. . Величковский Б. Т. Здоровье человека и окружающая среда / Б. Т. Величковский, В. И. Кирпичев, И. Т. Суравегина. - М.: Новая школа, 1997. - 240 с. . Верзилин Н. М. Общая методика преподавания биологии / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1983. - 380 с. . Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский // Начало и вечность жизни. - М.: Республика, 1989. - 59 с. . Волкова Н. В. Гигиеническое воспитание школьников / Н. В. Волкова. - М., 1973. - 180 с. . Гоголев М. И. Кружок по медико-санитарной подготовке в школе / М. И. Гоголев. - М.: Просвещение, 1989. - 48 с. . Голубчик М. М. География, региональные исследования и региональная наука (некоторые исходные положения) / М. М. Голубчик, С. П. Евдокимов, Г. Н. Максимов и др. // Регионология. - 2000. - № 3 - 4. - С. 137 - 146. . Гринене Э. Ю. Некоторые аспекты обучения детей и подростков здоровому образу жизни / Э. Ю. Гринене // Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - С. 200 - 201. . Гумницкий Г. Н. Нравственный поступок и его оценка / Г. Н. Гумницкий. - М.: Знание, 1978. - 64 с. . Дубровин В. И. Валеология - здоровый образ жизни / В. И. Дубровин. - М., 1999. - 557 с. . Захлебный А. Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: автореф. дис.... д-ра пед. наук. - М., 1986. - 32 с. . Зверев И. Д. Межпредметные связи в современной школе / И. Д. Зверев, В.Н. Максимова. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с. . Зверев И. Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии / И. Д. Зверев, А. Н. Мягкова, Е. П. Бруновт. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с. . Здоровьесберегающее обучение и воспитание / под ред. В. И. Андреева. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 267 с. . Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с. . Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Ректор вуза. - 2005. - № 6. - С. 13 - 29. . Иванюшкин А. Я. «Здоровье» и «Болезнь» в системе ценностных ориентаций человека / А. Я. Иванюшкин // Вестн. АМН СССР. - 1982. - Т. 45. - № 4. - С. 29 - 33. . Использование средств обучения на уроках биологии / А. М. Розинштейн, Н. А. Пугал, И. Н. Ковалева. - М.: Просвещение, 1989. - 191 с. . Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека / В. П. Казначеев. - М.: Наука, 1983. - 260 с. . Камардина Т. В. Профилактика курения / Т. В. Камардина // Опыт и перспективы развития программы интегрированной профилактики неинфекционных болезней (CINDI) в России. - М., 1995. - С. 22 - 38. . Кальченко Е. И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников / Е. И. Кальченко. - М.: Просвещение, 1984. - 126 с. . Колесов Д. В. Валеология - новое направление в педагогических науках / Д. В. Колесов // Биология в школе. - 1997. - № 2. - С. 15 - 19. . Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с. . Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с. . Коростелев Н. Б. Охрана природы - охрана здоровья (врач о природе) / Н. Б. Коростелев. - М.: Медицина, 1983. - 96 с. . Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника / Н. Б. Коростелев. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с. . Крюкова А. А. Обучение школьников здоровому образу жизни активными методами / А. А. Крюкова, А. М. Давыдюк, Г. Д. Лосева // Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - С. 211 - 213. . Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма. - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - 376 с. . Кучма В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников: для медицинских и педагогических работников / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М.: Рос. ассоциация обществ. здоровья, 2000. - 152 с. . Леонтьев А. Н. Проблемы психического развития / А. Н. Леонтьев. - М., 1981. - 239 с. . Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения / Ю. П. Лисицын. - М., 1982. - 212 с. . Ляхович А. В. Обучение здоровью в школе: методика, медико-педагогические технологии, результаты / А. В. Ляхович // Гигиена детей и подростков в системе высшей медицинской школы. - М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН, 2001. - С. 217 - 220. . Ляхович А. В. Образ жизни учащейся молодежи в аспекте здоровья / А. В. Ляхович, А. И. Марков // Гигиена и санитария. - 1994. - № 7. - С. 47-50. . Махмутов М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1985. - 472 с. . Мильман И. И. Гигиена труда школьников / И. И. Мильман. - М.: Просвещение, 1984. - 289 с. . Мурашов В. И. Идея духовности / В. И. Мурашов. - М., 2000. - 146 с. . Мышкина И. П. Наращивание экспортного потенциала Республики Мордовия как фактор ее экономической безопасности / И. П. Мышкина, Р. А. Филиппова // Регионология. - 2003. - № 3. - С 47 - 54. . Нисканен Л. Г. Гигиеническое воспитание детей в дошкольных учреждениях / Л. Г. Нисканен. - Тула: «Коммунар», 1976. - 22 с. . О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2000 г. гос. докл. - М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2001. - 192 с. . Онищенко Г. Г. Влияние факторов окружающей среды на здоровье в системе социально-гигиенического мониторинга / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария. - 2002. - № 6. - С. 3 - 5. . Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко и др. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с. . Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 640 с. . Перминов В. Я. Проблема причинности в философии и естествознании / В. Я. Перминов. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 223 с. . Петровский А. В. Популярные беседы о психологии / А.В. Петровский. - М.: Педагогика, 1983. - 225 с. . Пономарева И. Н. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студентов пед. вузов / И. Н. Пономарева, В. П. Соломин, Г. Д. Сидельникова. - М.: Академия, 2003. - 264 с. . Проблемы региональной истории и историографии в современном мире: ред. статья // Регионология. - 1995. - № 3. - С. 162 - 173. . Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл. - М.: Дрофа, 2001. - 224 с. . Раева В. М. Психолого-педагогические аспекты антиалкогольного воспитания детей и подростков / В. М. Раева. - М.: Знание, 1998. - 35 с. . Рубинштейн М. М. Психология, педагогика и гигиена юности / М. М. Рубинштейн, В. Е. Игнатьев. - М.: Мир, 1962. - 264 с. . Семчук Н. М. Теоретические и методические основы воспитания в биологическом образовании школьников: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Н. М. Семчук. - СПб, 2003. - 46 с. . Скворцова Е. С. Образ жизни и здоровье / Е. С. Скворцова // Здоровье населения Российской Федерации и пути его улучшения: материалы I науч.-практ. конф. - М., 1994. - С. 148 - 149. . Смирнов В. И. Общая педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / В. И. Смирнов. - М.: Логос, 2002. - 304 с. . Советова С. Е. Школьная гигиена / С. Е. Советова. - М.: Просвещение, 1967. - 256 с. . Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков / А. Г. Сухарев. - М., 1991. - 272 с. . Тихомирова О. Б. Формирование валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис.... канд. пед. наук / О. Б. Тихомирова. - Саранск, 2004. - 19 с. . Филатов В. Г. Социально-гигиенические проблемы формирования детей и подростков Москвы / В. Г. Филатов, О. И. Аксенова, И. Ф. Волкова // Здравоохранение РФ. - М.: Медицина, 2001. - № 4. - С. 16 -25. . Фридман Л. И. Психологический справочник учителя / Л. И. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с. . Харисов Ф. Ф. Образование и здоровье / Ф.Ф. Харисов. - М.: Весь мир, 2003. - 208 с. . Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Ученик в обновляющейся школе. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135 - 157. . Чернова Н. Н. Психолого-педагогическое обоснование освоения учащимися санитарно-гигиенической культуры / Н. Н. Чернова, П. Г. Марков, И. Н. Елисеева // Интеграция образования. - 2008. - № 4. - С. 47 - 52. . Шептулин А. П. Диалектика единичного, особенного и общего: учеб. пособие / А. П. Шептулин. - М.: Высш. шк., 1973. - 272 с. . Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника / Н. Е. Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 48 с. . Якунчев М. А. Регионализация экологического образования в средней общеобразовательной школе: теория и практика / М. А. Якунчев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. - 346 с. . Ястребов В. А. Регион: экономико-экологический механизм природопользования / В. А. Ястребов // Регионология. - 1995. - № 4. - С. 169 - 172.
Приложения Приложение А
Вопросы для выявления уровня сформированности санитарно-гигиенических знаний школьников 1. Здоровье - это… . Виды здоровья: . Факторы, влияющие на здоровье: . Факторы риска (факторы, ослабляющие здоровье): . Факторы, укрепляющие здоровье: . Заболевание (болезнь) - это… . Виды заболеваний: . Заболеваемость - это… . Виды заболеваемости: . Режим дня - это… . Здоровый образ жизни - это… . Причины, стимулирующие нездоровый образ жизни: . Двигательная активность - это… . Гигиена - это наука…
Приложение Б
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|