Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика ситуационной игры её значение формировании санитарно-гигиенической культуры учащихся




 

Перестройка общего среднего образования ставит перед современной школой ряд важных задач: обеспечение учащихся глубокими и прочными знаниями основ наук, умениями применять их в жизни и на практике формирование научного мировоззрения, трудового и политехнического образования, экологического воспитания школьников. Реализация этих задач в обучении биологии связана с проблемой активизации учебно-воспитательного процесса, с поиском и использованием на уроках эффективных методов, средств и разнообразных форм организации обучения.

Эффективным методом повышения качества усвоения биологических знаний школьников является, по мнению ряда авторов, ситуационной игры. Ими обоснована необходимость ее применения в обучении биологии [26, 33, 42, 47].

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как социально-историческое явление и как один из видов деятельности [45, 65, 78].

Выводы о социальном происхождении игры позволили определить ее предпосылки, источники и условия развития. Большое число исследований посвящено выявлению функций игры, ее обучающей, развивающей и воспитывающей роли. Все функции взаимосвязаны и оказывают эффективное влияние на качество усвоения знаний, развитие и воспитание школьников. Специфическими особенностями ситуационной игры, способствующими выполнению ее функций, считают сюжет, воображаемую ситуацию, роль и ее правила [79]. Существенным моментом ситуационной игры является процесс общения ее участников.

Первые исследования по использованию ситуационных игр в обучении биологии были проведены в 70-х годах на природоохранительном материале. В дальнейшем исследуется применение ситуационных игр при изучении различных разделов школьной биологии. Несмотря на то, что достигнуты определенные успехи в обучении биологии с применением ролевых игр, однако они не оказали должного влияния на состояние преподавания. Это связано с тем, что до сих пор не определен педагогический статус игры в целом: ее рассматривают как метод, форму, средство, способ, прием обучения и воспитания, Известно большое число терминов для обозначения одного и того же вида игры, нет однозначного определения места ситуационных игр среди других видов игр. В методической литературе по биологии нет теоретического обоснования применению ситуационных игр в учебном процессе, не выделены принципы отбора содержания материала, адекватных ситуационных игр, не установлены методические условия их применения, не выяснено их влияние на качество усвоения учащимися знаний.

Особенностью ситуационной игры является то, что в ней присутствуют следующие компоненты: сюжет, воображаемая ситуация, роль, игровые действия, правила. Содержание игры зависит от индивидуальных, особенностей подростка, его интереса, знаний и возможностей, которые, в свою, очередь, зависят от активности каждого в жизненной ситуации. Такая специфическая особенность оказывает влияние на отбор игровой ситуации. Моделируемая ситуация максимально приближается к реальной действительности, чтобы преобразовании научная система знании не искажалась, а истинно достоверной. В ней прослеживается пространственно-временная характеристика деятельности, ее операции, связанные с получением продукта. Воображаемая ситуация в ролевой игре условный характер, она заключается в ограничении реальной действительности и определяется дидактической задачей, направленной на усвоение учащимися знаний. В то же время сюжеты, оторванные от реальной жизни, могут не давать большого обучающего эффекта.

Ситуационная игра начинается с мысленного преобразования учащимися реальной ситуации в воображаемую, требующую умения ставить себе конкретные условия деятельности, которые не воспринимаются ими непосредственно. Деятельность по преобразованию обеспечивает создание образов, основанных на прошлом опыте подростков.

По мнению психологов, постоянная опора на образ делает знания эмоционально насыщенными, активизирует творческое воображение ребенка. Переход в воображаемую ситуацию является необходимой предпосылкой для развертывания игры, которая порождается игровыми действиями, ролью. Особенность роли заключается в том, что она социальна по своей природе. Любая роль несет в себе, тенденцию взаимодействия и взаимосвязи с другими ролями. При этом структура совместной игровой деятельности определяется задачей обучения и строится на учебном материале. Совместная деятельность учащихся организуется тремя моделями: совместно-индивидуальной, совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей.

Анализ ситуационных игр, используемых в биологическом образовании, позволяет выделить различные подхода к определению месту ролевых игр в обучении биологии. Критерии отбора адекватного содержания материала, форм организации и методических условий, соблюдение которых способствует качественному усвоению учащихся биологических знаний. Игры применяются во всех разделах курса биологии, как во внеклассной работе, так и на уроке с целью обучения, воспитания и развития учащихся. Содержание их носит социальный характер и связано с деятельностью человека по охране природы, по технологии кормления, содержания сельскохозяйственных животных, охране здоровья человека и т.д. Они способствуют развитию политехнических знаний, их внутри- и меж предметной интеграции, обобщению, углублению и накоплению новых биологических знаний. Ситуационные игры имеют как репродуктивный, так и творческий характер и сопровождаются с различной степенью познавательной самостоятельностью учащихся. Предложенные игры различаются целями их включения в учебно-воспитательный процесс, содержанием, формой и продолжительностью проведения. При этом в практике преподавания биологии стихийно определяется место ситуационные игры при изучении разделов курса и выбор тех форм, которые, по мнению авторов, считаются более эффективными.

При изучении раздела биологии «Человек и его здоровье» можно использовать в зависимости от содержания учебного материала, дидактических задач различные ситуационные игры: оценочные, технологические, моделирующие, информационные.

Различные исследования позволяют рассматривать ситуационную игру как метод, направленный на решение учебных задач посредством создания воображаемой ситуации, в которой принимают участие школьники, исполняющие игровые и профессиональные роли, и учитель, осуществляющий руководство ею.

На подготовительном этапе важное место отводится составлению сценария ролевой игры. При этом, исходя из педагогических задач урока и изложенных выше требований к ситуационной игре, осуществляется ряд действий: учебный материал логически структурируется, в нем выделяются опорные и основные понятия; составляется ситуация, задания и вопросы; определяются основные источники знаний, организационные формы проведения; методические приемы, технические средства обучения, наглядный материал, средства и приемы создания эмоционального напряжения, непрофессиональные (игровые) и профессиональные роли, последовательность осуществления игровых действий; указываются вида деятельности учителя и учащихся.

При разработке ситуации большое внимание уделяется ее содержанию, проблемам, соответствующим образовательным, развивающим и воспитывающим функциям и доступным школьникам. В игровой ситуации учитывается оптимальное соотношение между известным и неизвестным в знаниях учащихся, ее адекватность реальной действительности и способность вызывать познавательный интерес у участников игры. Содержание ситуации задает характер отношений участников игры и намечает использование ролей. При отборе профессиональных ролей обращается внимание на их связь с содержанием учебного материала, значимость и интерес к ним учащихся. Выбор числа действующих лиц находится в прямой зависимости от содержания материала, дидактических задач и предложенной ситуации. Одну и ту же роль может выполнять целая группа или один ученик. Полнота знаний о профессии зависит от активности ребят в жизненных ситуациях.

При распределении ролей среди учащихся учитываются индивидуальные особенности участников и добровольность выбора. Поскольку в ролевой игре используется групповая форма организация учебного процесса, то предъявляются особые требования к комплектованию групп. При этом учитывались следующие критерии: уровень знаний и умений учащихся, темп работы и работоспособность школьников, их взаимоотношения.

В зависимости от задач, стоящих на разных этапах игры, группы должны формироваться с неодинаковым уровнем знаний (гетерогенные) и с одинаковым (гомогенные). Общее число участников в группе определялось наличием того или иного числа ролей.

При подготовке учащихся к ситуационной игре значительное внимание уделяется формированию у них умения осуществлять игровые действия, ролевое общение, вхождение в роль и т.п. Результаты анкетирования показывают, что в этом возрасте игра занимает незначительное место в жизни школьников. По некоторым данным, только 6% учителей, от общего числа опрошенных применяют игры в учебном процессе [12]. В связи с этим для успешного формирования игровых умений в учебный процесс должно включаться решение ситуационных заданий, исполнение эпизодической роли, игра с правилами. По мере того, как умения формируются ролевую игру можно рассматривать как метод, направленный на решение учебных задач посредством создания воображаемой ситуации, в которой принимают участие школьники, исполняющие игровые и профессиональные роли, и учитель, осуществляющий руководство ею.

На подготовительном этапе важное место отводится составлению сценария ролевой игры. При этом, исходя из педагогических задач урока и изложенных выше требований к ролевой игре, осуществляется ряд действий: учебный материал логически структурируется, в нем выделяются опорные и основные понятия; составляется ситуация, задания и вопросы; определяются основные источники знаний, организационные формы проведения; методические приемы, технические средства обучения, наглядный материал, средства и приемы создания эмоционального напряжения, непрофессиональные (игровые) и профессиональные роли, последовательность осуществления игровых действий; указываются вида деятельности учителя и учащихся.

При разработке ситуации большое внимание уделяется ее содержанию, проблемам, соответствующим образовательным, развивающим и воспитывающим функциям и доступным школьникам. В игровой ситуации учитывается оптимальное соотношение между известным и неизвестным в знаниях учащихся, ее адекватность реальной действительности и способность вызывать познавательный интерес у участников игры. Содержание ситуации задает характер отношений участников игры и намечает использование ролей. При отборе профессиональных ролей обращается внимание на их связь с содержанием учебного материала, значимость и интерес к ним учащихся. Выбор числа действующих лиц находится в прямой зависимости от содержания материала, дидактических задач и предложенной ситуации. Одну и ту же роль может выполнять целая группа или один ученик. Полнота знаний о профессии зависит от активности ребят в жизненных ситуациях. Результаты проверки активности школьников в области животноводства позволили сделать вывод о необходимости знакомить их до проведения ролевой игры как с профессиями, так и с технологическими процессами на теоретическом уровне. С этой целью проводится отбор дополнительной литературы, определяется объем информации. Полнота содержания, количество вносимых действий должны соответствовать целесообразности их применения и отвечать требованиям программы.

При распределении ролей среди учащихся учитывались индивидуальные особенности участников и добровольность выбора. Поскольку в ролевой игре используется групповая форма организация учебного процесса, то предъявляются особые требования к комплектованию групп. При этом учитывались следующие критерии: уровень знаний и умений учащихся, темп работы и работоспособность школьников, их взаимоотношения. Дан анализ психологической литературы по теме исследования. Теоретические основы методов обучения биологии позволили обосновать статус ролевой игры как метода обучения. Метод рассматривается как деятельность, основные компоненты которого - потребности, мотивы, цели, средства и действия.

Анализ различных подходов к классификации методов позволяет определить их основные признаки. В биологическом образовании ими являются познавательная самостоятельность и источники знаний. Познавательная самостоятельность понимается как способность школьников ориентироваться в новой ситуации, умение видеть и ставить проблемы, находить подход к их решению и осуществлять его. Психологической предпосылкой развития самостоятельности считается ориентировочная основа деятельности, выделенная П.Я. Гальпериным.

Ролевая игра рассматривается как метод, особенность которого состоит в том, что учение оказывается компонентом и результатом игровой деятельности, и она характеризуется внешней к внутренней сторонами. Внешняя сторона проявляется в действиях учителя и учащихся. Она выражается в игровых действиях, приемах, моделировании воображаемой ситуации, ее вербальных и невербальных обозначениях, а также в организационно-управленческих действиях учителя. Эти действия проявляются на всех этапах ролевой игры: подготовительном, игровом и после игровом. Внутреннюю сторону составляют содержание ролевой игры, логические приемы мыслительной деятельности учащихся. Игра органически сочетается с другими методами обучения и способствует повышению качества усвоения знаний учащихся. Наряду с этим исследуется проблема учета условий и требований к отбору метода обучения и критериев эффективности его применения.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...