Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация систем учета затрат на производство и калькуляции




    продукции

 

Все группировки затрат предназначены для принятия каких-либо решений, но ситуации, возникающие на производстве не могут быть уложены в типовые системы, поэтому на каждом предприятии формируют свою систему учета затрат на производство с учетом удовлетворения запросов менеджеров. Однако при всем их многообразии теорией и практикой выработаны общие подходы к организации учета затрат и калькулировании продукции.

Системы управленческого учета затрат на производство определяют три взаимосвязанных элемента: учет затрат на производство; учет выхода готовой продукции; определение ее себестоимости. Исходя из этого система учета затрат на производство должна выражать определенную взаимосвязь приемов и способов обобщения издержек по составу, содержанию, назначению, местам возникновения и центрам ответственности, по видам продукции или работ и их однородным группам и способов контроля за использованием производственных ресурсов в сопоставлении с действующими нормами и планируемой эффективностью.

Наиболее часто применяемые системы калькулирования себестоимости продукции можно расположить на прямой следующим образом:

 

Смешанные системы калькулирования сибестоимости

 

Позаказное               Пооперационное          JIT калькулирование   Попроцессное

калькулирование     калькулирование                                                      калькулирование

 

 


Рассмотрим поподробнее каждую из систем учета затрат.

Позаказный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции применяется в индивидуальном мелкосерийном производстве сложных изделий, а также при производстве опытных, экспериментальных, ремонтных и тому подобных работ.

Объектом учета и калькулирования позаказного метода является один производственный заказ, открываемый на один или несколько однородных изделий. Обычно заказы открываются на количество изделий, выпуск которых предусмотрен в течение месяца. Если одинаковые изделия с длительным циклом изготовления запускаются в производство в разные периоды, то на каждое изделие следует открывать отдельный заказ. На изделия, имеющие длительный производственный цикл могут открываться заказы на отдельные технологические и монтажные узлы в соответствии с установленной комплектацией. Это способствует сокращению калькуляционного периода. Место данного заказа в классификации производства предприятия, а при необходимости и источник покрытия затрат по нему, определяется системой нумерации заказов.

В картах аналитического учета затрат, открываемых бухгалтерией на каждый заказ, указывается название, тип изделия, количество изделий, наименование заказчика, цехи-участники, плановая себестоимость, оптовая цена. Вся первичная документация составляется с обязательным указанием номеров (шифров) заказов. На предприятиях должен быть организован контроль за правильной выпиской первичных документов в соответствии с нормативно-технической документацией.

Калькуляцию заказа производят по мере его окончания. Все затраты собирают в карточке набора затрат. До завершения всех работ по заказу затраты представляют собой незавершенное производство. Себестоимость законченного заказа определяют суммированием затрат. На рисунке 4.2 представлен порядок движения затрат при позаказной калькуляции продукции. При использовании данной системы для учета материалов, как основных, так и вспомогательных используется счет 10 «Материалы». По

дебету счета отражается покупка и поступление материалов на склад, по кредиту – отпуск материалов в производство. Стоимость отпущенных основных материалов относят на счет «Незавершенное производство», вспомогательных на счет «Общепроизводственные расходы». Начисление заработной платы производственным рабочим и административно – управленческому персоналу отражается следующими проводками Д20 К70, Д25 К70. Основанием для записи являются трудовые талоны (наряды) или индивидуальные табели. Индивидуальные табели широко используются для учетных записей и для составления расчетно–платежных ведомостей. Выплата заработной платы отражается проводкой Д70 К50. Фактические выплаты заработной платы могут отражаться еженедельно в отличие от начисления, осуществляемого ежемесячно. Причиной является то, что учетным периодом, завершающимся составлением счетов в Главной книге является месяц. Общепроизводственные расходы, в отличие от прямых затрат (затрат материалов и расходов на оплату труда) нельзя прямо отнести на конкретные виды готовой продукции. При их списании часто прибегают к нормативным коэффициентам, рассчитанным для каждого подразделения или функционирующего объекта. Общепроизводственные расходы относят на каждый вид продукции посредством этого коэффициента. Сумму относимых общепроизводственных расходов определяют умножением нормативного коэффициента общепроизводственных расходов на фактическую величину выбранной базы распределения. Списание общепроизводственных расходов отражается проводкой Д20 К25. Законченная продукция поступает на склад готовой продукции, что отражается по дебету счета «Готовая продукция» (Д40 К20). Списание себестоимости реализованной продукции бухгалтерия отражает следующей проводкой Д44 К40.

В заключении еще раз выделим особенности позаказной системы калькулирования:

- аккумулирование данных обо всех понесенных затратах и отнесении их на отдельные виды работ или партии готовой продукции;

- аккумулирование затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;

- ведение только одного счета «Незавершенное производство». Данный счет расшифровывается ведением отдельных карточек учета затрат по каждому заказу, находящемуся в производстве.

Однако наиболее типичным является не индивидуальное, а серийное производство. В этом случае при расчете себестоимости производства единицы продукции очень часто трудно определить, к какому количеству продукции нужно относить произведенные затраты, понесенные за период. Обычно на начало и конец отчетного периода имеется незавершенное производство, на которое были сделаны затраты, но которое не было закончено за данный период. Решить данную проблему позволяет попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции.

Попроцессный метод калькулирования себестоимости применяют организации, которые серийно производят однообразную продукцию или имеют непрерывный производственный процесс. В этом случае целесообразно вести учет затрат, относящихся к продукции, произведенной за определенный период. Учетные записи на счетах сопровождают движение продукции по стадиям обработки.

Анализируя схему попроцессной калькуляции и накопления затрат можно учетный процесс подразделить на пять этапов:

1. Учет производства в натуральных и планово-учетных единицах.

2. Учет выпуска в натуральных и планово-учетных единицах.

3. Суммирование учетных затрат по дебету счета «Основное производство».

4. Подсчет себестоимости единицы продукции.

5. Распределение затрат между готовыми полуфабрикатами и незавершенным производством на конец периода.

 

Первые два этапа предполагают отражение процесса производства в натуральных единицах, три последних – в стоимостных.

Себестоимость единицы продукции определяют делением общей суммы производственных затрат, понесенных определенным подразделением за определенный промежуток времени, на количество единиц готовой продукции, произведенных за этот же промежуток времени.

Для измерения количества изделий, изготовленных за определенный период при данном методе используют условные единицы продукции. Они позволяют пересчитать не полностью завершенные изделия в условно готовые изделия. Количество условно готовых изделий равняется сумме:

- общего количества изделий, начатых и завершенных в пределах данного отчетного периода;

- слагаемого, отражающего работу над изделиями в незавершенном производстве на начало и конец периода.

Калькулирование затрат может осуществляться методом усреднения и методом ФИФО. Согласно принципу ФИФО единицы продукции в незавершенном производстве на начало периода будут завершены до того, как новые изделия поступят в обработку. При калькулировании затрат методом усреднения рассматриваются единицы продукции в незавершенном производстве на начало периода как начатые и законченные в течение отчетного периода.

В практике применяют три варианта попроцессного метода учета затрат на производство: последовательный, параллельный и раздельный. 

Последовательный вариант предусматривает последовательное накопление затрат вместе с передачей готовой продукции одного передела для обработки в последующем переделе. Стоимость готового изделия переходит на счет готовой продукции из последнего цеха, где незавершенное производство доведено до конечной продукции предприятия.

Параллельный учет используется теми предприятиями, где обработка полуфабрикатов и сырья проходит одновременно в нескольких цехах, предназначенных для выпуска одного изделия или группы однородных изделий.

Раздельный метод применяется там, где технология производства однородных продуктов имеет разные процессы обработки.

Системы попроцессного калькулирования более простые и менее дорогие, чем позаказное калькулирование, так как отсутствуют карточки набора затрат по заказам и нет индивидуальных работ. Записи на счетах бухгалтерского учета могут быть обычными (бесполуфабрикатный вариант) и через счет «Полуфабрикаты собственного производства» (полуфабрикатный вариант).

Еще раз подчеркнем особенности попроцессного метода калькулирования себестоимости:

- аккумулирование производственных затрат по подразделениям безотносительно к отдельным заказам;

- списание затрат за календарный период, а не за время, необходимое для выполнения заказа;

- открытие отдельных аналитических счетов «Незавершенное производство» для каждого подразделения.

Помимо рассмотренных выше систем учета затрат существуют системы, которые являются промежуточными между позаказным и попроцессным калькулированием. Такие системы называют смешанными или гибридными системами калькулирования себестоимости. Сочетание элементов, составляющих смешанные системы, зависит от производственной структуры предприятия. Наиболее часто применяется пооперационное и JIT-калькулирование. Рассмотрим поподробнее каждую из систем.

При пооперационной системе калькулирования объектом отнесения заработной платы труда основных рабочих и накладных расходов является операция. Затем эти затраты распределяются по единицам продукции, прошедшим данную операцию, пропорционально средней величине добавленных затрат. Затраты на основные материалы прослеживаются по определенному продукту и производственной линии так же, как и при позаказной системе.

При операционной системе калькулирования в качестве первичного документа используется наряд на сдельную работу, в котором описывается перечень необходимых материалов и операций. Содержание нарядов различается, потому что каждая партия имеет различные комбинации материалов, операций и окончательного вида изделий. Затраты на изделия собираются по партиям продукции. Основные материалы идентифицируются с определенной партией. Прямые трудозатраты и накладные расходы распределяются по продуктам косвенно, путем нахождения средних добавленных затрат на единицу по каждой операции, минуте или часу операционного времени.

Основной момент пооперационной системы – это использование планового (или прогнозного) коэффициента как для прямых затрат труда, так и для накладных расходов по каждой операции. Прямые трудозатраты исчезают в качестве обособленной статьи для калькулирования себестоимости продукции.

JIT – это поточная организация производства, при которой каждая деталь обрабатывается по мере необходимости совершения следующего шага поточной линии. В идеале JIT имеет дело с нулевыми остатками. В сравнении с массовым производством по партиям система JIT имеет две отличительные черты. Во-первых, остатки рассматриваются как зло, поэтому накладываются жесткие ограничения на остатки основных материалов, комплектующих, НЗП во всех точках. Во-вторых, производство должно быть остановлено при выявлении брака или отсутствия комплектующих. Идеально в условиях системы JIT заключительная сборка проводится по продаже предыдущей единицы. Эта особенность определяется как «ориентируемая на спрос характеристика JIT».

Когда предприятие переходит к поточному производству с непрерывным ритмом, личное наблюдение становится лучшим способом контроля. Рабочие пропускают хорошо сделанный продукт дальше, а испорченный отбрасывают. Менеджеры и рабочие знакомятся с повседневным производственным графиком и стимулируются за его выполнение и контроль затрат.

Критическим компонентом JIT является взаимоотношения с одним или несколькими поставщиками. Эти поставщики должны обеспечивать высококачественные, ритмичные и часто повторяющиеся поставки, что в свою очередь, позволит немедленно отправлять материалы и комплектующие в производство. Эта процедура исключает прохождение ими складов и отражение в учете на счете «Материалы»

Калькуляционная система JIT заставляет руководство предприятия задуматься, имеет ли смысл детально прослеживать затраты на продукт шаг за шагом по стадиям обработки. Оперативный учет движения деталей и полуфабрикатов ведется, но не на основе заказов. Вместо этого производственный процесс рассматривается как трубопровод. При его функционировании все затраты, отраженные в начале периода, появятся снова как затраты на законченный продукт в конце отчетного периода.

В условиях JIT фактические материалы и накладные расходы собираются по цехам каждый месяц. Определяется количество произведенных единиц и их стоимость. Сопоставляются нормативные затраты с полученными и ежемесячно по цехам рассчитывается отклонение.

Пооперационное и JIT – калькулирование представляют только два примера гибридных систем. Они могут варьироваться в зависимости от организации производственного процесса и требований менеджера к степени их точности.

Идеальной системой калькулирования можно назвать систему JIT, так как переход от поточного производствам по партиям к массовому производству с непрерывным ритмом, привлечение рабочих к сплошному контролю качества дают следующие приемущества:

1- минимальные вложения в сырье и материалы;

2- сокращения затрат на внутреннее перемещение материалов;

3- сокращение риска потерь качества материалов в процессе хранения;

4- уменьшение затрат на складские помещения в производстве и на предприятии в целом;

5- сокращение общепроизводственных затрат из-за улучшения качества поставок, сокращения брака и отходов, сокращения «бумажной работы».

 Однако в нашей стране применение этой системы ограничено в связи с экономической и политической нестабильностью.

Теория и практика отечественной системы калькулирования в условиях развивающихся рыночных отношений нуждается в изучении организационных систем управленческого учета, применяемых в странах рыночной экономики. В данном случае выделяют две основных системы учета затрат: стандарт-кост и директ-костинг. Основное их отличие заключается в порядке распределения постоянных расходов между калькуляционными периодами. Стандарт-кост - это метод калькулирования себестоимости продукции с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров. При методе директ-костинг постоянные расходы полностью относят на реализацию.

Директ-костинг является предметом полемики среди бухгалтеров. И не только потому, что не достигнуто согласие в описании образцов поведения постоянных и переменных расходов для целей управления и контроля, столько потому, что ставится вопрос о теоретической пригодности этого метода для составления внешней отчетности. Сторонники директ-костинга утверждают, что постоянная часть производственных расходов боле тесно связана со способностью производить (содействовать производству), а не с выпуском конкретных единиц. Поэтому их следует относить к затратам на период и сразу списывать на реализацию без внесения в себестоимость продукции. Оппоненты же этого метода доказывают, что запасы должны включать при их оценке и компонент постоянных производственных затрат, необходимых для производства продукции; обе партии этих расходов должны быть запасоемкими, не взирая на различия в поведении.

Традиционный отчет о прибылях и убытках отражает стандарт-кост и подразделяет расходы в зависимости от их функциональной роли на производственные, коммерческие и административные. Отчет о прибылях и убытках по системе стандарт-кост включает в себя следующие статьи:

- Выручка от продажи продукции, работ, услуг

- Производственные расходы (включая постоянные производственные расходы)

- Валовая прибыль

- Коммерческие расходы

- Административные расходы

- Прибыль от продаж

 

Финансовый отчет, построенный по результатам калькулирования по методу директ-костинг, строится по следующей схеме:

- Выручка от продажи продукции, работ, услуг

- Переменные расходы

производственные

коммерческие

административные

- Маржинальный доход

- Постоянные расходы

производственные

коммерческие

административные

- Прибыль от продаж

Оба отчета о финансовых результатах показывают два подхода к представлению результатов от хозяйственных операций. Однако случается встретить их симбиоз. Например, некоторые компании используют стандарт-кост, но и затраты подразделяют на переменные и постоянные.

Отчет при стандарт-кост не показывает никакого маржинального дохода, что приводит к аналитическим трудностям при вычислении влияния на прибыль изменений в выручке. Согласно стандат-кост постоянные общепроизводственные расходы усреднены и относятся к продукту. При маржинальном подходе общая сумма постоянных расходов показывается обособленно, прежде чем будет отражена сумма чистой прибыли. Это "высвечивание" общей суммы постоянных расходов помогает сосредоточить внимание менеджеров на поведении постоянных расходов и контролировать совместное выполнение долгосрочных и краткосрочных планов.

Рассмотрим поподробнее основные компоненты каждой из систем.

Система стандарт-кост представляет собой совокупность процедур по планированию, нормированию, отпуску материалов в производство, составлению внутренней отчетности, калькулированию себестоимости продукции, осуществлению экономического анализа и контроля на основе норм затрат. Ее основной целью является полное использование производственных факторов и экономное ведение хозяйства. Сущность этой системы заключается в следующем:

- планирование затрат на основе норм, обеспечивающих поставленные перед предприятием задачи;

- документирование затрат путем выдачи разрешений на использование различных ресурсов для производственных целей, обоснованных нормами и нормативами;

- отражение затрат на счетах бухгалтерского учета по нормам; калькулирование основывается на нормах затрат, а отклонения от норм по мере их возникновения показывают на счетах бухгалтерского учета как увеличение или уменьшение производственного результата;

- выявление отклонений производится линейным персоналом управления в целях оперативного вмешательства в процесс формирования себестоимости на каждом уровне управления.

Учет затрат по нормативам (стандартам) представляет собой целостную концепцию. Если ее применяют в полном объеме, то все данные о фактических производственных затратах замещаются нормативными (стандартными) значениями. Такие счета, как " Материалы", "Незавершенное производство", "Готовая продукция" и "Себестоимость реализованной продукции" (и по дебету и по кредиту) ведут с использованием нормативных, а не фактических затрат. Бухгалтер ведет отдельные счета фактических затрат, чтобы в конце отчетного периода сравнить их с нормативными. Если обнаруживается отклонение, бухгалтер должен выяснить причину его происхождения. Этот процесс, известный как анализ отклонений - эффективный инструмент контроля затрат и всей системы управления.

Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят из шести элементов:

1. Нормативная цена основных материалов;

2. Нормативное количество основных материалов;

3. Нормативное рабочее время;

4. Нормативная ставка оплаты труда;

5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов;

6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Для организаций, оказывающих услуги, применяются только последние четыре, так как эти организации не используют сырье и материалы в своих операциях.

Для разработки нормативных калькуляций в организациях создается нормативное бюро (группа) при планово-экономическом отделе. Сюда поступают от соответствующих подразделений нормы и нормативы, создается фонд нормативной информации, составляются нормативные калькуляции, отчеты об изменениях норм, расчет и анализ отклонений от норм.

 

Существует несколько вариантов организации нормативного учета затрат. Можно выделить три основных варианта.

При первом варианте учет ведется по нормативным затратам. Фактические затраты определяют исходя из нормативных затрат и отклонений. При таком ведении учета исходят из предпосылки, что на счетах бухгалтерского учета движение материальных ценностей оценивают по нормам, в том числе в части готовой продукции и незавершенного производства, а все выявленные отклонения по мере их возникновения накапливаются и в конце отчетного периода присоединяются к нормативным затратам.

Второй вариант предполагает учет фактических и нормативных затрат одновременно. При этом подходе отражение движения информации о затратах на производство происходит в двух оценках: по фактическим затратам и нормативной величине фактического объема выполненных работ.

При использовании третьего варианта учет ведется смешанным способом и может осуществляться двумя методами. При первом методе нормативный учет затрат касается готовой продукции и незавершенного производства в целом, но в последнем происходит перерасчет затрат на незавершенное производство, то есть в конце отчетного периода определяется разница между суммой затрат на производство и нормативной себестоимостью товарного выпуска. Таким образом, вся сумма отклонений в результате списывается на незавершенное производство. При втором методе учет затрат предполагает соблюдение норм затрат. Полученные в течение отчетного периода данные об отклонениях не отражаются в регистрах бухгалтерского учета. Вся сумма отклонений от норм затрат по всем видам изделий в пределах отчетного периода списывается на производственную себестоимость выпущенной товарной продукции, то есть в данном случае незавершенное производство оценивается по нормативной себестоимости.

Нормативный метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции более других отвечает потребностям нормативной системы управления издержками. Благодаря своему универсальному характеру он рекомендован к внедрению во всех отраслях народного хозяйства. Нормативный управленческий учет принято рассматривать как систему нормативного планирования и учета затрат на производство.

Непростые рыночные процессы, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции, а также увеличение доли постоянных затрат в общем их объеме существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит и на прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости дает подсистема управленческого учета, которая получила название директ-костинг.

Применяя систему директ-костинг (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимости между объектом производства, затратами и выручкой. Для обеспечения этих аналитических расчетов необходимо вести раздельный учет переменных и постоянных расходов с подсчетом маржинального дохода по изделиям. Система директ-костинг заостряет внимание руководства предприятия на изменении маржинального дохода по предприятию в целом и по изделиям. Она позволяет лучше учитывать изделия с большой рентабельностью, чтобы переходить в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных расходов не затушевывается в результате списания постоянных косвенных расходов на себестоимость конкретных изделий. За счет сокращения статей себестоимости упрощается ее нормирование, учет и контроль и к тому же улучшается учет и контроль условно-постоянных накладных расходов, поскольку их сумма за данный конкретный период показывается в отчете о прибылях и убытках отдельной строкой, что наглядно демонстрирует их влияние на величину прибыли предприятия.

Таким образом, сущность этой системы заключается в следующем: прямые затраты обобщают по видам готовой продукции, косвенные же затраты собирают на отдельном счете и списывают на общие финансовые результаты того отчетного периода, в котором они возникли.

Система директ-костинг имеет несколько отличительных особенностей: первая - разделение производственных затрат на переменные и постоянные; вторая - калькулирование себестоимости продукции по ограниченным затратам; третья - многостадийность составления отчета о прибылях и убытках. Процесс учета происходит в два этапа:

- расчет себестоимости;

-  расчет результата.

На первом этапе устанавливается связь объема производства готовой продукции с прямыми (переменными) затратами, отражается рентабельность производства отдельных видов продукции. На втором этапе обобщенные на одном счете косвенные (постоянные) расходы сопоставляются с вкладом, полученным от реализации каждого вида продукции. Результат отражает рентабельность всего производства и реализации. Таким образом, эта система ориентирована на реализацию. Чем больше объем реализации, тем больше прибыли получает предприятие. Оценивают готовую продукцию и незавершенное производство только по переменным (прямым) затратам. Такая система оценки побуждает предприятия изыскивать возможности увеличения реализации.

Система директ-костинг развивается в соответствии с развитием управления. Гибкость планирования и принятия управленческих решений потребовали ввода в систему директ-костинг бюджетов (смет) и заданий, анализа их исполнения. Особенностью современной системы директ-костинг является использование стандартов (норм) не только по переменным издержкам, но и по постоянным, в частности по переменной части постоянных накладных расходов. Стандартный директ-костинг - есть средство достижения конечной цели предприятия - получение чистой прибыли.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...