Основные формы денежных расчетов на предприятии
Денежные расчеты на предприятии осуществляются в безналичной и наличной формах. Безналичные расчеты имеют возрастающее значение в практике работы предприятий, так как приводят к замещению наличных денег и снижению издержек обращения, то есть к сокращению расходов на прием наличных денег, пересчет, хранение и их перевозку. Широкому применению денежных (наличных и безналичных) расчетов между предприятиями способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в ее развитии. Система безналичных расчетов применяется при исполнении подавляющего большинства денежных обязательств, вытекающих из предпринимательских сделок; при перечислении налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие фонды; при оплате коммунальных платежей, услуг связи, а также при покупке товаров и оплате услуг с применением банковских карт. В гражданском обороте безналичный перевод - наиболее важный инструмент исполнения денежных обязательств. Роль безналичных переводов предприятий на финансовом и фондовом рынке еще более велика. Денежный перевод - это движение безналичных денежных средств от плательщика к получателю через банковскую систему; сделка (совокупность сделок), содержанием которой является уплата (или обеспечение уплаты) определенной суммы денежных средств получателю. К участникам безналичного перевода отнесены: плательщик; получатель; банк плательщика; банк получателя (взыскателя); банк-посредник. Безналичные расчеты обслуживают сферу хозяйственных связей предприятия и его взаимоотношения с финансово-кредитной системой; их сущность заключается в том, что хозяйственные органы производят платежи друг другу за товарно-материальные ценности, а также по финансовым обязательствам путем перечисления сумм со счета плательщика на счет получателя или путем зачета взаимной задолженности.
Безналичные расчеты в хозяйственной деятельности организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их организации, определяемых конкретными условиями хозяйствования, очередность, а также формы и способы расчетов и связанного с ними документооборота. Совокупность правил и условий оформления, пересылки и оплаты расчетных документов, регулирующих отношения предприятий и организаций между собой и банками, представляющая систему безналичных расчетов, показана на рис. 1.
Рис. 1. Схема реализации безналичных расчетов.
Первый и основной принцип безналичных расчетов состоит в их осуществлении по банковским счетам, которые открываются предприятиям банками для хранения и перевода средств. Проведение безналичных расчетов через банк должно обуславливаться экономической целесообразностью, сочетаться с экономической самостоятельностью субъектов рынка и их материальной ответственностью за свои действия. Второй принцип безналичных расчетов заключается в том, что платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете. Третий принцип - свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения. В Положении о безналичных расчетах в РФ (далее Положение) определена тенденция к превращению плательщика в главный субъект платежной операции, так как во всех формах безналичных расчетов инициатива платежа принадлежит плательщику.
К трем важнейшим принципам безналичных расчетов необходимо добавить еще два принципа организации безналичного оборота: срочность платежа и обеспеченность платежа. Принцип срочности платежа означает осуществление расчетов, строго исходя из сроков, предусмотренных в хозяйственных, кредитных, страховых договорах, инструкциях Минфина РФ, коллективных договорах с рабочими и служащими предприятий, организаций на выплату зарплаты или в контрактах, трудовых соглашениях, договорах подряда и т.д. Все принципы расчетов взаимообусловлены и тесно связаны. Нарушение одного из них приводит к нарушению других. Организация безналичного оборота должна соответствовать следующим требованиям: обеспечение кругооборота средств, бесперебойного процесса реализации товаров (работ, услуг) предприятия; своевременное перечисление денежных средств по всем обязательствам; контроль за соблюдением договоров, правил безналичных расчетов и платежной дисциплины; ответственность плательщика за несвоевременные платежи; обеспечивать возможность финансового контроля за соблюдением. Очередность платежей может быть следующей: а) хронологическая - претензии удовлетворяются в той последовательности, в какой расчетные документы предъявляются предприятием в банк, независимо от цели платежа; б) целевая - в первую очередь совершаются важные по значению платежи. Операции по безналичным расчетам отражаются на расчетных, текущих и иных счетах предприятия после представления последним соответствующих документов. Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами предприятия осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов. Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к числу которых относится способ платежа и соответствующий ему документооборот. Документооборот - это система оформления, использования и движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка грузоотправителя счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов; содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.
В соответствии с действующим законодательством в современных условиях разрешается использование следующих форм безналичных расчетов: платежные поручения; аккредитивы; чеки; платежные требования, инкассовые поручения. Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах. Обращения наличных денег неотделимо от безналичного платежного оборота. Эти два вида платежного оборота образуют единый денежный оборот страны, в котором циркулируют денежные единицы одного наименования. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести одну кассовую книгу по установленной форме. При расходовании денежных средств законодательством установлены отдельные ограничения. Так, расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и предпринимателем без образования юридического лица, а также между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары (выполненные работы и оказанные услуги), а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими и физическими лицами не установлен, но при расчетах наличными деньгами с помощью подотчетных лиц также должен действовать установленный лимит. Кроме того, предприятия не вправе вносить наличные денежные средства из кассы непосредственно на расчетные счета других юридических и физических лиц, минуя свой счет. За осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями сверх установленных предельных сумм органами Госналогслужбы России налагается штраф в двукратном размере суммы произведенного платежа. Предприятия, независимо от организационно-правовых форм и сфер деятельности, вправе иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителем предприятия. Наличные деньги в своих кассах сверх установленных лимитов предприятия имеют право хранить только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке. Всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе, предприятия обязаны сдавать в банк в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Рациональная организация наличного и безналичного оборота предприятия решает такие проблемы, как нормализация платежного оборота, сокращение взаимной задолженности предприятий, учреждений и организаций, повышение ответственности хозяйственных субъектов за состояние платежной дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|