Типы грамматических ошибок
Стр 1 из 11Следующая ⇒ ТЕОРИЯ КО ВСЕМ ЗАДАНИЯМ ЕГЭ. Задание1. Внимательно прочитайте текст. Чаще всего это примерно 5-9 предложений. 2.Помните, что в ответ должно быть два номера. 2. Внимательно прочитайте варианты ответов, вдумайтесь, какие из них включают в себя более полный объём информации, а в каком варианте дана второстепенная информация. Основная мысль текста - это то, ради чего он написан автором. Попытайтесь кратко ответить на вопрос: о чём текст? 3. Имейте в виду, что чаще всего оба верных предложения примерно похожи, в них даже фразы могут быть одинаковыми. Задание 2. Выполняя данное задание, нужно помнить, что чаще всего пропущены вводные слова или союзы. Вводные слова вносят определенный лексический смысл в сказанное. Поэтому нужно знать группы вводных слов по значению, вдуматься, какое подойдёт в том или ином контексте. Бывают пропущены и союзы. Вспомните их типы, это тоже поможет правильно выбрать нужный ответ.
Задание №3: будет дано многозначное слово, предложены варианты его объяснения в словарной статье. Нужно будет понять, в каком из четырёх значений использовано слово в одном из предложений текста, данного в задании 1.
Слова будут предложены самые различные: устаревшие и общеупотребительные, иноязычные и исконно русские. Рекомендации: · Внимательно вдумайтесь в каждое значение многозначного слова. · Особенно тщательно разберитесь в примерах, данных по каждому значению слова. · Затем прочитайте указанное предложение из текста в задании №1,причём обязательно в контексте - это 1-2 предложения до и после предложения. · Соотнесите смысл предложения в задании со смыслом предложений, которые даны в примерах. Подумайте, какое значение слова наиболее подходит для правильного ответа. Как готовиться к выполнению задания №3 – определению значения слова по словарной статье? Читайте словарные статьи в словарях - толковых, иностранных слов, вдумывайтесь в данные там примеры. · Прекрасно будет, если ежедневно вдумчиво прочитывать хотя бы 5 словарных статей. Выбирайте слова по алфавиту, те, которые вы уже слышали, о которых говорили в школе на занятиях. Слова будут предложены из обязательного минимума слов, которым должен овладеть выпускник школы.
· Где найти этот обязательный минимум? В конце учебников, начиная с 5 –го по 11-ый класс. Там помещены краткие толковые словари. · В любом случае, все абсолютно слова предугадать невозможно. Поэтому нужно очень внимательно вдумываться в само задание, выполнять как можно больше вариантов тестов, тренироваться. Задание №4 Словарь ударений (на стене ГРУППЫ) Задание №5 Словарь паронимов (на стене ГРУППЫ) Задание №6 Образование форм глаголов · Нет форм 1 лица единственного числа настоящего будущего времени у следующих глаголов: затмить, победить, очутиться, убедить, убедиться, родиться, стонать, пронзить, чудить, ощутить и др. · Нет форм 1 и 2 лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов: кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете) наступить (о времени) обступить, осуществиться, произойти, получиться, родиться, раздаваться, течь, состояться, удаваться и др. · Нельзя употреблять в единственном числе слово «победить» в 1 лице («победю», «побежу»). Верно: я смогу победить, мне удастся победить. · Глагол «класть» употребляется только без приставки: кладу, клали) · Глаголы с корнем «-лож» употребляются только с приставкой (положить, выложить). · Запомните трудные формы: выздоровеют, опостылеют, опротивеют чтить- чтут (допускается – чтят) стлать (-ся)- доп. стелить(-ся) ездить – ездит, ездят мучить, мерить. лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят жечь - жгу, жжём, жжёшь, жжёте, жжёт, жгут (запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте) · Запомните формы настоящего и будущего времени: внимать – внимают (внемлют- поэтич.) глодать – гложет дремать – дремлет кликать –кличет клокотать- клокочет колыхать – колышет кудахтать- кудахчет махать – машет, мурлыкать – мурлычет, плескать- плещет, полоскать- полощет рыскать – рыщет сыпать- сыплет трепать – треплет хлестать- хлещет щипать - Щиплет · Варианты форм, имеющие различные оттенки значений: каплют (капает) с крыш («падают каплями») накапать лекарства («несколько капель») · Запомните: прийти. · При образовании форм глаголов с основой на г,к происходит чередование с шипящими ж,ч:
лечь- лягу, ляжет, лягут течь – теку, течёт, текут беречь- берегу, бережёт, берегут Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут · При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс – ну: возникнуть – возник высохнуть – высох исчезнуть – исчез погибнуть- погиб привыкнуть – привык промокнуть – промок проникнуть – проник (то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!) Запомните: глохнуть – глох достигнуть – достиг, киснуть – кис, пахнуть – пах, подвергнуться- подвергся, вянуть – вял, В следующих словах более приемлем первый вариант: гаснуть – гас, гаснул мёрзнуть – мёрз, мёрзнул сохнуть – сох, сохнул тухнуть – тух, тухнул · Запомните некоторые формы повелительного наклонения: лечь – ляг, лягте сесть – сядь, сядьте резать – режь, режьте мазать – мажь, мажьте ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте). Но при отрицании: не езди, не ездите. В следующих глаголах допустимы два варианта форм повелительного наклонения: выглади – выгладь чисти- чисть вычисти- вычисть не корчи – не корчь очисти- очисть порти- порть испорти- испорть попорти- попорть почисти – почисть уведомь – уведоми откупори - откупорь полакомься- полакомись Предпочтительнее: высунь, вставь, выправь, почисть, не порть, не морщь, не корчь, лакомься, уведомь, откупорь, закупорь, выйди, взгляни, положи, беги, не кради. Запомните! 1 лицо множественного числа повелительного наклонения: пойти – пойдёмте, пойдём В разговорной речи неверно употребляют «пошли, пошлите» (это форма глагола «послать»: пошлите письмо) · Нет повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др. · Запомните: умертвить – умерщвлю роптать –ропщу
Таковы наиболее распространённые трудности в образовании форм глаголов, хотя данные правила можно и продолжить. 1. Образование форм имён существительных.
· Множественное число существительных
Именно формы множественного числа существительных часто вызывают затруднения в написании и постановке ударения. Предлагаю таблицу образования множественного числа некоторых существительных.
Данную таблицу можно использовать и при подготовке к заданию № 4.
· Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей
· Родительный падеж множественного числа существительных
Запомните: игра не стоит свеч.
Запомните: снадобий, захолустий, раздумий. · Род несклоняемых существительных В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда - к мужскому: кофе, пенальти, торнадо. Одушевлённые- в основном к мужскому.6 атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р. Как определить род? А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру. Б)по родовому (общему) понятию: широкая авеню(улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси (город). В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция, ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства. · Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее - вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.
Запомните трудные случаи образования форм имён сущестиивтельных · Разговор с Пушкиным - под городом Пушкином. Встретился с Ростовым - живу под Ростовом. В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже—ОМ: с Дарвином, с Чаплином. · Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе- столовая отремонтирована. · Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка. · Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода: педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие. Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила. · Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА. · Различайте слова по лексическому значению: Листья(на деревьях)- листы (железа) Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты(остатки ткани) мехА(шкуры)- мЕхи(кузнечные) образА(иконы)- образы(литературные) пропуска(документы)- пропуски (уроков) тормозА(устройство)- тОрмозы(препятствия) сыновья(дети)- сыны(отчества) учителЯ(преподаватели)- учИтели(идейные руководители) · У существительных, имеющих только форму множественного числа в родительном падеже следующие нормы образования форм: будней, заморозков, клипсов, нападок, панталон¸ потёмок, сумерек, яслей. · Образование форм имён числительных Склонение числительных · Количественные числительные, обозначающие целые числа Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов. Запомните: такие числительные изменяются по падежам полностью, то есть не только каждое слово, но и каждый корень в сложном слове. Образец:
· Количественные дробные числительные Изменяются следующим образом: числитель - как целое число, знаменатель - как порядковое числительное во множественном числе. Образец:
· Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полторы, полтораста Запомните. Что данные числительные в И.п и В.п. имеют начальную форму, а во всех остальных падежах одну форму: сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста · Собирательные числительные Они имеют окончания прилагательных. Образец:
· Числительное оба Числительное оба имеет формы мужского и женского рода. Запомните их склонение. Образец:
Порядковые числительные Это числительные, отвечающие на вопрос какой и обозначающие порядок предметов при счёте. При склонении изменяется только последнее слово. Образец:
Трудные случаи образования форм имён числительных · Запомните, правильно задавайте вопрос:до скольких работает магазин? Он работает до стольких-то (до десяти часов). (НЕВЕРНО: До скольки работает? До столько-то) · ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати трём тысячам студентов НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам. · Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –а, слова миллион, миллиард – как существительные мужского рода с основой на согласный. Образец:
· Если указывается дата, то название месяца ставится в родительном падеже.
· Порядковое числительное в названиях праздников пишется с большой буквы. Например: Поздравляю с праздником Восьмое марта. Собирательные числительные Собирательные числительные могут использоваться в следующих случаях: · С существительными, обозначающие лиц мужского пола: двое друзей, трое товарищей (можно и два друга, три товарища). · С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят, пятеро волчат. · С существительными, имеющими только множественное число: двое саней, трое ворот, двое очков. · С личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их четверо. · С числительными, перешедшими в существительные: вошли трое, двое дежурных. · Запомните: в И. п. главное слово- числительное, от него задаём вопрос к существительному. А в косвенных падежах главное слово - существительное. От него задаётся вопрос к числительному. Сравните: Отдать тридцать пять (чего?) рублей. О тридцати пяти рублях (о рублях скольких?) · Числительные тысяча, миллион и миллиард всегда являются главными в словосочетании, от них задаётся вопрос к существительному: Например: Миллион рублей, о миллионе рублей. · При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительного, при остальных числительных – множественного. Например: три дня, четыре яблока,НО пять дней, семь яблок. · Если существительное имеет только множественное число, то составные числительные с последней частью два, три, четыре с ними не употребляются. · НЕВЕРНО: двадцать двое суток. МОЖНО: двадцать одни сутки, двадцать пять суток). Что же делать? Необходимо заменить данное существительное на синоним: двадцать два дня. При существительных ножницы, щипцы и прочее можно использовать слово штука: двадцать три штуки ножниц. Ошибки в употреблении собирательных числительных · С существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое работниц (верно: две подруги, три работницы). · С существительными, обозначающими взрослых животных: трое волков, четверо слонов (верно: три волка, четыре слона) Задание №7 Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами Типы грамматических ошибок
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|