Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы грамматических ошибок




ТЕОРИЯ КО ВСЕМ ЗАДАНИЯМ ЕГЭ.

Задание1. Внимательно прочитайте текст. Чаще всего это примерно 5-9 предложений.

2.Помните, что в ответ должно быть два номера.

2. Внимательно прочитайте варианты ответов, вдумайтесь, какие из них включают в себя более полный объём информации, а в каком варианте дана второстепенная информация. Основная мысль текста - это то, ради чего он написан автором. Попытайтесь кратко ответить на вопрос: о чём текст?

3. Имейте в виду, что чаще всего оба верных предложения примерно похожи, в них даже фразы могут быть одинаковыми.

Задание 2. Выполняя данное задание, нужно помнить, что чаще всего пропущены вводные слова или союзы.

Вводные слова вносят определенный лексический смысл в сказанное. Поэтому нужно знать группы вводных слов по значению, вдуматься, какое подойдёт в том или ином контексте.

Бывают пропущены и союзы. Вспомните их типы, это тоже поможет правильно выбрать нужный ответ.

Слова Значения данных слов
1. Наверное, кажется, возможно, пожалуй, по-видимому, скорее всего, надо думать, надо полагать и т.д. Неуверенность в том, что излагается.
2. Сначала.,вначале, затем, потом, прежде всего, во-первых, в-третьих, иногда и т.д. Последовательность изложения мыслей.
3. Именно, конечно, очевидно, естественно, разумеется, же и т.д. Уверенность в достоверности изложенных фактов.
4. Например, так, к примеру, иногда. Иллюстрируются примеры сказанного.
5. Всего лишь, так сказать. Речь идёт о малозначительных фактах.
6. Факты и явления существуют и происходят одновременно. Всё равно, само собой, только, вместе с тем.
7. Высказано мнение автора. К сожалению, хочется верить, надеемся, думается и т.д.
8. Противоречивость высказанного, когда предыдущее противопоставлено следующему. Однако, тем не менее, напротив, вопреки этому, между тем, наоборот, зато, но.
9. Причина и следствие сказанного. Кроме того, поэтому, ведь, следовательно.
10. Вывод, итог, завершённость сказанного. Итак, значит, таким образом, словом, одним словом, так сказать, иными словами, наконец, значит, заметим, отметим и т.д.
11. Уступительное значение, что-то совершается вопреки. Хотя, несмотря на, ведь.
12. Продолжение мысли автора. Вследствие того что
13. Добавление, дополнение к сказанному. Кроме того, помимо, к тому же.

Задание №3: будет дано многозначное слово, предложены варианты его объяснения в словарной статье. Нужно будет понять, в каком из четырёх значений использовано слово в одном из предложений текста, данного в задании 1.

Слова будут предложены самые различные: устаревшие и общеупотребительные, иноязычные и исконно русские. Рекомендации:

· Внимательно вдумайтесь в каждое значение многозначного слова.

· Особенно тщательно разберитесь в примерах, данных по каждому значению слова.

· Затем прочитайте указанное предложение из текста в задании №1,причём обязательно в контексте - это 1-2 предложения до и после предложения.

· Соотнесите смысл предложения в задании со смыслом предложений, которые даны в примерах. Подумайте, какое значение слова наиболее подходит для правильного ответа.

Как готовиться к выполнению задания №3 – определению значения слова по словарной статье?

Читайте словарные статьи в словарях - толковых, иностранных слов, вдумывайтесь в данные там примеры.

· Прекрасно будет, если ежедневно вдумчиво прочитывать хотя бы 5 словарных статей. Выбирайте слова по алфавиту, те, которые вы уже слышали, о которых говорили в школе на занятиях. Слова будут предложены из обязательного минимума слов, которым должен овладеть выпускник школы.

· Где найти этот обязательный минимум? В конце учебников, начиная с 5 –го по 11-ый класс. Там помещены краткие толковые словари.

· В любом случае, все абсолютно слова предугадать невозможно. Поэтому нужно очень внимательно вдумываться в само задание, выполнять как можно больше вариантов тестов, тренироваться.

Задание №4 Словарь ударений (на стене ГРУППЫ)

Задание №5 Словарь паронимов (на стене ГРУППЫ)

Задание №6

Образование форм глаголов

· Нет форм 1 лица единственного числа настоящего будущего времени у следующих глаголов:

затмить, победить, очутиться, убедить, убедиться, родиться, стонать, пронзить, чудить, ощутить и др.

· Нет форм 1 и 2 лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов:

кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде),

закатиться (о круглом предмете)

наступить (о времени)

обступить, осуществиться,

произойти, получиться,

родиться, раздаваться,

течь, состояться, удаваться и др.

· Нельзя употреблять в единственном числе слово «победить» в 1 лице

(«победю», «побежу»). Верно: я смогу победить, мне удастся победить.

· Глагол «класть» употребляется только без приставки: кладу, клали)

· Глаголы с корнем «-лож» употребляются только с приставкой

(положить, выложить).

· Запомните трудные формы:

выздоровеют, опостылеют, опротивеют

чтить- чтут (допускается – чтят)

стлать (-ся)- доп. стелить(-ся)

ездить – ездит, ездят

мучить, мерить.

лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь

чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят

жечь - жгу, жжём, жжёшь, жжёте, жжёт, жгут

(запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте)

· Запомните формы настоящего и будущего времени:

внимать – внимают (внемлют- поэтич.)

глодать – гложет

дремать – дремлет

кликать –кличет

клокотать- клокочет

колыхать – колышет

кудахтать- кудахчет

махать – машет,

мурлыкать – мурлычет,

плескать- плещет,

полоскать- полощет

рыскать – рыщет

сыпать- сыплет

трепать – треплет

хлестать- хлещет

щипать - Щиплет

· Варианты форм, имеющие различные оттенки значений:

каплют (капает) с крыш («падают каплями»)

накапать лекарства («несколько капель»)

· Запомните: прийти.

· При образовании форм глаголов с основой на г,к происходит чередование с шипящими ж,ч:

лечь- лягу, ляжет, лягут

течь – теку, течёт, текут

беречь- берегу, бережёт, берегут

Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут

· При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс – ну:

возникнуть – возник

высохнуть – высох

исчезнуть – исчез

погибнуть- погиб

привыкнуть – привык

промокнуть – промок

проникнуть – проник

(то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!)

Запомните:

глохнуть – глох

достигнуть – достиг,

киснуть – кис,

пахнуть – пах,

подвергнуться- подвергся,

вянуть – вял,

В следующих словах более приемлем первый вариант:

гаснуть – гас, гаснул

мёрзнуть – мёрз, мёрзнул

сохнуть – сох, сохнул

тухнуть – тух, тухнул

· Запомните некоторые формы повелительного наклонения:

лечь – ляг, лягте

сесть – сядь, сядьте

резать – режь, режьте

мазать – мажь, мажьте

ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте).

Но при отрицании: не езди, не ездите.

В следующих глаголах допустимы два варианта форм повелительного наклонения:

выглади – выгладь

чисти- чисть

вычисти- вычисть

не корчи – не корчь

очисти- очисть

порти- порть

испорти- испорть

попорти- попорть

почисти – почисть

уведомь – уведоми

откупори - откупорь

полакомься- полакомись

Предпочтительнее: высунь, вставь, выправь, почисть, не порть, не морщь, не корчь, лакомься, уведомь, откупорь, закупорь, выйди, взгляни, положи, беги, не кради.

Запомните!

1 лицо множественного числа повелительного наклонения:

пойти – пойдёмте, пойдём

В разговорной речи неверно употребляют «пошли, пошлите»

(это форма глагола «послать»: пошлите письмо)

· Нет повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

· Запомните:

умертвить – умерщвлю

роптать –ропщу

 

Таковы наиболее распространённые трудности в образовании форм глаголов, хотя данные правила можно и продолжить.

1. Образование форм имён существительных.

· Множественное число существительных

 

Именно формы множественного числа существительных часто вызывают затруднения в написании и постановке ударения. Предлагаю таблицу образования множественного числа некоторых существительных.

 

Данную таблицу можно использовать и при подготовке к заданию № 4.

-а, -я -ы, -и
борт- бОрты бухгАлтер- бухгАлтеры
порт- пОрты возраст- вОзрасты
торт-т Орты грифель- грИфели
вексель- векселЯ грунт- грУнты
вензель- вензелЯ диспетчер- диспЕтчеры
директор- директорА договОр- договОры
инспектор- инспекторА драйвер- драйверы
катер- катерА инженЕр- инженЕры
китель-кителЯ констрУктор- констрУкторы
кузов-кузовА лектор-лЕкторы
купол-куполА лифт- лИфты
округ-округА плЕйер-плЕйеры
ордер-ордерА пиговОр- приговОры
паспорт-паспортА прИнтер- прИнтеры
погреб-погребА прожЕктор-прожЕкторы
профессор- профессорА редАктор- редАкторы
сторож-сторожА рЕктор- рЕкторы
тенор-тенорА свИтер- свИтеры
флюгер-флюгерА сЕктор- сЕкторы
фельдшер-фельдшерА склад-склАды
хутор-хуторА слЕсарь- слЕсари
штАбель- штабелЯ снАйпер- снАйперы
штЕмпель- штемпелЯ трЕнер- трЕнеры
шУлер-шулерА флот- флОты
  фронт- фронтЫ
  шофёр- шофЁры
  штаб-штабЫ
  штурман- штУрманы

· Родительный падеж множественного числа в названиях национальностей

казАхи-казахов армяне-армЯн
калмЫки-калмЫков башкИры-башкИр
киргИзы-киргИзов болгАры-болгАр
монгОлы-монгОлов бурЯты-бурЯт
таджИки- таджИков грузИны-грузИн
тунгУсы-тунгУсов лезгИны-лезгИн
узбЕки- узбЕков осетИны-осетИн
хорвАты-хорвАтв румЫны-румЫн
якУты-якУтов татары-татАр
  тУрки- тУрок
  туркмЕны-туркмЕн
  цыгАне-цыгАн

 

 

· Родительный падеж множественного числа существительных

Нулевое окончание Нулевое окончание Нулевое окончание Окончание –ев (-ов) Окончание -ей
НЕТ партизан колен барышень платьев ружей
солдат плеч боярышень устьев свечей
гусар чисел деревень подмастерьев кеглей
драгун кресел одеялец носков саклей
кирасир брёвен яблок метров распрей
валенок полотенец блюдец граммов пашей
сапог волокон вафель килограммов юношей
чулок рёбер туфель гектаров будней
ботинок ядер кровель рельсов яслей
погон розог оглобель апельсинов дрожжей
эполет кухонь свадеб мандаринов дровней
ампер кочерёг усадеб помидоров людей
ватт ставен нянь томатов отрубей
вольт басен дел баклажанов саней
ом песен брызг лимонов  
аршин сплетен брюк болотцев  
микрон домен бус копытцев  
герц черешен каникул кружевцев  
рентген носилок макарон оконцев  
денег потёмок салазок заморозков  
сумерек     брелоков  

Запомните: игра не стоит свеч.

Запомните: снадобий, захолустий, раздумий.

· Род несклоняемых существительных

В основном несклоняемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду: метро, какао, меню, такси, эскимо. Иногда - к мужскому: кофе, пенальти, торнадо.

Одушевлённые- в основном к мужскому.6 атташе, денди, пони, кенгуру. Исключение: цеце-ж.р.

Как определить род?

А) по полу лица или животного: богатый-богатая рантье, старый-старая кенгуру.

Б)по родовому (общему) понятию: широкая авеню(улица), вкусная кольраби (капуста), солнечный Тбилиси (город).

В)по главному слову в сокращённом слове: ГАИ- городская автомобильная инспекция, ВДНХ- выставка достижений народного хозяйства.

· Творительный падеж некоторых существительных имеет две формы: дверями-дверьми, дочерями-дочерьми, лошадями-лошадьми. Предпочтительнее - вторая форма. Первая – книжная. НО: переговоры за закрытыми дверями.

 

Запомните трудные случаи образования форм имён сущестиивтельных

· Разговор с Пушкиным - под городом Пушкином.

Встретился с Ростовым - живу под Ростовом.

В иноязычных фамилиях окончание в творительном падеже—ОМ: с Дарвином, с Чаплином.

· Род сложных составных существительных определяется по роду слов, обозначающих более широкое понятие, в котором заключено основное содержание: кресло-кровать стояло в углу, кафе- столовая отремонтирована.

· Относятся к женскому роду: бакенбарда, плацкарта, расценка.

· Многие существительные, обозначающие профессии, не имеют формы женского рода: педагог, конструктор, адвокат, депутат, директор, полковник, доцент, физик и другие.

Сравните: педагог вошёл, педагог вошла, молодой инженер чертил, молодая инженер чертила.

· Запомните: стогА, тополЯ,сторожА, стогА,отпускА,округА.

· Различайте слова по лексическому значению:

Листья(на деревьях)- листы (железа)

Лоскутья(кусочки разорванной ткани)- лоскуты(остатки ткани)

мехА(шкуры)- мЕхи(кузнечные)

образА(иконы)- образы(литературные)

пропуска(документы)- пропуски (уроков)

тормозА(устройство)- тОрмозы(препятствия)

сыновья(дети)- сыны(отчества)

учителЯ(преподаватели)- учИтели(идейные руководители)

· У существительных, имеющих только форму множественного числа в родительном падеже следующие нормы образования форм: будней, заморозков, клипсов, нападок, панталон¸ потёмок, сумерек, яслей.

· Образование форм имён числительных

Склонение числительных

· Количественные числительные, обозначающие целые числа

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов.

Запомните: такие числительные изменяются по падежам полностью, то есть не только каждое слово, но и каждый корень в сложном слове.

Образец:

И.п. тысяча восемьсот двадцать пять
Р.п. тысячи восьмисот двадцати пяти
Д.п. тысяче восьмистам двадцати пяти
В.п тысяча восемьсот двадцать пять
Т.п. тысячей восьмьюстами двадцатью пятью(восемьюстами)
П.п. о тысяче восьмистах двадцати пяти

· Количественные дробные числительные

Изменяются следующим образом: числитель - как целое число, знаменатель - как порядковое числительное во множественном числе.

Образец:

И.п. три седьмых
Р.п. трёх седьмых
Д.п. трём седьмым
В.п три седьмых
Т.п. тремя седьмыми
П.п. о трёх седьмых

 

· Числительные сорок, девяносто, сто, полтора, полторы, полтораста

Запомните. Что данные числительные в И.п и В.п. имеют начальную форму, а во всех остальных падежах одну форму: сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста

· Собирательные числительные

Они имеют окончания прилагательных.

Образец:

И.п. шестеро
Р.п. шестерых
Д.п. шестерым
В.п шестерых
Т.п. шестерыми
П.п. о шестерых

 

· Числительное оба

Числительное оба имеет формы мужского и женского рода. Запомните их склонение.

Образец:

И.п. оба обе
Р.п. обоих обеих
Д.п. обоим обеим
В.п оба, обоих обе, обеих
Т.п. обоими обеими
П.п. об обоих об обеих

Порядковые числительные

Это числительные, отвечающие на вопрос какой и обозначающие порядок предметов при счёте. При склонении изменяется только последнее слово.

Образец:

И.п. тысяча пятьсот тридцать второй
Р.п. тысяча пятьсот тридцать второго
Д.п. тысяча пятьсот тридцать второму
В.п тысяча т тридцать второй
Т.п. тысяча пятьсот тридцать вторым
П.п. о тысяча пятьсот тридцать втором

Трудные случаи образования форм имён числительных

· Запомните, правильно задавайте вопрос:до скольких работает магазин? Он работает до стольких-то (до десяти часов).

(НЕВЕРНО: До скольки работает? До столько-то)

· ПРАВИЛЬНО: обратиться к двадцати трём тысячам студентов

НО: обратиться к двадцати пяти тысячам ста студентам.

· Слово тысяча склоняется как существительное женского рода на –а, слова миллион, миллиард – как существительные мужского рода с основой на согласный.

Образец:

И.п. тысяча миллион миллиард
Р.п. тысячи миллиона миллиарда
Д.п. тысяче миллиону миллиарду
В.п. тысячу миллион миллиард
Т.п. тысячей миллионом миллиардом
П.п. о тысяче о миллионе о миллиарде

· Если указывается дата, то название месяца ставится в родительном падеже.

И.п. первое сентября
Р.п. первого сентября
Д.п. первому сентября
В.п. первое сентября
Т.п. первым сентября
П.п. о первом сентября

 

· Порядковое числительное в названиях праздников пишется с большой буквы.

Например: Поздравляю с праздником Восьмое марта.

Собирательные числительные

Собирательные числительные могут использоваться в следующих случаях:

· С существительными, обозначающие лиц мужского пола: двое друзей, трое товарищей (можно и два друга, три товарища).

· С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят, пятеро волчат.

· С существительными, имеющими только множественное число: двое саней, трое ворот, двое очков.

· С личными местоимениями мы, вы, они: нас двое, их четверо.

· С числительными, перешедшими в существительные: вошли трое, двое дежурных.

· Запомните: в И. п. главное слово- числительное, от него задаём вопрос к существительному. А в косвенных падежах главное слово - существительное. От него задаётся вопрос к числительному.

Сравните:

Отдать тридцать пять (чего?) рублей.

О тридцати пяти рублях (о рублях скольких?)

· Числительные тысяча, миллион и миллиард всегда являются главными в словосочетании, от них задаётся вопрос к существительному:

Например: Миллион рублей, о миллионе рублей.

· При числительных один, два, три, четыре употребляется форма единственного числа существительного, при остальных числительных – множественного.

Например: три дня, четыре яблока,НО пять дней, семь яблок.

· Если существительное имеет только множественное число, то составные числительные с последней частью два, три, четыре с ними не употребляются.

· НЕВЕРНО: двадцать двое суток. МОЖНО: двадцать одни сутки, двадцать пять суток).

Что же делать? Необходимо заменить данное существительное на синоним: двадцать два дня.

При существительных ножницы, щипцы и прочее можно использовать слово штука: двадцать три штуки ножниц.

Ошибки в употреблении собирательных числительных

· С существительными, обозначающими лиц женского пола: двое подруг, трое работниц (верно: две подруги, три работницы).

· С существительными, обозначающими взрослых животных: трое волков, четверо слонов (верно: три волка, четыре слона)

Задание №7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Типы грамматических ошибок

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...