Создание тестовых заданий (на примере шкал субъективного типа)
Составление каждого задания осуществлялось на основе ряда критериев: 1) Обеспечение содержательной валидности заданий Содержание тестовых заданий приводится в соответствие с сформулированным разработчиком пониманием природой психического качества. Причем каждое тестовое задание должно фиксировать один или, по возможности, два признака данного качества и не относиться к какому-то иному качеству. Например, качество стыдливость-бесстыдство включает следующие признаки: А. Отношение к своим поступкам. Стыдливость – неадекватно сильное восприятие своих поступков (особенно проступков и ошибок); озабоченность по поводу социальной приемлемости (правильности-неправильности) и последствий своих поступков. Бесстыдство – неадекватно слабое восприятие своих поступков; беспечность по поводу социальной приемлемости и последствий своих поступков. Б. Возложение ответственности. Стыдливость – возложение вины за неудачу на себя. Бесстыдство – возложение вины за неудачу на других. В. Доминирующие переживания и формы поведения. Стыдливость – сильно выражены чувство вины и стыдливость, застенчивость, робость, смущение, скромность. Бесстыдство – безразличие и черствость, смелость и беззастенчивость, наглость и скандальность. Каждый признак должен быть представлен несколькими заданиями. Причем количество заданий по каждому из признаков должно быть примерно одинаковым. Там, где это возможно, в одном задании должны быть одновременно представлены два признака. 2) Обеспечение очевидной валидности заданий Содержание заданий должно быть, во-первых, понятно испытуемым, а, во-вторых, соответствовать их жизненному опыту.
3) Личностно-ориентированные формулировки заданий Приоритет личностно-ориентированных формулировок над косвенными обусловлен тем, что в последних затрагивается сфера представлений (смыслов, стереотипов), которая часто далека от реального психического состояния и поведения людей. В частности, в психологии давно обоснована точка зрения, что нередко существует разрыв между установками человека и его поведением. 4) Формулировка заданий от имени Испытуемого Такой подход обусловлен тем, что многие люди часто не задумываются о том, какое впечатление (представление) о себе они создают у других людей. Поэтому по заданиям такого рода, т.е. с точки зрения окружающих им затруднительно выбрать какой-то вариант ответа или они уверенно и искренне дают ответы, которые на самом деле не соответствуют представлениям о них других людей. Так, практически все задания в МППЛТ сформулированы от имени Испытуемого, т.е. с точки зрения его собственного мнения о себе: «Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но особенно мне близких». Только несколько заданий затрагивают мнение испытуемых о том, как они воспринимаются другими людьми. Например, «Окружающие считают меня общительным человеком». 5) Корректная формулировка тестовых заданий Корректная формулировка означает: - исключение множественности трактовки заданий; - избегание громоздких формулировок; - отсутствие двойных отрицаний. 6) Маскировка для испытуемых истинного предназначения заданий По содержанию и форме заданий Испытуемый не должен догадываться об их истинном предназначении, т.е. о том, для изучения чего они предназначены. К сожалению, в некоторых тест-опросниках формулировки заданий являются слишком очевидными по своему предназначению. Например, «Вы можете назвать себя эгоистом?», «Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали». Такие формулировки снижают естественность, искренность ответов испытуемых, а значит, влияют на снижение надежности результатов и точности постановки диагноза
7) Маскировка для испытуемых социальной желательности-нежелательности содержания заданий Эта маскировка особенно важна относительно тех шкал, которые диагностируют социально-психологические качества, которые расцениваются в обществе как положительные или отрицательные. Например, ответственность-безответственность, альтруизм-эгоизм, просоциальная-асоциальная нормативность. В ряде тест-опросников встречается немало заданий, в которых явно просматривается желательность-нежелательность в контексте норм, ценностей общества или возможных ожиданий руководства организации. Например, «Люди должны больше заботиться о выполнении законов», «Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали», «Я всегда следую чувству долга и ответственности». Социальная желательность-нежелательность некоторых заданий усиливается категоричностью двух альтернативных формулировок ответов: «да»/«согласен»/«верно» или «нет»/«не согласен»/«неверно». В этом случае не помогают и трехальтернативные формулировки типа «верно», «не знаю», «неверно» или «да», «иногда», «нет». Маскировку социальной желательности-нежелательности содержания заданий можно достичь следующими способами: а) тщательно формулировать задания; б) использовать трех альтернативную форму ответов; в) делать развернутые варианты ответов, которые смягчают (на основе пояснения, уточнения, оправдания) формулировку заданий. Причем можно применять два подхода к сочетанию «задание-ответ». Первыйпредполагает завершенную формулировку задания и развернутые варианты ответов. Например:
Второй сочетает незавершенную формулировку задания и развернутые варианты ответов. Например:
Однако задачу маскировки не всегда удается решить в полном объеме. Надо отметить, что применение трехальтернативной формы ответов с развернутой формулировкой создает некоторые трудности для разработчика и испытуемого. Разработчик должен так сформулировать каждый вариант ответа, чтобы он относился только к данному психическому качеству и не затрагивал какое-то иное качество. Причем незначимые варианты ответа должны отображать строго противоположное проявление данной психической характеристики. Испытуемому же придется больше потратить времени на работу с такими заданиями по сравнению с тем, если бы пункты методики предполагали двухальтернативные и лаконичные варианты ответов. 8) Избыточность количества тестовых заданий Общее количество заданий по шкале желательно делать с избытком, на случай их сокращения до установленной нормы в процессе оценки теста. Например, если разработчик планирует получить на «выходе» 15 пунктов шкалы, то на этапе разработки стимульного материала он создает 18-20 заданий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|