Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативные данные и таблицы




 

К нормативным данным относят среднее значение ( ) (см. Глоссар., Среднее значение) и стандартное отклонение ( ) (см. Глоссар., Стандартное отклонение). Среднее значение характеризует выраженность данного свойства у совокупности людей, а стандартное (среднеквадратичное) отклонение - степень возможной вариации данного психологического свойства у разных людей.

На основе нормативных данных ( и ) определяются статистические зоны проявления диагностируемого качества:

«зона статистической нормы» (ЗСН): интервал ( + );

«зона тенденции к усилению одного признака параметра» (ЗТВ): интервал между ( + ) и ( +2 );

«зона тенденции к усилению противоположного признака параметра» (ЗТН): интервал между ( - ) и ( -2 );

«зона сильного проявления одного признака параметра» (ЗПВ): интервал больше ( +2 );

«зона сильного проявления противоположного признака параметра» (ЗПН): интервал меньше ( -2 ).

Примечание: 1. ЗСН – зона статистической нормы, ЗТВ – зона тенденции к патологии (высокие результаты), ЗТН – зона тенденции к патологии (низкие результаты), ЗПВ – зона патологии (очень высокие результаты), ЗПН – зона патологии (очень низкие результаты).

 

Для каждой ПДМ всегда должно быть указано, на каком контингенте населения и на какой его численности получены эти данные (например, на выборке 150 мужчин и 180 женщин). Возможно, что для разного контингента потребуются различные нормативные данные. Например, известно, что женщины тревожнее, чем мужчины и для них требуются другие нормы при тестировании их тревожности. В связи с этим, при разработке теста могут быть выделены несколько нормативных таблиц для различного контингента испытуемых, причем для составления каждой нормативной таблицы требуется проведение специального тестирования группы испытуемых.

Иногда количество нормативных таблиц для ПДМ ограничено каким-то разумным минимумом. На практике получается так, что некоторые данные просто дублируют друг друга. Например, нормативные данные для юношей и девушек могут быть одинаковыми, но могут и отличаться друг от друга. Для того чтобы определиться с количеством нормативных таблиц, надо провести пилотажное исследование, например, юношей и девушек, а затем подсчитать для них нормативные данные и сравнить их между собой. Если обнаружатся статистически значимые различия, то для этих двух категорий испытуемых требуются разные нормативные таблицы.

Другой вопрос заключается в том, сколько испытуемых нужно обследовать, чтобы получить надежные нормативные таблицы. Для ответа на этот вопрос есть два способа математического расчета. Первый способ может быть таким же, какой используется для оценки минимального объема выборки с целью определения количественной характеристики её репрезентативности. Второй, более легкий способ предполагает простейшее вычисление. Необходимо разделить в случайном порядке результаты всех испытуемых на две равные группы. Для каждой из этих групп необходимо рассчитать среднее значение и среднеквадратичное отклонение и сравнить их между собой. Если результаты будут отличаться менее, чем на 5%, значит, нормативные данные определены достаточно точно. Поэтому не требуется дополнительного увеличения группы испытуемых для уточнения нормативных данных.

Стандартизация первичных тестовых показателей

Стандартизация тестовых оценок – это линейное преобразование масштаба нормальной шкалы, т.е. преобразование, связанное с переходом к другому масштабу измерения.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.