Поиск и отображение прикрепленных документов 19 глава
Таблица 3.2.3.11. Вечерние общеобразовательные школы
В целом наполняемость школ района вполне удовлетворительная. В то же время в сельских муниципальных образованиях наполняемость мест составляет около 50%, а в Усатовском МО — всего 41.9%. По количеству мест и численности учащихся, приходящихся на одну школу, городские поселения района намного превосходят сельские, как и по степени наполняемости классов. Среднее число обучающихся в школах Журавлевского, Комсомольского, Усатовского и Чкаловского муниципальных образований составляет от 205 до 260 детей, что в 2 — 2.5 раза меньше, чем в среднем в одной школе г. Красного Кута (см. Том IV — Графические приложения. Школы. Наполняемость. и табл. 3.2.3.12.). Таблица 3.2.3.12. Численность учащихся общеобразовательных школ,
Размещение средних общеобразовательных школ на территории района достаточно равномерное (см. Том IV — Графические приложения). В 2006 г. в г. Красный Кут организована негосударственная гимназия с численностью учащихся 406 чел. 3 подобных учреждения есть только в г. Саратове. Практически во всех муниципальных образованиях и отдельных их школах наблюдается резкое превышение количества мест в общеобразовательных учреждениях над численностью обучающегося в них контингента школьников.
В ряде муниципальных образований района работают практически нежизнеспособные малокомплектные школы с несколькими десятками мест в каждой и единицами обучающихся детей и педагогов. Наиболее широко они представлены в периферийных муниципальных образованиях районах: Журавлевском, Усатовском, Чкаловском. Так, в Верхнеерусланском МО таких школ несколько: в с. Верхний Еруслан (60 мест и 16 учеников), с. Норки (60 и 13 соответственно). Это серьезная социальная и экономическая проблема, требующая своего оптимального решения (см. табл. 3.2.3.13.). Таблица 3.2.3.13. Сеть внешкольных образовательных учреждений
В г. Красный Кут функционирует учебно-производственный комбинат, обеспечивающий трудовую деятельность в рамках Краснокутского и прилегающих МО. Его состояние неудовлетворительно: в нем никогда не проводился капитальный ремонт (год постройки 1911), изношенность оборудования составляет 100%. На территории Краснокутского муниципального района отсутствует собственный логопедический пункт или кабинет, организованный при дневных общеобразовательных учреждениях. В то же время такие пункты и кабинеты имеются в гг. Саратове, Энгельсе, Ровенском, Советском и Энгельсском районах. При этом в ДОУ Краснокутского муниципального района имеются группы коррекции речи. В районе также отсутствуют образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Из соседних муниципальных образований соответствующие учреждения имеются в гг. Саратове, Энгельсе и в Ровенском районе. По состоянию на начало 2006/07 учебного года численность учителей в дневных общеобразовательных учреждениях Министерства образования, включая совместителей, составила:
- в г. Красный Кут — 136 чел.; - в сельской местности района — 269 чел. По имеющимся данным, укомплектованность персоналом в общеобразовательных учреждениях относительно удовлетворительная: не хватает 5 штатных единиц, в т.ч. в с. Чкалово — 1 и в с. Усатово — 2 педагогов. В то же время в районе существует проблема с кадрами педагогов с высшим образованием, поскольку по обеспеченности высококвалифицированными кадрами по имеющимся показателям район уступает не только области в целом, но и Питерскому, Федоровскому и Энгельсскому районам. Также почти 10% учителей составляют лица пенсионного возраста (см. табл. 3.2.3.14.). Таблица 3.2.3.14. Сведения о педагогических кадрах дневных и вечерних общеобразовательных учреждений Министерства образования, на начало 2006/07 учебного года
Начальное профессиональное образование в Краснокутском муниципальном районе представлено ПУ-64. На базе 9 классов в него набирают студентов по специальностям машинист — тракторист широкого профиля, электрики, портные. На базе 11 классов: парикмахеры, повара, продавцы. Резкими контрастами по основным показателям развития и размещения общеобразовательных учреждений характеризуются отдельные муниципальные образования района, что определяется различиями в численности населения, уровнем социально-экономического развития, функциями поселений и другими факторами. 10% от общего числа общеобразовательных учреждений концентрируется в г. Красном Куте, что значительно уступает доле последнего в общей численности района. Существенно различаются между собой по этому показателю и отдельные сельские муниципальные образования, ввиду разного количества в них населенных пунктов, их величины, территориальной разбросанности и т.д.
В Краснокутском муниципальном районе отсутствуют дневные общеобразовательные учреждения, предоставляющие дополнительные платные образовательные услуги. В то же время такие услуги предоставляются как в г. Саратове, так и в соседних Советском и Энгельсском районах. На базе ряда учебных заведений района работают представительства Московских и Саратовских ВУЗов. На базе средней общеобразовательной школы №1 открыто представительства Московского Института Современной Экономики. Обучение производится по специальностям: «Экономист», «Бухгалтерский учет», «Психолог». Представительство Саратовского Государственного Университета работает в школе №3, где обучение ведется по специальности «Социальный педагог». Высшее юридическое образование можно получить в Краснокутском Летном училище гражданской авиации. Подготовку осуществляет преподаватели Саратовского Юридического Института. На базе Зооветтехникума работает представительство Технического Университета — Институт Бизнеса и Делового Администрирования. Обучение проходит по специальности «Менеджмент». В настоящее время в Управлении образования находится на рассмотрении районная целевая Программа «Развитие образования». Данная программа устанавливает приоритет образования в районной политике, стратегию и основные направления его развития. Она основывается на Концепции развития народного образования Саратовской области, Федеральной программы развития образования. В проекте Закона «Об образовании» введено положение о выдаче единовременного денежного пособия выпускникам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, прибывшим на работу в сельские образовательные учреждения, в размере 10 тыс. руб. Ожидается, что эта мера поможет закрепить молодые педагогические кадры на селе и решить их жилищную проблему. Таким образом, сеть общеобразовательных учреждений в районе сохранилась, хотя большинство школ в сельской местности, недоукомплектованы.
Причиной такого явления необходимо считать плохую демографическую ситуацию. Распределение проектной и фактической ёмкости школьных мест представлено в табл. 3.2.3.15. и выглядит следующим образом: Таблица 3.2.3.15. Вместимость общеобразовательных школ
Начальные школы Начальные школы Краснокутского муниципального района расположены в селах: Лавровка, Верхний Еруслан, Норки, Пшеничное, Балтийка. На данный момент функционируют только школы в Верхнем Еруслане и Норках, наполняемость в них низкая: по плану 60 мест, в наличии — 13 или 16 учащихся. Учитывая это, может стоять проблема о закрытии данных учебных заведений, как это наблюдается в остальных селах. В этой связи можно рекомендовать комбинированные учреждения образования (ДОУ + начальная школа) (см. табл. 3.2.3.16-17). Таблица 3.2.3.16. Общеобразовательные (основные) школы Краснокутского муниципального района
Таблица 3.2.3.17. Средние общеобразовательные школы
окончание таблицы 3.2.3.17.
Одна из особенностей школьного обслуживания — его обязательность для всех детей школьного возраста, где бы они ни проживали. Поэтому сеть школ должна быть повсеместной и доступной для учащихся; последнее обеспечивается либо близостью школ к месту жительства, либо подвозам учащихся к школам; в некоторых случаях — при большой разреженности и малых размерах населенных пунктов — с помощью создания интернатов при школах.
При разработке плана развития школьной сети особое внимание необходимо обращать на улучшение их размещения, на объединение малочисленных начальных и средних школ, имеющих небольшое число учащихся, что будет способствовать сокращению расходов на их содержание, повышению качества обучения, улучшению воспитательной работы. Видимо данная тенденция в дальнейшем будет иметь место в Краснокутском районе. Резкими контрастами по основным показателям развития и размещения общеобразовательных учреждений характеризуются отдельные муниципальные образования района, что определяется различиями в численности населения, уровнем социально-экономического развития, функциями поселений и другими факторами. Практически во всех муниципальных образованиях и отдельных их школах наблюдается резкое превышение количества мет в общеобразовательных учреждениях над численностью обучающегося в них контингента школьников (см. табл. 3.2.3.18.) Таблица 3.2.3.18. Основные показатели функционирования общеобразовательных учреждений муниципальных образований Краснокутского района(2006 год)
По количеству мест и численности учащихся, приходящихся на одну школу, городские поселения района намного превосходят сельские, как и по степени заполняемости классов. В ряде муниципальных образованиях района работают практически нежизнеспособные маломерные школы с несколькими десятками мест в каждой и единицами обучающихся детей и педагогов. Наиболее широко они представлены в пригородных муниципальных образованиях района: Верхнеерусланском и Лавровском. Учащиеся старших классов этих поселений подвозятся автотранспортом в школы №3 и №1, соответственно. В городе и в сельской местности обеспеченность школьными учреждениями и плановая их вместимость в целом достаточна и в настоящее время и на перспективу до 2025 года (без учета амортизации). В Краснокутском муниципальном районе 25 общеобразовательных учреждения. Из них 4 — в г. Красный Кут и, соответственно, 21 сельское учреждение общего образования, что составляет 84% от общего количества. При этом более половины (51.6%) учащихся приходится на Красный Кут. Все учащиеся обучаются в одну смену. Среднее образование школьники получают почти исключительно в государственных школах. Несмотря на сокращение контингента учащихся общеобразовательных школ за период с 1995 по 2006 годы сеть учреждений общего образования была сохранена. Серьезной проблемой развития образования в Краснокутском районе является увеличение числа малокомплектных средних школ. Во многих школах учится менее ста человек. Система образования Саратовской области, а значит и Краснокутского района переходит на 12-летнее обучение, этот переход будет осуществляться поэтапно. Один из первых этапов — четырехлетнее начальное образование. Учебный процесс будет основываться на принципах развивающегося обучения с учетом уровневой дифференциации и интенсификации учебно-воспитательного процесса, внедрения инновационных курсов: экологии, краеведение, раннего изучения иностранного языка. Особое значение для Краснокутского района (57% населения составляют жители села) имеет сельская школа. В целях обеспечения качественного развития образования на селе приоритетным направлением реализации этих положений является создание базовых школ, оснащенных современным учебным оборудованием, компьютерами. До 90х годов XX века в Краснокутском районе существовала разветвленная сеть учреждений длительного и кратковременного отдыха для детей, в их числе межрайонный пионерский лагерь «Звездный» им. Ю.А. Гагарина в окрестностях Краснокутской госселекстанции и 12 летних лагерей труда и отдыха для учащихся старших классов. Потребность в этом виде отдыха велика и в настоящее время. Однако, по информации из управления образования учреждений по организации отдыха детей на сегодняшний день в Краснокутском районе нет. Сложившаяся ситуация актуализирует задачу возрождения, хотя бы частично, сети учреждений сезонного отдыха детей. Развитие образования на расчетную перспективу останется приоритетным для Краснокутского муниципального района. К основным проблемам, с которыми столкнется район в указанный временной период, можно отнести: - уменьшение численности учащихся при увеличении необходимых расходов; - необходимость развития начального образования; - необходимость повышения уровня охвата населения всеми видами образовательного процесса; - неудовлетворительное техническое состояние многих из зданий образовательных учреждений и потребность в их дополнительном строительстве; - проблема повышения качества образования всех его ступеней; - неудовлетворительное состояние материально-технической базы ряда образовательных учреждений; - несоответствие содержания и структуры профессионального образования современным потребностям экономики, социальной сферы и др. Главной целью развития образования является повышение доступности качественного образования, формирование конкурентоспособного специалиста. Для достижения этой цели необходимо: - повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечения в образование высококвалифицированных кадров; - возрастание роли дополнительного образования; - создание условий для повышения качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования района; - формирование государственного регионального заказа на подготовку и переподготовку кадров на основе прогнозирования спроса на рабочую силу на региональном рынке труда в разрезе профессий (специальностей) и уровней образования; - обеспечение доступа педагогических работников и обучающихся к современным электронным образовательным ресурсам и технологиям; - создание условий для эффективного обеспечения образовательных учреждений финансовыми и кадровыми ресурсами; - обеспечение корректировки образовательных программ средних специальных учебных заведений с учетом потребности в кадрах средних и малых предприятий. С деятельностью учреждений образования находится сегодня решение наиболее значимых социально-экономических вопросов, затрагивающих интересы сельских жителей района. Такое положение способствует тому, что на сферу образования налагается основной груз социальных функций и ответственности перед обществом и государством. В сфере развития образования предусматривается решение следующих задач: - оптимизация сети образовательных учреждений с учетом демографической ситуации и социального запроса; - создание условий для получения основного общего образования всеми детьми муниципальных образований до 15 лет, повышение его качества; - повышение практической направленности; - компьютеризация, информатизация школ и управления образования; - обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами, социальная защита работников образования и обучающихся. Анализ состояния подготовки кадров в системе профессионального образования показал, что в последние годы ослабло влияние профессиональных сообществ на развитие образовательной системы, следствием чего стало несоответствие содержания и структуры профессионального образования потребностям экономики, социальной сферы. Дальнейшее развитие системы профессионального образования должно быть направлено на модернизацию системы в рыночных условиях, и так, чтобы учреждения профессионального образования все более активно и мобильно реагировали на постоянные изменения требований рынка труда. Условия дефицита ресурсов при переходе к новому содержанию и технологиям общего образования, предпрофильной подготовке и профильному обучению, форм контроля и оценки качества процессов и результатов педагогического процесса могут еще более увеличить разрыв между образовательными возможностями сельских и городских жителей. Серьезные трансформации на прогнозируемый период ожидают систему среднего образования. В значительной степени они будут определяться предстоящим резким уменьшением контингента лиц школьного возраста, о чем наглядно свидетельствуют данные табл. 3.2.3.19. Таблица 3.2.3.19. Прогнозная оценка количества лиц школьного возраста (7—16 лет) Краснокутского муниципального района
При установлении инерционного сценария развития численность лиц школьного возраста в районе к 2025 году уменьшится на 700 человек или 14 % по сравнению с 2005 г. К тому же обвальное сокращение категории населения произойдет уже к 2010г. — на 17 %. В меньших масштабах это явление будет иметь место и при всех остальных сценариях развития района, включая и оптимистический. Вполне естественно, что сокращение контингента лиц школьного возраста будет сопровождаться и соответствующим уменьшением численности учащихся системы общеобразовательных учреждений. Так, при условии сохранения современного уровня охвата контингента лиц школьного возраста общеобразовательным процессом в системе государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях количество учащихся в них по отдельным сценариям развития прогнозируется в следующем объеме (см. табл. 3.2.3.20.). Таблица 3.2.3.20. Динамика численности учащихся общеобразовательных учреждений (прогноз), тыс. чел.
Не менее серьезной проблемой, потребующей своего решения в предстоящие годы, является резкое превышение количества мест в общеобразовательных учреждениях над численностью обучающегося в них контингента школьников в сельских муниципальных образованиях. Процент заполняемости мест на конец 2006г. колебался от 38% в Интернациональном муниципальном образовании до 77% в Лебедевском. В ряде муниципальных образованиях (особенно Верхнеерусланском, Лавровском) работают практически нежизнеспособные маломерные школы с несколькими десятками мест в них и единицами обучающихся детей и педагогов. Решение обозначенных и других проблем возможно лишь при оптимистическом или в худшем случае стабилизационном перспективном развитии. Оптимистический сценарий развития позволит осуществить мероприятия по строительству новых школ, обеспечение их всеми видами благоустройства, привести в соответствие с нормативами учебные кабинеты, провести реорганизацию сельских малокомплектных школ с их слабой материальной базой. Будет решена проблема обеспечения подвоза учащихся из периферийных поселений в укрупненные школы с улучшенной материально-технической базой и квалифицированным педагогами. В ближайшей и среднесрочной перспективе экономикой района будет предъявляться повышенный спрос на высококвалифицированные рабочие кадры. Это предполагает значительное повышение внимания к поднятию престижа рабочих профессий. Система профессионального образования в районе должна быть приведена в соответствие с запросами современной экономической системы. В настояшем проекте, в соответствии с рассмотренными выше сценариями, разработаны три варианта развития сети учреждений образования. В основу всех вариантов положена сложившаяся в районе сеть учреждений образования. Проектные предложения по всем вариантам предполагают создание сети учреждений, обеспечивающей доступность образовательных услуг для населения всех населенных пунктов Краснокутского муниципального района. Первый вариант разработан применительно к существующему административно-территориальному делению района при инерционном сценарии функционирования, и предусматривает проведение капитального ремонта существующих объектов, а в лучшем случае реконструкцию зданий образовательных учреждений в селах Лепехинка, Чкалово, Рекорд, Ждановка и поселке Семенной. Скорее всего, уже к концу первой очереди расчетного срока, вследствие исчерпания демографического потенциала, отпадет надобность в содержании малокомплектных образовательных учреждений в селах Лавровка, Верхний Еруслан, Норки, Пшеничное, Балтийка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|