Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поиск и отображение прикрепленных документов 18 глава




Общий объем межселенных функций, выполняемых центром того или иного ранга, определен набором функций всех локализованных в нем уровней обслуживания за вычетом тех из них, которые размещены здесь лишь для удовлетворения потребностей собственного населения центра.

На территории Краснокутского района выделены следующие иерархические уровни центров межселенного социально-культурного обслуживания:

- Районный центр с полным комплексом объектов периодического и частично эпизодического обслуживания.

На этом уровне представлены следующие учреждения:

o в образовании: учреждения начального профессионального образования, средние специальные учебные заведения, специализированные школы;

o в здравоохранении: районная больница, районная поликлиника, станции скорой медицинской помощи, аптеки;

o учреждения культуры: дома культуры, районные библиотеки, кинотеатры, Дома детского творчества;

o учреждениях физической культуры и спорта: плоскостные спортивные сооружения, спортзалы, бассейны, детско-юношеская спортивная школа.

- Районные подцентры имеют такой же набор учреждений, как и районный центр за исключением выполнения административных функций:

o местные (локальные) центры с полным комплексом учреждений периодического обслуживания (участковая больница, амбулатория, ФАП, основная школа, дом культуры, библиотека, открытое плоскостное сооружение, спортзал);

o населенные пункты с элементарным набором учреждений повседневного обслуживания (детские сады, начальные школы, медпункт, клуб, спортплощадка).

Иерархия центров различного ранга характеризуется определенным набором учреждений социально-культурного обслуживания по всем отраслям (здравоохранение, образование и воспитание, культура и искусство, физическая культура и спорт), определенной зоной обслуживания, а также определенной численностью обслуживаемого населения.

В системе «социальной инфраструктуры» схема рассматривает следующие основные отрасли (объекты) обслуживания:

1. Культурно-просветительного обслуживания (учреждения образования и воспитания, театрально-зрелищные учреждения);

2. Лечебно-оздоровительного обслуживания (медицинские учреждения, физкультурно-оздоровительные объекты).

В зависимости от нормативной частоты посещения населением объекты культурно-бытового обслуживания дифференцируются на:

а) повседневного пользования — посещаются каждым клиентом не менее трех раз в неделю;

б) периодического пользования — посещаются от двух раз в неделю до трех раз в месяц.

Все они относятся к категории объектов стандартного обслуживания, направлены на удовлетворение наиболее массовых потребностей населения в услугах повседневного или периодического спроса, и должны быть приближены к местам проживания основного контингента потенциальных потребителей;

Учреждения социально-культурного обслуживания характеризуются также разной степенью «закрепленности» посетителей за определенными объектами и соответственно подразделяются на учреждения обслуживания:

- «административно-закрепленная» зона тяготения — определена границами определенной территориальной или хозяйственной деятельности района, города, муниципального образования (государственные учреждения медицинского обслуживания, образования, воспитания и соцобеспечения);

- «административно-нерегулируемая» зона тяготения — объекты, посещение которых могут осуществляться жителями любого населенного пункта по их собственному выбору в пределах допустимых затрат времени на маятниковые передвижения (учреждения торговли, бытового обслуживания, культуры и т.п.).

Пространственно-территориальная организация сферы обслуживания в Краснокутском районе тесно связана со сложившейся радиальной транспортной структурой в сочетании с осями расселения по признаку удаленности от центра системы расселения — г. Красного Кута.

Такая структура системы межселенного обслуживания подразумевала, что человек сам должен ездить за услугами на различные расстояния (порою 1 час и более транспортной доступности) в другие населенные пункты. На данном этапе эта система далеко не оптимальна, и не всегда отвечает необходимой степени комфортности обслуживания, прежде всего, сельского населения.

Учитывая сказанное, данная Схема принимает позицию Гипрогора, по которой каждый населенный пункт (исключая мелкие сельские поселения, где проживает небольшое количество человек), может иметь те учреждения обслуживания и той емкости, которая ему необходима. В новых экономических условиях, любая регламентация структуры сферы обслуживания теряет практический смысл.

Как следствие дробности сети обслуживающих объектов будет неизбежной их небольшая емкость: малые школы, детские сады, досуговые учреждения (типа клубных помещений с местными библиотеками- читальнями), больницы, поликлиники и т.п.

Вследствие сильной зависимости социальных процессов от уровня развития экономики, инвестиционной активности, направлений государственной социальной политики и других факторов прогноз их развития трудно поддается количественной оценке.

Расчет перспективного развития отраслей социальной сферы КМР проводился на основе анализа современного их состояния с последующей экстраполяцией на будущее, с учетом прогнозных показателей демографической ситуации, экономической подсистемы и др. Потребности рассматриваемой территории в обеспеченности социальной инфраструктурой и услугами определялись на основе нормативных показателей, заложенных в Распоряжении Правительства РФ от 3 июня 1996 г. №1063-р «О социальных нормах и нормативах» и Распоряжении Правительства РФ от 19 октября 1999г. Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры.

Уровень развития социальной сферы КМР, как и области в целом, характеризуется в настоящее время серьезными недостатками: низкой фондовооруженностью, устаревшим оборудованием, низким уровнем зарплат, несоответствием сети учреждений и объемов оказываемых услуг запросам населения. Комплекс социальных проблем носит системный характер и напрямую зависит от состояния экономики района и действенности проводимых реформ.

Обеспечение устойчивого развития социальной сферы района и повышения уровня и качества жизни его населения является приоритетной задачей на расчетный период. На ее успешное решение направлены принятые в стране и области целевые национальные проекты и государственные программы, что ведет к повышению инвестиционной привлекательности отрасли и становится гарантом улучшения социальной обстановки в целом. Настоящей схемой рассматриваются три из возможных вариантов развития социальной сферы района: инерционный, стабилизационный и оптимистический.

Инерционный вариант перспективного развития социальной сферы района предполагает сохранение существующих тенденций и трендов на низком и вследствие этого неприемлемом уровне. Вероятность его развития напрямую будет определяться установлением в районе инерционного варианта развития экономики, в частности, сокращением имеющегося портфеля ресурсов, отсутствием крупных инвестиционных проектов, недостаточным вниманием к состоянию отрасли со стороны государственных структур и т.д.

Оптимистический вариант развития социальной сферы является наиболее приемлемым и в тоже время наиболее труднодостижимым. Он предполагает глубокие преобразования отрасли и гарантирует ее выход на качественно новый уровень, сопоставимый с современными европейскими стандартами. Непременным условием перспективного развития социальной сферы по оптимистическому сценарию являются высокие темпы развития экономической подсистемы района.

Анализ современного состояния и сложившиеся тенденции развития производительных сил района позволяют сделать вывод, что наиболее вероятным из возможных сценариев развития социальной системы района на расчетный период является стабилизационный вариант. Он предусматривает приведение основных показателей социальной сферы в приемлемое состояние, обеспечивающее заметное повышение уровня и улучшение качества жизни населения.

Ниже рассматриваются принципы организации наиболее значимых отраслей обслуживания.

3.2.3. Образование и проектные предложения по территориальному развитию системы образования

Образование является одним из ключевых подразделений сферы услуг Краснокутского муниципального района. Основными её составляющими являются детские дошкольные учреждения, дневные и вечерние общеобразовательные школы, система профессионального среднего и высшего образования.

На 1 сентября 2006 года образовательная сеть района была представлена 28-ю дошкольными образовательными учреждениями, 24-мя дневными государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями, 2-мя вечерними общеобразовательными учреждениями, 1-ой негосударственной гимназией, 1-м профессиональным училищем и 1-м средним специальным учебным заведением и 4-мя представительствами вузов.

Детские дошкольные учреждения

Детские дошкольные учреждения являются начальной ступенью системы народного образования. Детские сады в сельской местности размещаются на центральных усадьбах бывших и существующих ныне сельскохозяйственных предприятий. Сеть детских дошкольных учреждений ориентируется на возрастную группу до 6 лет.

За последние пятнадцать лет сеть этих учреждений претерпела изменения, связанные как с плохой демографической ситуацией в районе, так и с экономическими причинами — прекращением деятельности ряда сельхозорганизаций, содержавших ведомственные детские сады (табл. 3.2.3.1.).

Таблица 3.2.3.1.

Изменение по подчиненности детских дошкольных учреждений Краснокутского муниципального района

  2005 г. 2006 г.
Министерство образования РФ, количество    
Ведомственные, количество    

В 2005 г. по данным Управления образования в Краснокутском муниципальном районе функционируют 7 дошкольных образовательных учреждения в городском поселении с охватом 556. детей и 22 дошкольных образовательных учреждения в сельской местности, с охватом 796 детей (см. табл. 3.2.3.2. и Том IV – Графические приложения. Дошкольные учреждения. Наполняемость).

Таблица 3.2.3.2.

Обеспеченность региона дошкольными образовательными

учреждениями

Показатели Краснокутский муниципальный район Саратовская область
     
Число дошкольных учреждений, всего    
в том числе:    
в городской местности    
в сельской местности    
Численность детей в дошкольных учреждениях, человек    
в том числе:    
в городской местности    

окончание таблицы 3.2.3.2.

     
в сельской местности    
Приходится мест в дошкольных учреждениях на 100 детей в возрасте 1-6 лет, всего    
в том числе:    
в городской местности    
в сельской местности    

Виден существенный дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях города и не менее существенный избыток мощностей ДОУ в сельской местности (табл. 3.2.3.3.).

Таблица 3.2.3.3.

Распределение детей в дошкольных учреждениях в городской и сельской местности района осуществлялось следующим образом (на конец года)

      2006 в % к 2005 г.
всего город село всего город село
Краснокутский муниципальный район             102.4
По области             102.1
Питерский район   -     -   95.1
Ровенский район             101.0
Советский район             97.3
Энгельсский район             104.2

В целом тенденции распределения детей в районе соответствуют среднеобластным показателям и сравнительно чуть хуже, чем в соседнем Энгельсском районе.

В последние годы наметилась еще одна важная тенденция — увеличение числа детей, приходящихся на 100 мест в дошкольных учреждениях. После уменьшения этого показателя в 90-е годы в связи с закрытием и отсутствием финансирования ведомственных учреждений в последнее пятилетие идет стабильный процесс его роста как в области в целом, так и в Краснокутском муниципальном районе (табл. 3.2.3.4.).

Таблица 3.2.3.4.

Динамика численности детей, посещающих ДОУ
Краснокутского муниципального района, человек

2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
           

Следует отметить, что количество детских учреждений за этот же период практически не изменилось, а предоставление услуг в основном ориентировано на детей младшего дошкольного возраста и старше. Меньше всего охвачены такими услугами дети в возрасте до 1.5 лет (табл. 3.2.3.5.).

Таблица 3.2.3.5.

Сведения о контингенте детей в ДОУ Краснокутского муниципального района (на конец 2006 г., человек)

Численность детей в ДОУ в том числе:
до 1.5 лет включительно от 1.5 лет до 3 лет от 3 лет и старше
       
100% 2.0% 20.3% 77.7%

Укомплектованность персоналом ДОУ в целом по району полностью удовлетворяет потребностям: по факту занято 100% должностей от штатного расписания. В то же время основной контингент педагогических работников имеет среднее специальное педагогическое образование (табл. 3.2.3.6.).

Таблица 3.2.3.6.

Образовательный уровень педагогических работников ДОУ
(на конец 2006 г.)

  Всего педагогических работников, чел. В т.ч. воспитателей и заведующих, чел./% Из числа педагогических работников имеют образование, чел./%
Высшее и неоконченное высшее Среднее специальное
Всего В т.ч. педагогическое
Краснокутский муниципальный район   148/85 35/20.1 139/79.9 130/74.7
По области   8019/77.6 3790/36.7 6461/62.5 5923/57.3
Питерский район   104/85.2 20/16.4 102/83.6 83/68
Ровенский район   67/87 13/16.9 64/83.1 60/77.9
Советский район   110/85.3 25/19.4 104/80.6 102/79.1
Федоровский район   90/88.2 17/16.7 77/75.5 66/64.7
Энгельсский район   801/76.7 380/36.4 665/63.6 641/61.3

Показатель квалификационного уровня педагогических работников ДОУ с высшим образованием в Краснокутском муниципальном районе ниже среднеобластного в 1.8 раза. Такой же разрыв по этому показателю и с Энгельсским районом. Из всего числа работников со средним специальным образованием педагогическое имеют только три четверти сотрудников, что свидетельствует о необходимости повышения квалификации значительной части сотрудников ДОУ района и привлечении высококвалифицированных специалистов.

С целью наиболее полного охвата детей дошкольным образованием открыто 3 группы кратковременного пребывания детей по подготовке к школе (32 ребенка), а также 6 коррекционных групп (2 — для часто и длительно болеющих детей, 4 — для детей с нарушением речи). Родительская плата за содержание ребенка в ДОУ с 01.01.06 г. в городе составляла — 220 руб./мес., в сельской местности — 180 руб./мес., что не превышает 20% от общих затрат на содержание детей. Установлены льготы для многодетных семей и социально-незащищенных граждан.

Основные показатели функционирования дошкольных образовательных учреждений весьма существенно различаются по отдельным муниципальным образованиям района, что наглядно демонстрируется данными таблицы 3.2.3.7.

Таблица 3.2.3.7.

Основные показатели функционирования дошкольных образовательных учреждений в разрезе муниципальных образований Краснокутского муниципального района (по имеющимся данным)

Муниципальные образования Количество учреждений Количество мест в учреждениях Кол-во детей дошкольного возраста в МО Количество детей, посещающих учреждения % заполняемости мест
Краснокутское          
Верхнеерусланское          
Ждановское          
Журавлевское          
Комсомольское          
Усатовское          
Чкаловское          
Дьяковское          
Интернациональное          
Лавровское          
Логиновское          
Лебедевское          
Первомайское          

В г. Красный Кут согласно представленной информации наполняемость высокая, а в трех учреждениях даже выше проектной. Износ зданий от 23 до 61%.

В сельской местности положение иное. Наполняемость учреждений в основном колеблется от 25 до 50%. Большинство зданий построено в 1960—80-х годах и изношено на 50—90% (см. Том IV – Графические приложения. Дошкольные учреждения. Износ зданий и помещений). В некоторых поселениях, среди которых есть и достаточно крупные (с. Розовка, с. Рудня, с. Пшеничное), отсутствуют (нет информации) ДОУ.

Существующие в селах детские дошкольные учреждения в основном обеспечивают потребности в них населения в настоящее время и на расчетную перспективу.Если в г. Красный Кут наблюдается дефицит мест в дошкольных учреждениях, то в сельских МО — дефицит детей для их заполнения (степень наполняемости наличных мест составляет лишь немногим менее половины). В то же время в некоторых МО может также возникнуть дефицит мест в дошкольных учреждениях, учитывая соотношение численности детей дошкольного возраста и наличных мест, а также реализации национального проекта по улучшению демографической ситуации (см. Том IV — Графические приложения ).

Несмотря на то, что охват дошкольным образованием составляет в районе 85% (по Саратовской области в целом — 56.6%), т.е. соответствует нормативу, вероятно изменение ситуации в худшую сторону. Наиболее сложное положение с материально-техническим состоянием ДОУ складывается в Верхнеерусланском МО (п. Семенной и с. Норки, где износ помещений составляет более 60%), Журавлевском МО (с. Ямское — износ 71%), Усатовском МО (с. Усатово — износ более 60%), с. Комсомольское — приспособленное здание с износом более 60%.

В Краснокутском МО на фоне переполненности ДОУ (в 4-х из 6-ти) в целом их состояние удовлетворительное (5 зданий имеют износ менее 50%) (см. карту). Для устранения переполненности можно предложить строительство дополнительного ДОУ в г. Красный Кут.

Из проблем развития системы дошкольного образования, которые предстоит решать уже в ближайшую перспективу, следует выделить невысокий современный охват детей дошкольным образованием, особенно в сельской местности (59%), неудовлетворительное техническое состояние многих из зданий, резкое превышение числа мест в дошкольных учреждениях ряда муниципальных образований сельской местности, что ставит вопрос об экономической целесообразности и дефиците мест в г. Красный Кут, что требует строительства дополнительных учреждений.

Контингент лиц дошкольного возраста будет резко различаться в зависимости от сценария, по которому пойдет развитие района на период до 2025г. Учет возможности вариаций весьма важен при решении вопросов управления дошкольным образованием (см. табл. 3.2.3.8.).

Таблица 3.2.3.8.

Прогнозная оценка количества детей дошкольного возраста (1—6 лет) КМР по сценариям развития

Годы Сценарии развития
Инерционный Стабилизационный Оптимистический
Число детей в дошкольном возрасте, тыс. чел. в т.ч. % от всего населения Число детей в дошкольном возрасте, тыс. чел. в т.ч. % от всего населения Число детей в дошкольном возрасте, тыс. чел. в т.ч. % от всего населения
  2.08 5.8 2.08 5.8 2.08 5.8
  2.47 7.1 2.63 7.4 2.71 7.5
  2.42 7.1 2.54 7.2 2.69 7.3
  2.01 6.3 2.31 6.6 2.66 7.0

Некоторый рост рождаемости, наметившийся с начала XXI в. обеспечит рост числа детей в дошкольном возрасте до 2015 года, но к 2025г., когда наиболее высокофертильную (20—30 лет) категорию составит малое число женщин, родившихся в 90-е годы, произойдет уменьшение численности детей дошкольного возраста. В катастрофической форме это проявится при реализации инерционного сценария развития — с 2015 до 2025гг. контингент детей дошкольного возраста может сократиться на 410 человек, составив лишь немногим более 2 тыс. детей. Даже оптимистический сценарий развития не в состоянии будет обеспечить поступательный рост лиц данной категории населения.

Дальнейшее развитие дошкольного образования связано в первую очередь с необходимостью возрастания охвата детей в возрасте 1—6 лет детскими дошкольными учреждениями. По национальному проекту «Образование» к 2010 г. данный целевой показатель должен равняться 85%. При сохранении сложившихся темпов развития (инерционный сценарий) район не выйдет на указанный уровень охвата даже к 2025 г.

Таблица 3.2.3.9.

Прогноз охвата детей дошкольного возраста (1—6 лет) детским дошкольным образованием

  2005г. 2010г. 2015г. 2025г.
сценарии сценарии сценарии
инерционный стабилизационный оптимистический инерционный стабилизационный оптимистический инерционный стабилизационный оптимистический
Численность детей в возрасте 1—6 лет 2.08 2.47 2.63 2.71 2.42 2.54 2.69 2.01 2.31 2.66
Охват детей в возрасте 1—6 лет дошкольными учреждениями, % 63.5                  
Количество детей в возрасте 1—6 лет, охваченных дошкольным образованием 1.32 1.44 1.71 2.03 1.56 1.88 2.26 1.65 2.01 2.39

Ожидаемое по всем сценариям развития увеличение количества детей в возрасте 1—6 лет, охваченных дошкольным образованием, потребует строительства новых учреждений дошкольного образования на 140 мест в г. Красный Кут (по целевому нормативу 85 мест на 100 детей). В сельских муниципальных образованиях с превышением мест в дошкольных учреждениях над потребностями (при минимальном нормативе 40 мест на 100 детей в данной местности) необходимо принятие мер по оптимизации сети этих учреждений и дальнейшему эффективному использованию зданий или их частей. В качестве приоритетного использования избыточных мощностей детских дошкольных учреждений предлагается их использование под художественные, музыкальные, эстетического воспитания, физкультурные, спортивные и другие назначения.

Общеобразовательные школы

Проблемы развития системы общего образования в Краснокутском муниципальном районе в основном те же, которые характерны для Саратовской области и страны в целом: не соответствующая нормативам материально-техническая база, недостаточное финансирование, низкая заработная плата учителей, резко сократившееся число учащихся, рост числа маломерных школ и т.д. Кроме того, многие школы характеризуются значительным износом зданий и требуют капитального ремонта (см. Том IV – Графические приложения. Школы. Износ зданий и помещений).

Общее количество общеобразовательных учреждений в районе на начало 2006/2007 учебного года составляло 25 единиц (см. табл. 3.2.3.10.).

Таблица 3.2.3.10.

Дневные общеобразовательные школы

  2005 г. 2006 г.
Начальная школа    
Основная школа    
Средняя школа    
Негосударственная гимназия -  
Количество групп продленного дня    
Всего школ    

Все дневные общеобразовательные учреждения г. Красного Кута и Краснокутского муниципального района (100%) работают только в одну смену. Это хорошие данные, поскольку среднеобластной показатель удельного веса обучающихся в первую смену составляет 86.1%; по г. Саратову он составляет 49.6%, по г. Энгельсу — 27.3%, по соседним районам такой же хороший показатель имеют школы Питерского и Федоровского районов. Эти данные свидетельствуют о том, что у школ Краснокутского муниципального района имеется запас прочности по наполняемости учащимися.

Наблюдается повышение степени охвата учащихся группами продленного дня. В 2006/07 учебном году такие группы посещали учащиеся во всех школах г. Красного Кута и в 16 школах района. Всего было охвачено 3135 человек. Удельный вес посещающих группы продленного дня с 1—9 классы по г. Красный Кут составил 26.4%, по району — 36.4% при среднеобластном показателе — 25.3%. Для сравнения в г. Саратове охват составил 18.2%, в г. Энгельсе — 35.1%, в Питерском, Ровенском, Советском, Федоровском и Энгельсском районах соответственно — 24.2; 31.0; 29.8; 15.1; 45.6%. Для учеников 1—4 классов города и сельской местности удельный вес посещающих группы составил соответственно 44.2% и 51.9% при среднеобластном показателе в 42.6%. В целом по охвату группами продленного дня Краснокутский муниципальный район превосходит среднеобластные показатели и уступает только г. Энгельсу и Энгельсскому району. Таким образом, следует отметить, что более трети учеников с 1-го по 9-й классы Краснокутского муниципального района в дневное время находятся под присмотром наставников.

В Краснокутском муниципальном районе вечерние (сменные) общеобразовательные школы представлены в качестве учебно-консультационных пунктов, созданных при дневных общеобразовательных школах (см. табл. 3.2.3.11.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...