Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы источниковедения в науке и образовании.




Основная проблематика современ. науки.

Ведущ. проблемы совр. науки: философ. проблематика музыки: сущность музыки, границы муз-го, материал. и идеал. в музыке, соотношение формы и содержания в муз. явлениях.

Проблема восприятия, актуализация смысла, познавательная роль. Проблема диагностики (Бахтин), проблематика герменевтики в понимании текстов художественной культуры.

Теор. концепции 1970-80х гг. Осн. науч. проблемы: интонация, лад, фактура, тематизм, гармония.

Теории муз. времени и пространства, феномен муз. произведения. Проблемы муз. языка, муз. семантики, муз. мышления. О психологии муз. восприятия в трудах Назайкинского, Медушевского. Метод структурно-семантич. анализа в работах Арановского. Комплексный, системный, функциональный методы исследования. Теор. музыкознание и муз. авангард, муз. текстология и муз. источниковедение: история и современность. Монографии совет. времени – монография 21 века. История муз. культуры – 1 из направлений современ. музыкознания. Движение «Вперед к старине». Музыкознание и массовый слушатель.

Проблема восприятия

Проблема развития и педагогической активизации музыкального восприятия начинается с вопроса о сущности этого процесса. Чтобы понять сущность, необходимо определить различие и частичное пересечение двух терминов, которые часто употребляются как синонимы: «музыкальное восприятие» и «восприятие музыки». Являются ли они идентичными? В чем их разница? В психологии под восприятием понимается: Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на органы чувств человека («перцептивный образ»);

2. Процесс формирования этого образа в сознании. Понятие «восприятие музыки» также подразумевает, что это, первое - психический музыкально-познавательный процесс (акт) и второе - субъективный образ воспринятого как результат музыкально-познавательного процесса, возникший в индивидуальном сознании человека и единственно доказывающий действительное осуществление этого процесса. Восприятие как процесс и как результат деятельности сознания имеет объективную и субъективную стороны, культурно-заданные и индивидуальные проявления. Восприятие музыки в обоих выделенных выше значениях (как процесс и как результирующий музыкальный образ) в огромной степени детерминировано бессознательной частью психики человека.

Результатом процесса восприятия музыки является так называемый «перцептивный образ» музыкального явления. Формирование перцептивного образа музыки включает несколько фаз (переходов) от смутного «что-то мелькнуло», «какой-то звук», «ах, это музыка, или радио, или студии для фортепиано» к порождению дифференцированного целостного образа-версии, близкого к акустически-музыкальному оригиналу (сложному информационному стимулу, как говорят психологи). В психологии восприятия эта конечная фаза формирования «перцептивного образа» связана с адекватным отражением объекта восприятия и есть цель всего познавательного процесса психики.

 

Проблемы источниковедения в науке и образовании.

Люб. музыковед. исслед-е невозможно без опоры на истор. источники: нет памятников и документов - нет знания о фактах истории музыки, а тогда нет и основы для объектив. осмысления современ. явлений муз. культуры. Источниковедение – это специальная дисциплина, призванная обеспечивать истор. познанию такие необходим. для люб. науки качества, как объективность и точность получаемых выводов, а также разрабатывать систему доказательств истинности выдвигаемых учеными-историками положений и концепций.

Англ. историк Р. Дж. Коллингвуд: в задачу историка «не входит изобретать что бы то ни было, его задача — обнаруживать имеющееся». – подчеркивается актуальность и важность источниковедческих аспектов историч. исследования. Источниковедение - один из важнейших «индексов научности».

Источниковедение формирует сегодня грандиоз. историко-теор. фундамент, на кот. развертывается муз.-науч. мысль в ее наиболее актуал., сущност. проявлениях. Открытие нов. источников и тщат. анализ уже имеющ. в науч. обиходе помогают раскрыть многие тайны муз.-истор. процесса, развенчивают прочно укоренивш. заблуждения, мифы, легенды, а также служат основой для коррекции общ. методологии и конкрет. методов исследования, концептуал. результатов.

Значит. современ. работы – труды, открывающие нов. страницы тв-ва и жизни И.С. Баха: Милка А.П. Муз. приношение И.С. Баха. К реконструкции и интерпретации (1999); Милка, Шабалина «Занимательная Бахиана», 2 тома (2001); Шабалина «Рукописи Баха: Ключи к тайнам тв-ва» (1999); Шабалина «Хронограф жизни и тв-ва Баха» (1997).

Е. Вязкова «Ис-во фуги И.С. Баха» (послед. соч.) - образец взаимодействия музыковед. (полифон.) и текстологич. типов анализа. 1 ч. ис-во фуги как полифон. цикл (музыковед. анализ), 2 ч. творч. процесс: Берлин. автограф (изучение рукописи).

Труды Е.В. Герцмана по антич. и средневек. культуре.

 

Однако в сфере отеч. музыкознания проблемы выявления и изучения истор. источников относятся к числу самых нерешенных. Из года в год ученые высказывают практически одни и те же мысли:

- о недостаточности (отсутствии) соответств. современ. критериям справоч. пособий;

- действительно полных академ. собраний сочинений великих рус. композиторов;

- о разобщенности источниковед. исследований;

- о необходимости создания единой и целостной программы по отысканию и восстановлению утрач. или давно забыт. памятников;

- о неразработ-ти самой теории и методики источниковедения истории отеч. музыки.

Классификация И.А. Барсовой. Справедливо обращая внимание на опасность апологетического отношения к любому документу, автор размышляет о трех родах источников:

а) Есть документы, функция кот. сообщить истину,

б) Есть документы, назначение кот. скрыть истину,

в) И, наконец, есть документы, функция кот. — сообщить не-истину (ложь).

Основу современ. источниковедения составляет текстология, занимающаяся установлением точного текста памятников муз. ис-ва и муз.-истор. документов с целью их критич. проверки и организации дальнейш. исследования и публикации.

Важ. задачи: 1. установление, т.е. диахронически, исторически осмысл. и критич. прочтение текста на основе изучения источников; 2. выявление их геналогии и интерпретация переработок (редакций и вариантов); 3. обнаружение искажений автор. текста редакторами, цензурой. Важ. приклад. применение – издание текста произведения (науч. эдиция).

Текстологич. изучение шир. спектра документов – автографов, копий, редакций, прижизн. изданий – позволяет раскрыть подлин. обстоятельства жизни и тв-ва композитора. На основе источниковед. изысканий выдвигаются нов. концепции истории и теории музыки от ее истоков до наших дней.

В связи с этим важ. значение имеет изучение дневников, эпистолярии (писем), мемуаров.

 

5. Язык и содержание текстов художественной культуры.

Проблема естественного языка. Проблемы музыкального языка рассматриваются: Бонфельд «Музыка: язык речь мышление», Арановский «Музыкальный текст культура свойства», Денисов труд о музыкальном языке.

Проблема языка в науке и образовании. Какой должен быть педагогический язык.

Проблема рассматривается в контексте с семиотикой. Семио́тика, или семиоло́гия («знак,признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

Согласно Ю. М. Лотману, под семиотикой следует понимать науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения.[1]

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:

· синтаксис (синтактика) изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации;

· семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;

· прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

Проблемы семиотики обсуждаются на самом высоком уровне. Музыкальная семантика имеет связь с музыкальным содержанием, диалогом и понимание. Роль диалога в искусстве разработал Бахтин. Произв-е иск-ва диалог – автора с читателем, с прошлой культурой с будущем, с цивилизацией и т.д.

Семиотика – наука о знаках и знаковых системах.

Семантика в музыке – совокупность всех элементов(выполняющих ф-цию знака), которую могут иметь рационально-осознанное и вербально-выраженное значение.

· Инстростилевые – подражание звукам быта

· Экстростилевые подражание движению, речь.

Семиотика возникла в конце XIX — начале XX века.

Основоположниками семиотики являются американский философ и логик Чарльз Сэндерс Пирс (1839—1914) и швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр (1857—1913). Обычно считается, что именно Пирсу, так любившему создавать новые термины, мы обязаны термином «семиотика» (хотя в действительности этот термин предложил ещё Локк, в последних строках своего «Опыта о человеческом разумении»). Соссюр же дал новой науке название «семиология», получившее большее распространение в теоретической лингвистике.

Начало положено Ч. Пирсом. 1867г. «О новом списке категорий»

Чарлз Сандерс Пирс пытался охарактеризовать ряд важных семиотических понятий (понятие знака, его значения, знакового отношения и т. д.). Он отчетливо сознавал, что эта область исследования должна быть предметом особой науки — семиотики, которую он определял как учение о природе и основных разновидностях знаковых процессов.

В частности, Пирс создал базовую для семиотики классификацию знаков:

1) знаки-иконы (icon), изобразительные знаки, в которых означаемое и означающее связаны меж собой по подобию;

2) знаки-индексы (index), в которых означаемое и означающее связаны меж собой по расположенности во времени и/или пространстве;

3) знаки-символы (symbol), в которых означаемое и означающее связаны меж собой в рамках некоторой конвенции, то есть как бы по предварительной договоренности. Национальные языки — примеры таких конвенций.

 

Я. Йаракек(чех) 1985г. «К основам музыкальной семиотики».

Индексом является интонация, выразительность.

Предметно-изобразительное начало – икон.

Условные знаки в результате развития культуры – символ.

Бычков. Статья «Проблемы смысла».

Икон – звукоподражание, моделирование процессов движения

Символ – музыкальные темы с устойчивыми значениями.

Индекс – стилевые, жанровые и образные обобщения.

 

Холопова В. Н.1997 «кн. Музыка как вид искусства, ст. «Икон, индекс, символ»».

Икон – эмоция, выразительность, моделирование псих. процессов..

Индекс – предметность окружающего мира

Символ – то, что по договоренности.

Теоретико-методологич. основа – проблема.

 

Музыка как смысловые доминанты. Семантические аспекты присутствуют и в анализе муз. Произведений.

Медушевский В. «Интонационные формы музыки» - разрабатывает теорию интонационно-семантического анализа. Полисемантичность интонаций – одна интонация имеет несколько значений.

Связь с лингвистической и др. науками.

Изучение музыкальной семантики разных эпох

(Шнитке – Семантические анаграммы прощания

Пендерецкий – семантика «Страстей по Матфею» и т.д.)

 

Семантика модели. Модель: изготовление упрощенного образца. Работа по какому-то идеалу(пока не выработал свой стиль).

Художник опирается на те смыслы, которые заложены в модели.

Есть модели с несоответствием семантики(Ш. «Нос» - октет дворников (фуга)– несоотв. Внутр. и внешнему.)

Медушевский В.. Интонационные формы. – рассматривает внутренний мир интонационных форм, выявление интонации музыкальной темы, рассматривает средства выразительности, связь интонаций с нейросемиотикой(духовный смысл, связь с мышлением.)

Казанцева Л. «Автор в 3-х ипостасях»:

· Биографический

· Творческий

· Художественный(автор – объект изображения).

 

Проблема языка и текста.

Текст – осмысленная последовательность знаковых единиц, основными свойствами которого является знаковость и целостность

Музыкальный текст – такая звуковая последовательность, которая интерпретируется субъектом, как относящаяся к музыке и представляет собой структуру, построенную по нормам исторической разновидности музыкального языка.

Муз. текст - явление процессуальное. Он связан с понятием муз. произв.

Муз. произведение – уже свершившийся озвученный и осмысленный муз. текст.

Деривация(ввел Е. Курелович) – обновление текста при воспроизведении (интерпретация).(Remake – пример)

Интертекст – вкрапление в текст других текстов - частный случай реализации интертекстуальности. Это присутствие в одном произведении элементов, конструкций или идей другого текста, причем текста прошедшего или параллельного во времени. Может ыть и собственный ранее написанный авторский текст.

Метод интертекстуального анализа направлен на раскрытие механизмов сосуществования текстов в новом произведении.

Уровни интертекста:

· Эхотексты – влияние чужих текстов в плане концепций и основной смысловой идеи.

· Тексты-модели-отношения. В каких предшествующих произведениях в смысле конструкции отражается в последующем.

· Цитаты и аллюзии из других произведений.

Интекст – чужой текст, цитата.

Амальгама – соотношение своего и чужого на подсознательном уровне.

 

Проблемы личности:

В основе концепция о 4-х личностях:

· Две внешние(реальная, сзданная)

· Две внутренние(подсознательная, бессознательная).

 

Музыкальное содержание.

- общая категория. Смысловая единица – образ. Опирается на достижение эстетики, теорию Асафьева (интонационную).

Муз. содерж. формирует тема произведения и его идея. Реализация происходит через средства музыкальной выразительности.

Важную роль играет авторское начало. Авторский сюжет раскрывается при помощи драматургии.

Типы муз. драматургии: конкретная, сглаженная (медитативное свойство).

Драматургический профиль – визуализация муз. произведения.

Для муз. содержания характерна дихотомия (двойственность): оно имеет структуру и обладает текучестью (постепенное формирование смыслов, в основе - средства муз. выразительности).

Медушевский В. 7 типов взаимодействия средств муз. выразительности:

1. Отношение интерпретаций

2. Отношение детализаций(вычленение интонаций).

3. Метафорический переКос? (полнота фактура равна полноте чувств).

4. Подавление семиотики, значение замены на противоположные.

5. Отсечение полисемии? Выделение крупных значений(во главе – значимые детали).

6. Междууровневые противоречия, несоответствия, деформация эмоций (Ш. Нос)

7. Параллельный взаимодействия – усиление образа.

Теория муз. содержания изучает тон? Из них складываются средства муз. выразительности. Они нацелены на образный результат путем психо-физиологического воздействия на музыку. Средства муз. выразительности имеют синестезическую природу (межчувственные ассоциации).

Понятия «время» и «пространство» важны для муз. содержания.

Глоссарий теории муз. содржания.

1. содержательное

2. семантика

3. знак

4. значение

5. смысл

6. содержание-значимость

 

Проблема интертекста.

Термин интертекстуальность ввел Бонфельд в книге «Художественная действительность». Критика музыкознания. Произведение искусства отторгается от автора и становится частью художественной действительности. Межвидовые связи - интертекстуальные связи. Напр: идейная смысловая основа Леди Макбет Шостаковича – не только лесков но и др. пр-я русской литературы.

Бахтин «искусство-есть диалог» Лотман семиосфера культуры, вербальные и невербальные тексты, собрание всех текстов культуры.

Зап исследователи. Бард – «Текст – эхо камеры» стереофония внешних звуков.

Жаннет термин «палинсест» наложение 2-х текстов – 1-й проступающий текст из 2-х текстов.

Отголоски прежних произведений в текстах - интерпретации и реинтерпретации. Претексты – др. мифы.

1967 год – Кристева ввела терми интертекстуальность.

Текст в связи с другими текстами. Претекст

Веселовский разработал теорию «бородячих сожетов» - перход одних одного и того же сюжета в различные мифы и сказки различных народов.

Бард разница м-у интертекстом и интертекстуальностью.

Автобиографии интервью, авторские анализы.

Импорт чужого текста сознателен.

1990 г проблема интертекстуальности в музыке - акопян, дьячков, климовицкий, верба

Соприсутствие в одном произведение, элементов конструктов идей, другого текста, предшествующего или параллельно создаваемого.

Интертекстуальный анализ – метод интонационного анализа

Проблема интертекстуальности связана с проблемами герменевтики.

Реинтерпретация – интерпретация интерпретации - «Полет над гнездом кукушки» Форман –Кен Кизи - Чехов палата №6. Искажения при интерпретации.

 

 

13. Организация научной деятельности на современном этапе

Персональные научные конференции в искусствознании. К вопросу о проблематике
Научная конференция позволяет в короткий срок рассматривать пласты научной информации, организовать встречу различных представителей науки.(а также интернет-форумы и он-лайн конференции)

Классификация конференций:

1. Достижение научного потенциала (В теме конференции заявлена широкая проблематика, выступают молодые ученые, аспиранты. «Музыкальная культура глазами молодых ученых»)

2. Конференции, ограниченные одной проблемой. (выбирается актуальная тема, устраиваются периодически. Популярны конференции «Источниковедение в науке и высшем образовании», «музыкальная семантика», «проблемы музыкальной формы» Могут быть внутривузовские, всероссийские, международные конференции)

3. Персональные конференции – проблематика вокруг личности. Например – творчество Рахманинова. Конференции связанные с именем художника, ученого.
Персональные конференции получили название – чтения. Ведут свою историю с 19 века Первые чтения были в Академии наук, юбилейные «Пушкинские чтения».
Конференции связанные с юбилейной датой – юбилейные конференции. Сейчас персональные конференции носят регулярный характер. Выбирается знаковая фигура. Приглашается группа ученых занимающихся исследованием этой личности и ее творчества. Изыскиваются материальные средства.

Тамбов. «Рахманиновские чтения». Ежегодные. Проблемы: биография, творч. Процесс, исполнение сочинений, окружение.

Каждое чтение имеет свое название, орг. комитет ограничивает проблематику.

«Хлебниковские чтения» астраханский университет. Носят международный статус.
С 1985 г раз в 2-3 года. Последняя – 2008 год. 1985 – юбилей (100 лет).
Личность Хлебникова была оценена должным образом. Популяризация творчества Хлебникова, разработка научной базы.

Рассматривались:

- аспекты творчества

- миропонимание

- биография

- проблема текстологии

- окружение Хлебникова ---искусство серебряного века, эпохи.

Сравнительные доклады – Хлебников и Банщиков.

«Лихачевские чтения» с 2001 г. Ежегодные. Факультет профсоюзов.

Международные научные чтения в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов впервые состоялись в мае 1995 года и были приурочены к Дням славянской письменности и культуры и Дню города. Их инициаторами были Дмитрий Сергеевич Лихачев и профессора СПбГУП В. Е. Триодин, Р. С. Милонов и А. С. Запесоцкий. С тех пор Чтения проводятся каждый год. Д. С. Лихачев выступал на них с докладами «Декларация прав культуры и ее международное значение» (1996), «Великая культура примирительна по своей сути» (1997).

Год от года Лихачевские чтения приобретают все больший размах и становятся все более представительными. На конференцию съезжаются десятки крупнейших деятелей российской и зарубежной науки, культуры и искусства, общественные и политические деятели. В разные годы в них принимали участие академики и члены-корреспонденты Российской академии наук Г. А. Арбатов, Н. П. Бехтерева, О. Т. Богомолов, Т. И. Заславская, А. М. Панченко, Н. Н. Скатов; академики и члены-корреспонденты Российской академии образования Ш. А. Амонашвили, Л. А. Вербицкая, И. С. Кон, Н. Д. Никандров; общественные и государственные деятели О. Г. Дмитриева, А. А. Собчак, М. О. Чудакова, М. Е. Швыдкой; деятели культуры и искусств И. О. Горбачев, Н. М. Дудинская, З. Я. Корогодский, К. Ю. Лавров, А. П. Петров, М. Л. Ростропович.

Материалы всех научных конференций публикуются. (кроме «Шостаковичевские чтения»)

«Цветаевские чтения». Направление работы конференции:

-Поэзия М.И Цветаевой в восприятии читателей XXI века: историко – функциональный аспект тв-ва

-Переводы М. Цветаевой и М. Цветаева в переводах.

-Поэтика М.Цветаевой: музыка слова и слово в музыке

-Цветаевское музееведение: архивные находки, обретения, межмузейное

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...