Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия текстов художественной культуры




Философия текстов худож культуры. Интерпретация и реинтерпретация как методологическая основа обучения рефлексии.

1. научная парадигма – филос начало

2. текст

3. педагогика – обучение рефлексии.

 

Тексты худ культуры.

Долгое врем текстом счит мысль, зафиксированную вербально. Сейчас – текст – всё что несет информацию, зафиксиров в материальной форме и несущ худож информацию – нотный текст, даже не зафикисированные нотами (звукозапись), архитектура, живопись.

Шпет. Выдвинул положение – развитие мысли. Деятельности. Изучение филос категорий надо проводить на текстах культуры. К тексам культуры в осн относятся хдожественные тексты. Доакзкл, что в отл от филос, худ текст концентрирует огромн колво энергии и аппели не только к интелл но и к эмоцц сфере. В связи с этим познание филос категорй на прим худ екста отлич такой напряженностью кот не отл ни одна наука.

Бхтин: идея диалога. Худож текст – это диалог и его изучение диалогично. Диалог многомерен: художник и действительность (худож действительность - это те пр я кот уже воплотились в искусстве); художник – читатель; читатель – сам с собой.

Диалог: - особая форма разговора. Собеседники на равных, выслушивают друг друга, их установка – понять другого.

- философский жанр – тезис-антитезис – итд. Диалоги Платона

- метод мышления с воображаемым собеседником.

Через диалог происх познание нового, расширение сознания. Расширение сознания – это умение принять другую точку зрения. Чтобы вступать в этот диалог необходимо знание языка худ искусства. Отсюда рождается речь….

 

Худ тексты направлены не просто к мышлению. А к континуальному мышлению – это мышление континуального уровня – мысль еще не обличённая в слова. Музыка более всего направлена к этому мышлению довербального уровня.

Для воспитания рефлексии, восп культ диалога необх подключать герменевтику. Рассм еероль вобучении рефлексии на разл возрастных уровнях. Герменевтика – наука о толковании текстов. О понимании. Воз уже в эпоху др мира. Как самосто обасть возн в сер 19века Шлейермахер.

Первоначально ее роль сводилась к толковании древних текстов. Именно в конце 18в научились расшфровывать егип иеролифы. Постепенно герменевтика стала востреб и вдр типах текстов. Поль Ликер, Вильгельм Дилтей, Гадамер, Шпет, кузнецов, филипов и др.

Филос герменевтика рассм как централизующе учение о токовании смыслов. В нач 20 в возн муз.герменевтика. Кречмар. – первый кто занялся этим вопросом. Стал давать аннотации, направлять вним слушателя в определенное русло.

Сегодня для восп понимания необх феноменология Густав Гуссер. Интенция – гл в феноменологии. – отождествление себя с героем текста. Чувствование его эмоций. Совр педагогика счит что необх соед герменевтику с феноменологией, объеденить передживание с пониманием.

В основе герменвтики лежит интерпретация. Есть так же герменевтич логика, кот основ на герменев круге –это ряд логич операц, кот замыкаются в круг но приводят к новому знанию.

Диалог.Гумбольт. – первым внес это понятие в филос.

Классич герменевтика разарб методы герменевтич анализа

Диалогичность мышления.

 

 

17. Художественный авангард в искусствоведческой науке и образовании Художественный авангард в искусствоведческой науке и образовании. Попенина А. «Зарубежный музыкальный авангард 50-60х гг» Авангардом занимаются активно. Прежде всего эта проблема рассматривается с точки зрения открытий в плане музыкальной культуры. Изуч вопросы- влияние авангарда на художественное восприятие- не только ихучение творчества композитора. Но и слушателя. Его сотворчество. Проблемы: - проблемы терминологии: авангард,авангардизм, модернизм. Декаданс. Попенина предлагает относить к авангарду те сферы музыкального искусства, которые связан с оппозицией к классич М-мольной системы. Неклассическое звуковое пространство. – След изм теперации и инструментария. Авангард – эпох а в искусстве, Ав-Изм- совокупность направлений. Ельзя его отождествл с моернизмом. Исходя и этимологии: авангарный – современный, идущий в переди. А просто новаторов оносиь не след. Должна быть оппозиция. Модренизм – группа новых направлений в начале 20 века.

Периодизация авангарда: - первой трети 20 века (Воробьёв), ранний- 20-30 зрелый, высокий-есть авангард 1 – Ю. Холопов- межвоенный музыкальный авангард (Друскин)

По поводу зарождения – авангард зародился до нала 1 мировой войны. 1905-10гг.свзывают с футуризмом, иногда счит что с 1910х, а иногда- в 19 веке (Друскин) 2я волна авангарда 1945-69гг 70-е поставангард Соколов, неоавангард, молодой авангард, новая простота, постмодернизм (нео-..Изучаются направления, пространство композиторского творчества: Попенина - звуки акустич инстров - звуки возн с пом новых приемов игры на акк муз инстр - звуки прир на звуконосителях - звуки порожденные возм-тями артикуляц апп человека (Лигетти «Приключения») - урбанистичесие звуки или шумы - звуки извлекаемые материально-техническими источниками (стук по кастрюлям)

- техногенные звуки созданные специально для использования

- соноры – тембровые пласты, оки, кластеры, поля (Пенден)

 

Спопсобы запипси

Нотации

Новые формы

История авангарда

Направления – додекаф. Сериализм, сонористика, тех музыка и др.

Муз воспр авангарда. Парадигма его воспр меняется

Композиорское слова представителей авангарда:

Включение авангарда в учебный процесс.

Визуальный поворот в искусстве

Сегодня стоит проблема включения авангардных достижений в музыкальную педагогику. Изучается его восприятие. Должна изменяться парадигма восприятия.

-отсутствмел

-Отсутств тон основы гарм функций

- частое отсутсв ощущ регулм.ера

- исп нов спос муз формообр-я, фактурн драматургии. Часто с сонорными составляющими

- введ нов спос звукоообр, обновление темрального тезауруа

-обращ к зв окр среды, кот восп какфон и их перенос в худ среду

- одновр развитие разных аванг направлений, требующих разлспосоов восприятия

 

Должны разрабатываться методики восприятия этой музыки и произв ее включение в пед практику со школы.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...