Философия текстов художественной культуры
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Философия текстов худож культуры. Интерпретация и реинтерпретация как методологическая основа обучения рефлексии. 1. научная парадигма – филос начало 2. текст 3. педагогика – обучение рефлексии.
Тексты худ культуры. Долгое врем текстом счит мысль, зафиксированную вербально. Сейчас – текст – всё что несет информацию, зафиксиров в материальной форме и несущ худож информацию – нотный текст, даже не зафикисированные нотами (звукозапись), архитектура, живопись. Шпет. Выдвинул положение – развитие мысли. Деятельности. Изучение филос категорий надо проводить на текстах культуры. К тексам культуры в осн относятся хдожественные тексты. Доакзкл, что в отл от филос, худ текст концентрирует огромн колво энергии и аппели не только к интелл но и к эмоцц сфере. В связи с этим познание филос категорй на прим худ екста отлич такой напряженностью кот не отл ни одна наука. Бхтин: идея диалога. Худож текст – это диалог и его изучение диалогично. Диалог многомерен: художник и действительность (худож действительность - это те пр я кот уже воплотились в искусстве); художник – читатель; читатель – сам с собой. Диалог: - особая форма разговора. Собеседники на равных, выслушивают друг друга, их установка – понять другого. - философский жанр – тезис-антитезис – итд. Диалоги Платона - метод мышления с воображаемым собеседником. Через диалог происх познание нового, расширение сознания. Расширение сознания – это умение принять другую точку зрения. Чтобы вступать в этот диалог необходимо знание языка худ искусства. Отсюда рождается речь….
Худ тексты направлены не просто к мышлению. А к континуальному мышлению – это мышление континуального уровня – мысль еще не обличённая в слова. Музыка более всего направлена к этому мышлению довербального уровня.
Для воспитания рефлексии, восп культ диалога необх подключать герменевтику. Рассм еероль вобучении рефлексии на разл возрастных уровнях. Герменевтика – наука о толковании текстов. О понимании. Воз уже в эпоху др мира. Как самосто обасть возн в сер 19века Шлейермахер. Первоначально ее роль сводилась к толковании древних текстов. Именно в конце 18в научились расшфровывать егип иеролифы. Постепенно герменевтика стала востреб и вдр типах текстов. Поль Ликер, Вильгельм Дилтей, Гадамер, Шпет, кузнецов, филипов и др. Филос герменевтика рассм как централизующе учение о токовании смыслов. В нач 20 в возн муз.герменевтика. Кречмар. – первый кто занялся этим вопросом. Стал давать аннотации, направлять вним слушателя в определенное русло. Сегодня для восп понимания необх феноменология Густав Гуссер. Интенция – гл в феноменологии. – отождествление себя с героем текста. Чувствование его эмоций. Совр педагогика счит что необх соед герменевтику с феноменологией, объеденить передживание с пониманием. В основе герменвтики лежит интерпретация. Есть так же герменевтич логика, кот основ на герменев круге –это ряд логич операц, кот замыкаются в круг но приводят к новому знанию. Диалог.Гумбольт. – первым внес это понятие в филос. Классич герменевтика разарб методы герменевтич анализа Диалогичность мышления.
17. Художественный авангард в искусствоведческой науке и образовании Художественный авангард в искусствоведческой науке и образовании. Попенина А. «Зарубежный музыкальный авангард 50-60х гг» Авангардом занимаются активно. Прежде всего эта проблема рассматривается с точки зрения открытий в плане музыкальной культуры. Изуч вопросы- влияние авангарда на художественное восприятие- не только ихучение творчества композитора. Но и слушателя. Его сотворчество. Проблемы: - проблемы терминологии: авангард,авангардизм, модернизм. Декаданс. Попенина предлагает относить к авангарду те сферы музыкального искусства, которые связан с оппозицией к классич М-мольной системы. Неклассическое звуковое пространство. – След изм теперации и инструментария. Авангард – эпох а в искусстве, Ав-Изм- совокупность направлений. Ельзя его отождествл с моернизмом. Исходя и этимологии: авангарный – современный, идущий в переди. А просто новаторов оносиь не след. Должна быть оппозиция. Модренизм – группа новых направлений в начале 20 века.
Периодизация авангарда: - первой трети 20 века (Воробьёв), ранний- 20-30 зрелый, высокий-есть авангард 1 – Ю. Холопов- межвоенный музыкальный авангард (Друскин) По поводу зарождения – авангард зародился до нала 1 мировой войны. 1905-10гг.свзывают с футуризмом, иногда счит что с 1910х, а иногда- в 19 веке (Друскин) 2я волна авангарда 1945-69гг 70-е поставангард Соколов, неоавангард, молодой авангард, новая простота, постмодернизм (нео-..Изучаются направления, пространство композиторского творчества: Попенина - звуки акустич инстров - звуки возн с пом новых приемов игры на акк муз инстр - звуки прир на звуконосителях - звуки порожденные возм-тями артикуляц апп человека (Лигетти «Приключения») - урбанистичесие звуки или шумы - звуки извлекаемые материально-техническими источниками (стук по кастрюлям) - техногенные звуки созданные специально для использования - соноры – тембровые пласты, оки, кластеры, поля (Пенден)
Спопсобы запипси Нотации Новые формы История авангарда Направления – додекаф. Сериализм, сонористика, тех музыка и др. Муз воспр авангарда. Парадигма его воспр меняется Композиорское слова представителей авангарда: Включение авангарда в учебный процесс. Визуальный поворот в искусстве Сегодня стоит проблема включения авангардных достижений в музыкальную педагогику. Изучается его восприятие. Должна изменяться парадигма восприятия. -отсутствмел -Отсутств тон основы гарм функций - частое отсутсв ощущ регулм.ера - исп нов спос муз формообр-я, фактурн драматургии. Часто с сонорными составляющими - введ нов спос звукоообр, обновление темрального тезауруа -обращ к зв окр среды, кот восп какфон и их перенос в худ среду - одновр развитие разных аванг направлений, требующих разлспосоов восприятия
Должны разрабатываться методики восприятия этой музыки и произв ее включение в пед практику со школы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|