В отечественной науке экологическая психология стала формироваться в начале 90-х годов XX столетия.
Одни исследователи считают, что экологическая психология -это исследование отношений человека со средой своего окружения. Другие полагают, что в экологической психологии исследуются взаимосвязи между переменными среды и различными характеристиками психики человека. Третьи утверждают, что в этой дисциплине основное внимание уделяется исследованию связей между поведением человека и материальной средой его окружения. Когнитивность принадлежит к числу тех психических процессов, с помощью которых люди получают, сохраняют, интерпретируют и используют информацию; когнитивность включает в себя различные виды процессов ощущения, различения, запоминания, воображения, рассуждения, принятия решений, и все это связано с накопленным человеком жизненным опытом и его поведением. Восприятие - это более узкое понятие. А.В.Петровский и М. Г. Ярошевский определяют его как целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности. Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. С помощью этого психического механизма обеспечивается возможность индивиду переводить внешние сенсорные раздражения в упорядоченные, определенным образом организованные впечатления. В экологической психологии эти понятия имеют свою специфику, состоящую в том, что исследуется не какой-либо отдельно взятый объект, а вся среда.
28.Дети нового сознания(ДНС). В последнее время произошли сильные изменения в детской психике. 2006 г. Москва. Конференция.(Рос. Акад. Образования., Рос. Акад. Космонавтики., Благотворит. Фонд Рериха и т.д.) Термин дети нового сознания запротоколирован. Дети-индиго – журналистское название. Появился в США. Одна из медсестер (экстрасенс) обратила внимание что стали появляться дети с голубым свечением вокруг головы. Индиго – голубой, название подхватили журналисты. В мир стали приходить дети с необычайными и высокими способностями. Знание структур мироздания и место человека в нем о т рождения. Чувство сострадания ко всему живому. нравственный потенциал врожденный, огромный объем памяти, знания из прошлой жизни, быстрое постижение и усвоение информации. Среди них нет деления на гуманитариев и теоретиков. При недостатке информации становятся гиперактивными. Поиск информации, а не болезнь. Их часто лечат транквилизаторами как больных детей. Следует отличать ДНС от страдающих аутизмом и педагогически запущенных детей. ДНС приходят в мир с особыми свойствами, которые присущи им от рождения а не воспитываются у них: 1. Не реагируют на рекламу 2. В искусстве отдают предпочтение высокой классике 3. Высокие установки в жизни 4. Высокая нравственность от рождения Эти дети не вундеркинды. Вундеркинды одарены только в одной определенной области. Они во всех областях. У них новая энергетика. Возмущаются отсутствием информации. Знают об опыте жизни до рождения. Знают непознанное. Они быстро взрослеют. Для детей нового сознания требуются специальные учебные заведения. ДНС появляются в различных городах. Есть мнение что у ДНС измененная ДНК, но ученые это не признают. Кэрролл и Тоубелл «Дети индиго». Изд.София. 2005. – американский сборник. Франция – тефлоновые дети. Япония – дети солнца, дети тысячелетия.
Зигфрид Войтинас – «Кто они дети индиго?» Ссылки на исследования и научные лаборатории. Войтинас пишет про измененное антронное тело, другое астральное тело. У ДНС более тонкое восприятие мира. Руперт Шелдрейн «Созидательный универсум» Этих детей часто помещают в больницы и лечат наряду с больными детьми. Барабара Силлсон –говорит об успокоительных препаратах для детей: ритолин, родственен кокаину отражается на нервной системе. От употребления этого средства изменяется чувственное восприятие. 10 тон объем выпуска в год. В Швеции запрещен. Лечат им синдром гиперактивности в 90% случаев. Джейн Твайвен «Если ваш ребенок не такой как все» Уроки для детей с небес Ге Лефрансуа дает четкие критерии отличия синдрома гиперактивности от ДНС. Эфроинсон В.Г. «Педагогическая генетика»: «Родословная альтруизма» «Генетика этики и эстетики». Крапивин возглавлял отряд для особых детей. Амонашвиле написал серию книг и сказок. Отечественное изучение проблемы ДНС - явление более глубокое и без налета сенсации как за рубежом. 1. Развитое чувство нравственности. Альтруизм и самоотверженность. 2. Проявляют одаренность в различных сферах. 3. Закрыты от тех, кто их не понимает, но общительны с открытыми людьми. 4. Целостно воспринимают мир. 5. В достижении цели упрямы. 6. У них положительная энергетика, в их обществе приятно находиться. 7. Ощущение связи с высшим разумом признают с пеленок. 8. Нацеленность на сотрудничество, либо принципиальный отказ от сотрудничества. 9. Несогласие с негативным финалом. 10. Устремленность к свободе (внутренней). 11. Искренность. 12. Обладают энергией, которой не всегда могут управлять. 13. Любят действия, но есть и задумчивые дети. 14. Сверхчувствительность близкая к экстрасенсорике. 15. Стремление к созданию своего жизненного пространства. 16. Интуитивная способность разделять мораль и нравственность.
Журнал «Педагогика культуры» №5 29.ПОСТМОДЕРНИЗМ /(фр. postmodernisme – после модернизма). Модернизм (иначе авангардизм) – общее понятие, охватывающее течения искусства и литературы первых десятилетий 20 в., резко порывающие с классическими традициями художественного творчества. Постмодернизм представляет собой скорее умонастроение, интеллектуальный стиль. Как тип ментальности постмодернизм – это гиперрефлексия, возникшая в условиях религиозно-философского вакуума, дискредитации идеологических концептов, тотального релятивизма, перепроизводства предметов сиюминутного потребления. Как творческая установка постмодернизм являет максимум интеллектуально-игрового, эвристического, рефлексивного, деструктивного и минимум смыслообразующего, этического, эстетического, конструктивного. Искусство постмодернизма – в той мере, в какой оно сохраняет функции искусства, – это не только игра, изобретающая игру, изобретающую игру (и т.д.), но и попытка преодолеть катастрофическую разобщенность человека и мира.
В настоящее время уже можно говорить о постмодернизме как о сложившемся стиле искусства со своими типологическими признаками.
Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).
Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр). При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, звуки современной электронной музыки, представляющей из себя сплошной поток соединённых между собой так называемыми «ди-джейскими сводками» [смиксованных] готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства. Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что «искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения» (Турчин).
Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, стоит отметить его обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим. Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф. Ницше).
31.фольклористика -наука о фольклоре, включающая собирание, публикацию и изучение произведений народного творчества. Фольклористика как особая область знания выделилась на рубеже 18–19 вв. в связи с большим интересом к древним мифам. Одной из первых научных школ фольклористики была мифологическая, которая объявляла фольклор результатом бессознательного коллективного творчества «народной души» (братья В. и Я. Гримм в Германии, А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев в России). Зарождение фольклористики связано с романтическим направлением в философии, науке и искусстве начала 19 в., которое утверждало, что история народа определяется не волей отдельных личностей, а является проявлением его «духа», выражающимся во всех областях коллективного творчества (язык, мифология, фольклор). Во второй пол. 19 в. в европейской фольклористике сложилась антропологическая школа, которая объясняла сюжетное сходство в фольклоре разных наций биологическим единством человеческого рода. Народно-психологическая школа, возникшая в начале 20 в., пыталась понять психологические законы возникновения сюжетов и типов в фольклоре. Тогда же получило распространение социологическое изучение, называвшееся в России исторической школой: считавшая, что фольклор обусловлен социальной жизнью (В. Ф. Миллер, Ю. М. Соколов). В зарубежной фольклористике видное место занимает английская антропологическая школа, представленная в трудах Дж. Фрезера, автора работы о первобытной религии и магии «Золотая ветвь» (1890), посвящённой анализу первобытных обрядовых действий и связанных с ними песен и других жанров фольклора. Актуальными задачами фольклористики являются выяснение современных процессов в крестьянской культуре и связанная с ним «борьба» за аутентичность, исследования в области городского фольклора, проблемы персонального нарратива и устной истории, современного фольклора как интертекста, «антифольклора» и «постфольклора» (концепции Н. И. Толстого, С. Ю. Неклюдова). Фольклористика представлена как научная и учебная дисциплина в академических институтах и на всех филологических факультетах высших учебных заведений. ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. εθνος – народ и γράφω – пишу) — научная дисциплина, посвященная изучению народной музыки. Известна в разных странах и в различные исторические периоды под названиями: музыкальная фольклористика, музыкальная этнология (в странах немецкого и славянских языков), сравнительное музыкознание (в ряде стран Западной Европы), этномузыкология (в англоязычной, ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально этнография музыкальная была чисто описательной наукой, фиксирующей специфический материал музыки устной традиции для теоретических и исторических исследований. В зарубежной европейской науке 20 в., преимущественно до 2-й мировой войны, общая этнография подразделялась на родиноведческое изучение своего народа (нем. — Volkskunde; франц. — tradition populaire; англ. — folklore), возникшее на почве подъёма национально-освободительного движения в Европе в нач. 19 в.; на сравнительное изучение чужих, обычно внеевропейских, народов (нем. — Völkerkunde; франц. — ethnologie; англ. — social anthropology), развившееся в сер. 19 в. в связи с колониальной экспансией европейских государств. Этому разделению следовала и этнография музыкальная. Во франкоязычной традиции этнография музыкальная называлась последовательно: musicologie comparée, ethnologie musicale, с 1950-х гг. — ethnomusicologie. В ФРГ появилось направление этнографии музыкальной, изучающее т. н. доисторическую музыку, — Frühgeschichte der Musik (В. Виора).
3. Проблемы психологии творчества в науке и образовании 6. Идеи творчества в современной науке
Философия и психология 2 гуманитарные науки проникающие во все сферы жизни человека, прежде всего в науку и образование.. В наше время голод, дефицит идей. Получить информацию легко, но идей именно новых мало. Поэтому юридически творческий труд строго охраняется. Т.к. творчество, это продуцирование. Всероссийское Агентство по охране авторских прав. В специалисте ценится не столько объем знаний, сколько творческий подход к решению проблемы, порождать новую информацию. Т.к. большая доступность информации. Работа ученого сделать ее более творческой. Творческий подход к наукам, различным. в т.ч. точным. Раньше нас интересовал только результат д-ти ученого, а теперь как он пришел к такому решению. (Менделеев и его таблица.) Поиск оптимальных путей в развитии науки. Поиск оптимальных путей развития науки привел к разработки методики «мозгового штурма» - в науке и педагогике. Изучение рождении идеи – очень актуально в гуманитарных науках. Гуманитарная наука прежде всего психология и философия играют важную роль в исследовании творчества, разработка методологии. Прежде всего: Гуманитарная область наук занимается трактовкой категории творчества. Что следует понимать под творчеством, под идеей. Разные точки зрения. Как трактовать творчество – создание нового, какие компоненты нового, что понимать под новым. Изучают роль психических ф-ций, роль воображения, фантазии или роль интеллекта, роль опыта и роль ассоциаций в творческом процессе. 3 направления трактовки творчества в психологии:
Какие ф-ции задействованы в творческом процессе(Выгодский), очень подробно рассматриваются: воображение, ассоциации, синтезаи т.д. Изучают подробно психология, философия и т.д., Методология, как в дальнейшем развивать способность к творчеству. Творческий процесс 2 точки зрения в психологии: – это особая психическая функция. - не особая ф-ция, а одно из проявлений деятельности человека. В изучении творчества вовлекаются различные области – межпредметные науки. Творческий процесс важен на сегодняшний день его рассматривают с разных сторон. Методология различных наук. Особая область знаний - Компаративистика – изучение 2 аспектов творческого процесса и сравнение, аналгия творческого процесса с эволюционной и теорией и теорией информатики. Эволюционная теория: 1.Наследственность 2.Изменчивость (в следствие биологических и биохимических процесс 3.Естественный отбор Кибернетика (теория информатики) 1.Видовая память 2.Запоминание нового случайного отбора 3.Последующий интегральный эффект этого выбора Творческий процесс предполагает наследственность или видовую память, т.е. опора на традицию, изменчивость и естественный отбор (что останется). «Эволюционная теория и Проблема творчества» - статья Рудина.От кибернетики последующий интегральный эффект - открытие нового, но на основе старого. Пример: Вагнер – полет валькирий, раньше полет высокие инструменты изображали у Вагнера медь. Глинка в х-ке Черномора - целотонная гамма, Чайковский в х-ке Графини, Дебюсси-паруса, следовательно фантастика и иллюзорность = целотонность. Исследование термина креативность:
Исследуется разница между творчеством ученого (научным) и творчеством художника. Статья Гранина. Мнение Касслера. Оба творчества результат – новая информация.
Вернадский (первая половина 20 века) дает параметры творческой д-ти и творческих данных(опирался больше на научное): 1. Уметь проводить детальный анализ 2. Видеть за частным общее 3. Не ограничиваться описанием явлений, а глубже исследовать их сущность и связь с другими явлениями. 4. Не избегать вопроса – «почему?». Все время ставить вопросы. 5. Собирать как можно больше сведений о предметах исследования, из материалов исследования, преимущественно научных, основанных на фактах. 6. Прослеживать историю идей. 7. Изучать общие закономерности научного познания. Как ты работаешь, по какому пути идут твои мысли? 8. Связывать изучаемую науку с другими областями знаний – межпредметные связи 9. Не только решать проблемы, но и находит новые.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|