Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эпоха минимализма (Проспелов, 1990, статья)




Минимализм имеет существ. значение для современно мыслящих музыкантов.

Прежде всего нужно отметить, что это не муз. термин, обозначающий совокупность аспектов муз. композиции. Minimal Art – общехудож. концепция, кот. родилась в культуре США и в 60-е годы оказала влияние на многие течения некоммерч. искусства.

Появление муз. минимализма (хотя он и мог иметь предшественников в Европе - таких, как Эрик Сати и Джачинто Шелси) произошло в рамках самого радикального авангард. направления – амер. "экспериментал. музыки", во главе которого стоял Джон Кейдж и его школа, и которое противопоставило себя всей европ. муз. традиции, включая ее концентрацию - "классич. авангард" 50-х годов. Сам по себе термин «минимализм» был введен независимо композиторами-критиками Майклом Найманом и Томом Джонсоном, вызывал разногласия, но стал широко использоваться с середины 1970-х годов. Считается, что возникновение минимализма было реакцией на структурную усложненность авангардной музыки - в первую очередь на функциональную избыточность сериализма, ее оторванность от слух. восприятия. Это так и не так. Первые минимальные эксперименты вовсе не пытались удобно улечься в ухо слушателю. Наоборот, они уничтожили то последнее, что крепко связывало авангард с традицией - идею целого как логической конструкции, основанной на свойствах памяти и организованной внутр. отношениями.

Сущностные черты минимализма - наделение значением первичных элементов (тишины, отдельного звука, простейших акустических сочетаний) и отрицание функциональных связей в организации муз. целого. Отвергая дискурсивно-логические принципы европ. культуры, минимализм стремился не к деконструкции, но к очищению муз. мышления, к созданию произведений, свободных от гуманистических абстракций, в которых не было бы ничего, кроме самих первоэлементов музыки - звуков.

Все вышесказанное позволяет трактовать минимализм не только в качестве стиля-направления совр. проф. и поп. музыки, но и как принцип муз. мышления, худож. метод.

(Конспект М.Р.)

Способы худож. адаптации минимализма:

1) весь творческий путь композитора в рамках минимализма;

2) минималистские методы внутри произведения (напр. У композитора Адамса);

3) минималистские методы в рамках сочинения (Лигити, Фиртич).

В создании муз. произведения используется техника паттернов. Композитор конструирует муз. элемент в форме квадрата и этот элемент повторяется.

Важную роль здесь играют остинатные формы.

Существует 3 разновидности формы на основе паттернов (паттерн – кирпич, плита):

1) форма-момент (Н: наблюдение за минутной стрелкой часов);

2) форма- интервал (композитор работает с 1 интервалом, потом с др. и т.д. Строг. послед-ть блоков, симметричность, иерархичность, незаметные метаморфозы);

3) форма – цикл (из композиций складываются цикличные формы).

Типы работы с тематизмом:

1) точное многократное повторение паттерна;

2) пермутация первоначальныъ элементов;

3) комбинирование изначально заданного набора паттернов.

Выводы:
1) м. зарождается во второй половине 20 в., но возникновение минимализма уходит в прошлые течения, такие как кубизм, супрематизм и т.д.

2) м. – один из принципов современной культуры;

3) исход. пункт м. заключен в тезисе «меньшее есть большее», как можно меньше выразит. средств;

4) человек растворяется в природе, он - её неотъемлемая часть;

5) м. в искусстве - условное наименование разного рода творч. поисков, направленных на адаптивную, релаксическую функцию искусства;

6) в творч. методе – рационализм и трансцендентность, математический расчёт и трансовые методики;

Яркими представителями минимализма в музыке являются Джон Адамс, Филип Гласс, Джон Кейдж, Майкл Найман, Вим Мертенс, Томас Ньюман, Арво Пярт, Терри Райли, Стивен Райх, Симеон тен Хольт.

Среди рос. представителей минимализма — композиторы Владимир Мартынов, Антон Батагов, Алексей Айги, Павел Карманов, Сергей Загний.

 

 

Основные аспекты современного высшего образования.

Актуальнве проблемы высшего образования.

ФИЛОСОФСКИЙ, КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИЙ И ОБЩЕСТВЕННО-СОЦ.

I. Проблема интернета - невиданные возможности:

ñ возможность общения (педагог и студент)

ñ дистанцио́нное образова́ни е — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.Помимо Интернета, популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров и др.) посредством системы «университетский телепорт— спутник— спутниковая антенна студента— телевизор». Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т.д.

Негативные моменты:

ñ не всегда есть возможность обучаться по первоисточнику (есть мнение, что работа с бумажными источниками более глубокая и всесторонне интеллектуальная)

ñ вопросы плагиата

II. Философский аспект.

Философская проблематика переходит в педагогику, осещая вопросы методологии обучения. Фил-я породила характеристики: целенаправленности, рациональности, саморефлексии, нормативности и воспроизводимости. Меняется фил. картина мира, изменяется следовательно и образование.

III. Культурно-семиотический кризис связан с разрушением картины мира и человека.

Закон техногуманитарного равновесия действовал со времен палеолита. Усилился вес синтезирующих дисциплин, а также роль культуры в образовании, проблема внимания к языку. Вводятся новые понятия в современной педагогике: понимание, объяснение, перевод, интерпретация.

Гермене́втика ( др.-греч. ἑρμηνευτική— искусство толкования, от ἑρμηνεύω— толкую):

ñ теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»);

ñ направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Проблемы герменевтики: проблемы восприятия, индивидуального переживания и интерпретации.

Герменевтические традиции в образовании — научить человека понимать тексты культуры. Герменевтическая методология рассматривается с точки зренияматематики, логики, психологии.

IV. Культорологический аспект

Университет - институт знаний.

1. схолостический или теологический тип (университеты Болонии, Салерно, Сорбона, Кембридж 12 — 14 вв)

с хола́стика (греч. σχολαστικός — учёный Scholia - школа) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

2. Эпоха возрождения: антропоцинтрический тип

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

3. натуроцентристская роль естествознания.

4.Технократический тип 20 век

5. социоцентрический тип (СССР. На первом плане идеология)

В наше время должен быть новый тип университета — СИНТЕЗ ВСЕХ ПРЕДЫДУЩИХ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...