Эпоха минимализма (Проспелов, 1990, статья)
Минимализм имеет существ. значение для современно мыслящих музыкантов. Прежде всего нужно отметить, что это не муз. термин, обозначающий совокупность аспектов муз. композиции. Minimal Art – общехудож. концепция, кот. родилась в культуре США и в 60-е годы оказала влияние на многие течения некоммерч. искусства. Появление муз. минимализма (хотя он и мог иметь предшественников в Европе - таких, как Эрик Сати и Джачинто Шелси) произошло в рамках самого радикального авангард. направления – амер. "экспериментал. музыки", во главе которого стоял Джон Кейдж и его школа, и которое противопоставило себя всей европ. муз. традиции, включая ее концентрацию - "классич. авангард" 50-х годов. Сам по себе термин «минимализм» был введен независимо композиторами-критиками Майклом Найманом и Томом Джонсоном, вызывал разногласия, но стал широко использоваться с середины 1970-х годов. Считается, что возникновение минимализма было реакцией на структурную усложненность авангардной музыки - в первую очередь на функциональную избыточность сериализма, ее оторванность от слух. восприятия. Это так и не так. Первые минимальные эксперименты вовсе не пытались удобно улечься в ухо слушателю. Наоборот, они уничтожили то последнее, что крепко связывало авангард с традицией - идею целого как логической конструкции, основанной на свойствах памяти и организованной внутр. отношениями. Сущностные черты минимализма - наделение значением первичных элементов (тишины, отдельного звука, простейших акустических сочетаний) и отрицание функциональных связей в организации муз. целого. Отвергая дискурсивно-логические принципы европ. культуры, минимализм стремился не к деконструкции, но к очищению муз. мышления, к созданию произведений, свободных от гуманистических абстракций, в которых не было бы ничего, кроме самих первоэлементов музыки - звуков.
Все вышесказанное позволяет трактовать минимализм не только в качестве стиля-направления совр. проф. и поп. музыки, но и как принцип муз. мышления, худож. метод. (Конспект М.Р.) Способы худож. адаптации минимализма: 1) весь творческий путь композитора в рамках минимализма; 2) минималистские методы внутри произведения (напр. У композитора Адамса); 3) минималистские методы в рамках сочинения (Лигити, Фиртич). В создании муз. произведения используется техника паттернов. Композитор конструирует муз. элемент в форме квадрата и этот элемент повторяется. Важную роль здесь играют остинатные формы. Существует 3 разновидности формы на основе паттернов (паттерн – кирпич, плита): 1) форма-момент (Н: наблюдение за минутной стрелкой часов); 2) форма- интервал (композитор работает с 1 интервалом, потом с др. и т.д. Строг. послед-ть блоков, симметричность, иерархичность, незаметные метаморфозы); 3) форма – цикл (из композиций складываются цикличные формы). Типы работы с тематизмом: 1) точное многократное повторение паттерна; 2) пермутация первоначальныъ элементов; 3) комбинирование изначально заданного набора паттернов. Выводы: 2) м. – один из принципов современной культуры; 3) исход. пункт м. заключен в тезисе «меньшее есть большее», как можно меньше выразит. средств; 4) человек растворяется в природе, он - её неотъемлемая часть; 5) м. в искусстве - условное наименование разного рода творч. поисков, направленных на адаптивную, релаксическую функцию искусства; 6) в творч. методе – рационализм и трансцендентность, математический расчёт и трансовые методики;
Яркими представителями минимализма в музыке являются Джон Адамс, Филип Гласс, Джон Кейдж, Майкл Найман, Вим Мертенс, Томас Ньюман, Арво Пярт, Терри Райли, Стивен Райх, Симеон тен Хольт. Среди рос. представителей минимализма — композиторы Владимир Мартынов, Антон Батагов, Алексей Айги, Павел Карманов, Сергей Загний.
Основные аспекты современного высшего образования. Актуальнве проблемы высшего образования. ФИЛОСОФСКИЙ, КУЛЬТОРОЛОГИЧЕСКИЙ И ОБЩЕСТВЕННО-СОЦ. I. Проблема интернета - невиданные возможности: ñ возможность общения (педагог и студент) ñ дистанцио́нное образова́ни е — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.Помимо Интернета, популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видеокурсов, видеосеминаров и др.) посредством системы «университетский телепорт— спутник— спутниковая антенна студента— телевизор». Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т.д. Негативные моменты: ñ не всегда есть возможность обучаться по первоисточнику (есть мнение, что работа с бумажными источниками более глубокая и всесторонне интеллектуальная) ñ вопросы плагиата II. Философский аспект. Философская проблематика переходит в педагогику, осещая вопросы методологии обучения. Фил-я породила характеристики: целенаправленности, рациональности, саморефлексии, нормативности и воспроизводимости. Меняется фил. картина мира, изменяется следовательно и образование. III. Культурно-семиотический кризис связан с разрушением картины мира и человека. Закон техногуманитарного равновесия действовал со времен палеолита. Усилился вес синтезирующих дисциплин, а также роль культуры в образовании, проблема внимания к языку. Вводятся новые понятия в современной педагогике: понимание, объяснение, перевод, интерпретация.
Гермене́втика ( др.-греч. ἑρμηνευτική— искусство толкования, от ἑρμηνεύω— толкую): ñ теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»); ñ направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов. Проблемы герменевтики: проблемы восприятия, индивидуального переживания и интерпретации. Герменевтические традиции в образовании — научить человека понимать тексты культуры. Герменевтическая методология рассматривается с точки зренияматематики, логики, психологии. IV. Культорологический аспект Университет - институт знаний. 1. схолостический или теологический тип (университеты Болонии, Салерно, Сорбона, Кембридж 12 — 14 вв) с хола́стика (греч. σχολαστικός — учёный Scholia - школа) — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. 2. Эпоха возрождения: антропоцинтрический тип Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. 3. натуроцентристская роль естествознания. 4.Технократический тип 20 век 5. социоцентрический тип (СССР. На первом плане идеология) В наше время должен быть новый тип университета — СИНТЕЗ ВСЕХ ПРЕДЫДУЩИХ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|