Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности динамики развития ловкости у школьников МОУ «ЦО с. Канчалан»




 

Оценивая объективность оценки развития ловкости по результатам «челночного бега» 4х9м., мы исходили из того, что он по своему содержанию, в недостаточной мере, может служить критерием развития ловкости, так как не является координационно-сложным двигательным заданием и не позволяет оценить точность его выполнения.

По третьей позиции (время его выполнения) «челночный бег», в некоторой степени, отражает изучаемое физическое качество. Учитывая то, что ловкость является сложным по составу физическим качеством, можно считать, что результаты в «челночном беге» позволяют лишь частично дать оценку физической подготовленности по этому качеству.

Статистическая обработка фактического материала показала, что результаты в «челночном беге» практически зеркально отражают результаты в беге на 100 м., что в системе комплексной оценки физической подготовленности подростков является показателем развития быстроты.

В нашем эксперименте, коэффициент парной корреляции между результатами в беге на 100м и «челночным бегом» составил 0,83, что свидетельствует о высокой взаимообусловленности этих показателей физической подготовленности.

Приняв за основу педагогическое обоснование определения физического качества, ловкость и учитывая мнение многих специалистов мы считаем, что одним из его проявлений можно рассматривать способность человека к точному управлению основными параметрами движений во времени, пространстве и по величине динамических проявлений. В педагогическом эксперименте была разработана и практически апробирована методика развития точности на модели некоторых легкоатлетических упражнений.

Содержанием средств, используемых в данной методике, явилось выполнение двигательных заданий способствующих развитию точности воспроизведения и произвольного дифференцирования основных параметров прыжков в длину с разбега.

Опираясь на эти данные, мы разработали методику развития точности воспроизведения и произвольного дифференцирования некоторых параметров движений и самих спортивных результатов в прыжках в высоту и длину с места, в беге на короткие дистанции, а также метании спортивных снарядов в пределах 50 - 80% от максимально возможных.

Учебные задания, выполнение которых предполагало развитие точности движений, не содержали самостоятельных задач обучения и выполнялись в комплексе с другими видами работы на уроке. Первую группу заданий составили прыжки в длину и высоту с места. В первых трех попытках занимающимся предлагалось выполнить прыжки с максимальной (по их субъективной оценке) интенсивностью. По результатам этих прыжков определяли максимальные двигательные способности в прыжках для каждого занимающегося. Далее рассчитывали учебные задания в пределах 50 - 80 процентов от максимально возможных. Оценку выполнения заданий проводили по величине ошибки воспроизведения в метрических показателях (с точностью до 1 см) и в процентах по отношению к заданной величине. Шаг увеличения интенсивности заданий от занятия к занятию составил 50 - 60, 60 - 70, 75 и более процентов от максимума.

Точность произвольного дифференцирования развивалась с помощью учебных заданий построенных по следующему принципу. В первых попытках определяли максимальный показатель в результатах прыжков. Затем, на фоне воспроизведения заданной в пределах 50 - 80% от максимума величины интенсивности, занимающиеся старались с минимальной амплитудой увеличить или уменьшить этот показатель. Оценка точности осуществлялась по величине колебаний результатов прыжков от заданной величины.

Объем двигательных заданий составлял 2 - 3 серии прыжков в уроке. Каждая серия включала в себя три прыжка с максимальной интенсивностью и 6 - 8 прыжков с заданием на воспроизведение или произвольное дифференцирование контролируемого параметра двигательной деятельности.

Отдых между попытками колебался в пределах от 0,5 до 1,5 минуты.

Развивая точность в беге на отрезках от 30 до 100 м., применяли ту же методику. Отличием являлось ограничение количества попыток при определении максимума интенсивности до одной пробежки, а в основном задании их число не превышало 4-х раз.

Точность метания развивали метанием малого и набивного мяча. Методика выполнения заданий была аналогичной прыжковой и беговой.

Общая продолжительность выполнения заданий по развитию точности на одном уроке не превышала 15 - 20 минут. Все результаты выполнения учебных заданий заносились в индивидуальные карточки контроля, которые анализировались в ходе урока и после его окончания.

Статистическая обработка фактического материала исследований показала, что уже после пятого занятия у занимающихся наблюдается значительное улучшение точности движений, а к десятому уроку эти показатели стабилизируется на индивидуальном уровне.

Результаты исследования позволяют судить о том, что достаточное количество занятий, направленных на развитие точности движений, по рекомендуемой методике, находится в пределах от 5-ти до 10 уроков в одном учебном году. Статистически достоверно доказано (Р > 0,95) положительное влияние выполнения такого рода учебных заданий не только на развитие ловкости, но и на другие виды комплексных двигательных способностей. Мы уверены в том, что широкое использование в практике работы по физическому воспитанию средств и методов развития точности движений поможет более эффективно решать основные задачи физического совершенствования учащейся молодежи и взрослого населения нашего государства.

 


Выводы

 

Физическое развитие детей является одним из существенных показателей состояния здоровья ребенка, которое отражает общий уровень жизни различных групп населения и как индикатор чувствителен к любым изменениям окружающей среды. Выявление закономерности физического развития детей имеет большое значение в решении проблемы предупреждения и снижения заболеваемости и организации их диспансерного наблюдения на различных этапах онтогенеза.

Физическое развитие детей отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходят преобразования генотипических потенций в фенотипические проявления. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотипические проявления. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды.

Несмотря на многолетние исследования физического развития, до сих пор остаются дискутабельными и недостаточно изученными процессы роста и развития детского организма в зависимости от среды обитания, расовой, национальной принадлежности, при этом изучение процессов роста и развития детей отдельных популяций в различных климатогеографических условиях проживания является одним из актуальных вопросов возрастной антропологии.

Антропологический подход, широко используемый в последнее десятилетие учеными разных направлений, позволяет определить не только особенности роста и развития детей и подростков, но и установить комплексно закономерности данного периода онтогенеза, а индивидуально-типологический подход позволяет решать вопросы профилактической медицины.

Специфика приспособления коренного населения формировалась в ряду многих поколений и представляет собой адаптационный оптимум, который адекватен данной среде обитания. По этой причине прогнозирование медико-биологического состояния пришлого населения в неблагоприятной для нее среде на основе закономерности в морфофункциональной изменчивости и типологии индивидуального развития, характерной для организма пришлого населения, представляется одним из основных путей изучения и возможностей формирования здоровья человека в районах Крайнего Севера. Таким образом, изучение фенотипической изменчивости детского организма в условиях Крайнего Севера, а также необходимость создания банка данных физического развития детей 15-16 лет определили актуальность и научную новизну данной работы.

Для полного анализа особенностей физического развития детей в условиях Крайнего Севера мы провели оценку по следующим показателям:

изучить особенности динамики развития быстроты у школьников;

изучить особенности динамики развития скоростно-силовых способностей у школьников;

изучить особенности динамики развития выносливости у школьников;

изучить особенности динамики развития силовых способностей у школьников;

изучить особенности динамики развития гибкости у школьников;

изучить особенности динамики развития ловкости.

Таким образом, на основании полученных данных мы можем сделать вывод о том, что дети МОУ «ЦО с. Канчалан» имеют низкий уровень физического развития, не смотря на хорошую школьную программу по физическому воспитанию. Итак, данная программа нужна в корректировке, или дополнениях, например, в виде разработки дополнительные физкультурных кружков.


Список использованной литературы

1. Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. - М., «Академия», 2002. - 240 с.

2. Васильев А.П., Оценка физического развития детей 1-11 классов. - М.: РАН, 2004. - 210с.

.   Влияние учебной нагрузки и санитарно-гигиенических условий обучения на здоровье школьников. // Под редакцией А.Г. Хрипковой - М.: Центр инноваций в педагогике, 2002. - 112с.

.   Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 250с.

.   Горбунов Г.Д., Гогунов Е.Н. Психология физической культуры и спорта. - М.: Академия, 2009. - 320с.

.   Дорохов, Р.Н. Спортивная морфология: учеб. пособие для студентов вузов физ. культуры, направление 521900 - Физ. культура, специальность 022300 - Физ. культура и спорт / Р. Н. Дорохов, В. П. Губа. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 230 с.

.   Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 512 с.: ил.

.   Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 384с.

.   Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: ACADEMIA, 2001. - 264 с.

10. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости. - М.: ФиС, 2006. - 205 с.

11. Ильин Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2008. - 390с.

.   Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 2007. - 455с.

.   Коробков А.В., Головин В.А., Масляков В.А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 2005. - 380с.

.   Котляревский-Зубченко А.А. Все начинается с урока // Физическая культура в школе - 2009 - №8.

.   Круцевич Ю.Ф. Теория и методика физического воспитания. - Киев: Олимпийская литература, 2003. - 280с.

.   Кузнеченкова Н.В. Основы здорового образа жизни: учебно-методические материалы. - Вологда: 2003. - 198с.

.   Курамшина Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник - 2-е изд., испр. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

.   Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. - М.: Просвещение, 2005. - 340с.

.   Лебедева О.П. Комплексная учебно-оздоровительная программа физического воспитания школьников 11 - 14 лет специальной медицинской группы с элементами тренировочной направленности в условиях Крайнего Севера: Автореф. канд. дис. Омск, 2000. - 24 с.

.   Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М., 2009. - 290с.

.   Мансурова С.Е. Здоровье человека и окружающая среда. - М.: СПб.: ООО «Виктория плюс»., 2006. - 112с.

.   Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебн: пос. для ИФК. - М.: ФиС., 2007. - 271 с.

.   Матвеев Л.П. Теория и методика ФК: Учебн. для ИФК. - М.: ФиС, 2001. - 542с.

.   Платонов В.Н. Теория спорта: Учебн. для ИФК. - Киев: Вища школа, 2005. - 423 с.

.   Психология спорта. Хрестоматия. - М.: АСТ, Харвест, 2007. - 320с.

.   Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: Учебное пособие. - М.: «Академия», 2002. - 152 с.

.   Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта. Учебник для вузов. - М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2009. - 390с.

.   Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 2005. - 445с.

.   Суслов Ф.П. Тышлер Д.А. Терминология спорта. Толковый словарь спортивных терминов. Т 35 Около 9500 терминов - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 480 с.

.   Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для отделений физ. воспит. пед. Училищ / Под ред. Б. М. Шияна.- М.: Просвещение, 2008. - 235 с.

.   Теория и методика физического воспитания; Учебник для фак-тов физ. воспит. пед, ин-тов / Под ред. Б. А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2000. - 240 с.

.   Тер-Ованесян А.А. Спорт (обучение, воспитание, тренировка). - М.: ФиС, 2007. - 208 с.

.   Тонкова-Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Ради здоровья детей. - М.: Просвещение, 2005. - 125 с.

.   Трушкин А.Г. Методические рекомендации по комплексной оценке физического развития детей и подростков г. Ростова-на-Дону (от 5 до 17 лет). - Ростов н/Д: РГПУ, 2000. - 71 с.

.   Физическое воспитание детей на севере / Сост. Т. И. Осокина, В. А. Чунтова. - М.: Просвещение, 2001. - 230 с.

.   Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 130 с.

.   Харламов И.Ф. Педагогика. - 2-е изд. - М., 2000. - 452 с.

.   Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. исп. и доп. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 480 с.

.   Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебное пособие. - М.: ACADEMA, 2008.

.   Хрипкова А.Т. Возрастная физиология и школьная гигиена. - М.: Просвещение, 1999. - 319с.

.   Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в школьных учреждениях. - М.: Просвещение, 2004. - 300 с.

.   Чермит К.Д. Теория методика физической культуры: опорные схемы: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2005. - 272 с.

.   Юрко Г.П., Спирина В.П., Сорочек Р.Г. и др. Физическое воспитание детей. - М.: Медицина, 2001. - 300 с.

.   Яковлев В. Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 230 с.

.   Янсон Ю.А. Уроки физической культуры в школе (новые педагогические технологии). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 320с.

 


 

Приложение

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...