Анализ процесса обучения персонала в МУЗ «Кировская городская клиническая больница №7»
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (раздел 9) работники имеют право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Проводимая политика обеспечивает постоянное совершенствование медицинской отрасли. Поэтому руководство больницы уделяет большое внимание работе с кадрами, как в плане социального обеспечения, так и в плане обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными актами, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения определенных видов деятельности. Согласно Приказу Минздравсоцразвития России №415н от 7 июля 2009г. «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» в КГКБ №7 дополнительное профессиональное образование врачей существует в 2-х основных формах: профессиональная переподготовка и повышение квалификации. Важным направлением кадровой работы является переподготовка и повышение квалификации персонала. Главной задачей образовательной деятельности является совершенствование теоретических знаний и практических навыков медицинских работников с высшим и средним образованием по актуальным проблемам современной медицины и обучение новым высокотехнологичным видам медицинской помощи с целью их внедрения в клиническую практику лечебно-профилактических учреждений. В таблице 11 представлены полученные квалификационные категории и сертификаты медицинских работников.
Таблица 11 - Квалификационные категории и сертификаты медицинского персонала МУЗ "Кировская городская клиническая больница №7" 2007-2009 гг.
По данным таблицы 11 видно, что медицинский персонал высоко квалифицирован. В 2009 г. количество врачей и среднего медперсонала с высшей категорией составило 14,72% и 12,61% соответственно, что говорит о хороших качественных характеристиках и большом опыте работы. Профессиональная переподготовка - это вид дополнительного профессионального образования, предназначенный для последующего выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка врачей проводится в ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия», в институте последипломного образования. Циклы дополнительного профессионального образования для врачей: 1. Кафедра общественного здоровья и здравоохранения - проводит зав.кафедрой - член-корр. РАЕН, академик РАЕ, д.м.н., профессор Куковякин Сергей Анатольевич (ул. К.Маркса, 112, кааб.302). Длительность обучения 570 часов. Слушатели - главные врачи ЛПУ, заместители главных врачей.
2. Кафедра педиатрии - проводит зав.кафедрой - д.м.н. Муратова Наталья Геннадьевна (детская поликлиника гор. больницы №8 ул.Монтажников, 32). Длительность 510 часов. Слушатели врачи-педиатры. . Кафедра акушерства и гинекологии - проводит зав.кафедрой - д.м.н. Хлыбова Светлана Вячеславовна (Северная городская больница ул. Свердлова,4). Длительность 510 часов. Слушатели врачи акушеры-гинекологи. . Кафедра хирургии с курсом анестезиологии-реаниматологии - проводит - зав.кафедрой - заслуженный деятель науки РФ, член-корр. РАМН, д.м.н., профессор Журавлев Валентин Андреевич; зав.курсом анестезиологии-реаниматологии - к.м.н., доцент Чичерин Игорь Николаевич (Кировская областная клиническая больница ул.Воровского, 42). Длительность 504 часа. Слушатели - врачи-хирурги, врачи травматологи-ортопеды, врачи анестезиологи-реаниматологи. . Кафедра терапии - проводит - зав.кафедрой - к.м.н., доцент Зонов Олег Александрович (Кировская областная клиническая больница ул.Воровского,42). Длительность 510 часов. Слушатели врачи-терапевты. . Кафедра семейной медицины с курсом клинической лабораторной диагностики - проводит - зав.кафедрой - к.м.н., доцент Григорович Марина Сергеевна (Поликлиническое консультативно-диагностическое отделение клиники Кировской ГМА ул. Володарского, 161). Длительность 864 часа. Слушатели - врачи-терапевты, врачи-педиатры. Профессиональная переподготовка среднего медицинского персонала проводится в Кировском областном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников здравоохранения. Обучение проводится по программамподготовки медсестер по физиотерапии, массажу, лечебной физкультуре, диетологии, операционному делу, анестезиологии. Длительность обучения составляет 288 часов. Проводят - заведующая отделением терапевтического профиля: Левицкая Надежда Александровна, заведующая отделением педиатрического профиля: Бурдаева Ольга Анатольевна, заведующий отделением хирургического профиля: Гритчин Михаил Иванович. После окончания курса профессиональной переподготовки проводится тестовой экзамен, и выдаются диплом специалиста и сертификат. Повышение квалификации врачей проводится по темам:
· Организация здравоохранения и общественное здоровье; · Педиатрия; · Актуальные вопросы акушерства и гинекологии; · Травматология и ортопедия; · Анестезиология и ревматология; · Терапия и др. Длительность курсов составляет 288 часов. Повышение квалификации среднего медицинского персонала проводится по темам: · Лечебное дело; · Акушерское дело; · Сестринское дело (в хирургии, терапии, педиатрии и т.д.); · Лабораторная диагностика и др. Длительность курсов составляет 144 часа. После окончания курсов выдается свидетельство о повышении квалификации, и сертификат продляется на 5 лет. В таблице 12 представлена численность медицинских работников прошедших курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Обучение специалистов по специальностям, требующим дополнительной подготовки, проводится через профессиональную переподготовку при наличии послевузовского базового профессионального образования (интернатура или ординатура с получением сертификата по одной из специальностей).
Таблица 12 - Количество человек, прошедших курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в МУЗ "Кировская городская клиническая больница №7" 2007-2009 гг.
Из таблицы 12 видно, что в течение 3-х лет постоянно ведется переподготовка кадров по смежным специальностям, а также повышение квалификации медицинского персонала. Снижение количества врачей и среднего медицинского персонала, прошедших усовершенствование в 2009 г. по сравнению с 2007 г. на 7 и 8 человек соответственно связано с сокращением персонала. В КГКБ №7 предпочтение отдается обучению непосредственно на рабочем месте, в силу ограниченности финансовых ресурсов. Для обучения медицинского персонала на рабочем месте в ЛПУ используются такие активные методы обучения: · производственные деловые игры; · блиц-игры; · «мозговой штурм»; · врачебно-сестринские конференции. В производственной деловой игре «Возникновение чрезвычайной ситуации» медицинский персонал отрабатывает навыки правильного реагирования и проведения мероприятий при возникновении пожара, обнаружении оставленного без присмотра предмета, анонимном звонке с информацией о минировании здания и др.
Кроме того, в больнице разработан сценарий деловой игры «действия медицинского персонала при выявлении больного с подозрением на наличие особо опасной инфекции». Сюжеты игр отражают реально существующие в стране и здравоохранении проблемы (угроза терроризма, крымская геморрагическая лихорадка, холера и др.). Чем быстрее и четче будет действовать медицинский персонал в смоделированной ситуации, тем меньше ошибок они допустят при возникновении реального чрезвычайного происшествия. Специалиста по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, проводящие обучение, обязательно обсуждают результаты игры, анализируя допущенные ошибки. Блиц-игры обычно применяют в процессе работы с молодыми специалистами на базе стационара и поликлиник. Целью блиц-игры является установление личного контакта с молодыми специалистами, а также определение объема и уровня их теоретических знаний по определенной теме. В основе блиц-игры лежит определенная ситуация. Например, при демонстрации видеофильма с помощью коротких вопросов руководитель блиц-игры может выяснить, насколько хорошо усвоена та или иная тема. «Мозговой штурм» направлен на коллективное выдвижение идей и их развитие. Этот оперативный метод решения проблемы, рожденный в системе управления, основан на стимулировании творческой активности. Участникам обсуждения предлагают высказать как можно больше вариантов решения, догадок, ассоциаций, различных идей и предложений (например, по организации и проведению мероприятий «день медицинского работника», «День медицинской сестры» и др.). Процесс экспертизы довольно трудоемкий, т. к. требует оценки каждого предложения. Этот метод дает возможность медицинскому персоналу высказывать даже самые абсурдные идеи, и не бояться критики, однако он не дает гарантий, что в числе выдвинутых идей найдется рациональное зерно, которое поможет принять правильное решение. На врачебно-сестринские конференции приглашаются медицинские представители фармавцевтических компаний, которые рассказывают подробную информацию о медицинских препаратах, его свойствах. Также на врачебно-сестринских конференциях рассматриваются нормативно-правовые аспекты оказания медицинской помощи; проводятся зачеты по иммунопрофилактике и т.п. Для оценки эффективности обучения медицинского персонала следует, прежде всего, выбрать адекватные критерии и показатели, относящиеся к данному процессу и отражающие его конечные результаты. Результаты (эффекты медицинской деятельности) являются производными от ресурсов и в определенной мере характеризуют степень эффективности их использования. В связи с тем, что медицина относится к непроизводственной сфере, и деятельность ЛПУ, как правило, не обретает товарную форму, а представлена в форме «услуги», то часто возникают вопросы о правомерности такого суждения, как эффективность затрат в здравоохранении. Тем не менее, услуга, произведенная в ЛПУ, обладает двумя основными характеристиками - это цена и качество. Следует отметить, что обе характеристики взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Что касается результатов процессов обучения, их выявление и оценка сопряжены со значительными трудностями: слишком условны стоимости и отделены от овеществленного труда многие эффекты (снижение психического перенапряжения, уменьшение и снятие боли, производство профилактических и лечебных манипуляций и пр.) Положительные аспекты от обучения персонала: · получение знаний, развитие навыков; · соответствие персонала внутренним стандартам взаимодействия с пациентом; · сплоченность коллектива - командообразование; · выявление дополнительного потенциала сотрудников; · мотивация персонала, следовательно, сотрудник стремиться к максимальной эффективности; · улучшение восприятия своей профессии, открытие ее новых граней, а в итоге - избавление от рутинности; · поиск новых путей для решения рабочих задач; · формирование умения грамотно разрешать конфликты «медицинский работник - пациент»; Кроме того, обучающие планерки помогают изучать новые нормативно-правовые документы, открывают новые аспекты качества оказания медицинской помощи. Все это приводит к устойчивой положительной динамике таких показателей работы, как: · увеличение оборота койки, · снижение количества внутрибольничных инфекций, · текучести кадров. В целом организация обучения и повышения квалификации позволяет сделать вывод о продуманной целенаправленной политике администрации по развитию персонала как главного ресурса в организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|